|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в
современной социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. О. А. Белкина, М. Н. Шалаева ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ
СОДРУЖЕСТВО – ИСКУССТВО ЖИТЬ ВМЕСТЕ» В
настоящее время в нашей стране интенсивными темпами идёт реформа образования,
которая сопровождается укрупнением, реорганизацией малых школ. К таким школам
(менее 300 учащихся) относились в последние годы Центр образования № 190 и
школа № 15 Октябрьского района г. Екатеринбурга. С 1
сентября Поэтому первостепенной задачей новой
школы стало создание общешкольного коллектива учителей, родителей и учащихся.
Неоценимую помощь в этом сложном вопросе нам оказали труды А. С. Макаренко.
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение
их для достижения общих целей в общем труде. Говоря о коллективе, как о
факторе и среде воспитания, следует подчеркнуть, что в макаренковской концепции
речь идёт о «воспитательном коллективе» (едином коллективе педагогического
учреждения). В школьной практике чаще всего используются понятия «детский
коллектив», «ученический коллектив», причём этот коллектив чётко привязан к
«школе учёбы». В таком случае педагогический коллектив не представляет
органического единства с ученическим коллективом и совместная деятельность,
сотрудничество, содружество могут происходить лишь в единичных, локальных
делах. Чтобы в реорганизованной школе было интересно учиться и жить, нужно
было найти точки соприкосновения двух коллективов. Первым общим делом стало
благоустройство школы. Вместе с тем, мы постарались сохранить традиции 15
школы и Центра образования. В
школе второй год реализуется проект «Школьное содружество – искусство жить
вместе». Его направления деятельности очень актуальны на этапе слияния двух
школ. Анализ ресурсных возможностей учреждения послужил основанием для
обращения педагогического коллектива к следующим идеям. Идея социального партнёрства – развитие общественных инициатив, форм
самоопределения подрастающего поколения, направленных на удовлетворение
потребностей и развитие местного сообщества (Ф. Т. Михайлов). Воспитание
духовно-нравственной, социально-компетентной, толерантной, здоровой личности,
готовой к выбору собственного жизненного пути, невозможно без объединения
усилий всех заинтересованных сторон общества конкретной территории. Педагогическим
коллективом понятие «социальное партнёрство» конкретизируется как устойчивая
система взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, учреждений и предприятий
микрорайона (в том числе образовательных), а также учреждений образования на
уровне микрорайона, района и города в целях развития условий территориально
доступного качественного образования в соответствии с образовательными запросами
учащихся. Идея педагогической поддержки. Организация
педагогической поддержки подразумевает деятельность различных служб общества,
которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей, и осуществляется
на основе системы разноплановых мероприятий, направленных на выявление и
поддержку интересов, склонностей и жизненных устремлений учащихся. Комплекс
социально-педагогической поддержки представляет собой многоплановую
структуру, в которой выделяется три инновационные системы: ·
образовательная система на основе множественной
(внутриклас-сной, межклассной) дифференциации учебного процесса; ·
система воспитательной работы и дополнительного
образования как равноценного компонента образования наравне с учебным
процессом; ·
система социально-педагогической и медико-психологической
поддержки личности каждого ребёнка и школьного коллектива в целом. Идея
воспитания толерантного сознания, поведения обучающихся на основе
взаимодействия народной педагогики и народного воспитания (Я. А. Каменский,
А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский, К. Д. Ушинский). Современные
социокультурные условия диктуют необходимость формирования личности,
способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к
инакомыслию, критическому осмыслению суждений, основанных на моральных
ценностях. Школа как неотъемлемая часть общества должна чутко реагировать на
все изменения социальной обстановки. Именно поэтому в настоящее время
важнейшей задачей мы считаем создание условий для развития толерантной
личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической
обстановке. Цель проекта «Школьное содружество – искусство жить вместе» – создание системы партнёрства
педагогов, учащихся, родителей, учреждений и организаций микрорайона,
обеспечивающей создание образовательной среды для развития индивидуальности
каждого учащегося, воспитания толерантного сознания и поведения, расширения
возможностей социальной адаптации и жизненного самоопределения. Задачи
проекта: 1.
Расширение образовательных и воспитательных
возможностей территории за счёт использования ресурсов социального партнёрства
на уровне школы (педагоги, учащиеся, родители), микрорайона, района и города. 2.
Повышение качества образования на основе адаптации
условий обучения и воспитания индивидуально-личностным особенностям учащихся,
в том числе социальным, психофизических, этническим. Развитие интеграции
общего и дополнительного образования для повышения их адаптивности к образовательным
потребностям детей. 3.
Формирование системы воспитательной работы,
направленной на обретение учащимися качеств толерантной, социально
компетентной, здоровой личности, готовой к выбору собственного жизненного
пути, посредством консолидации усилий педагогов, учащихся, родительской общественности,
жителей, представителей социокультурной сферы территории. Модель социального партнёрства
школы в настоящее время расширена: заключен договор с колледжем УрГЭУ, близлежащими
предприятиями общественного питания и автосервиса для прохождения
производственной практики учащимися нашей школы. Одним из новых видов работы с детским
садом № 397 является организация совместных праздников для жителей посёлка, а
также первичное ознакомление воспитанников подготовительной и старшей группы
со школьным коллективом и условиями обучения. На базе школы созданы творческие
студии и кружки «Ступени мастерства» и «Техническое моделирование», которые
посещают дети микрорайона. В рамках сотрудничества с детско-юношеской
спортивной школой работают секции по баскетболу, бадминтону, волейболу, кружки
по спортивным и бальным танцам. На базе местной библиотеки в целях
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся регулярно проводятся
Единые классные часы. На территории пожарной части № 9 с целью профориентации
школьников проводятся экскурсии. Чтобы
сплотить общешкольный коллектив, мы начали с практически значимых дел.
Регулярно организовываются субботники по уборке территории школы, в которых
участвуют все: ученики, педагоги, родители. По доброй традиции, которую мы
принесли из Центра образования № 190, в школе работают «трудовые бригады», где
трудятся дети из малообеспеченных семей. Они выполняют посильную работу по
два часа в день, получают зарплату от службы занятости и денежное
вознаграждение от школы. При финансовой поддержке отдела образования
Октябрьского района создан современный библиотечно-информационный центр,
двери которого открыты для всех жителей посёлка. Отремонтирован также кабинет
технологии. Чтобы сдружить нынешний и будущий коллектив
учителей, детей и родителей, мы провели общие для 2-х школ праздники и
олимпиады: День учителя, Масленица, интеллектуальные игры, военно-спортивная
игра «Зарница» и соревнования «Полоса препятствий», спортивные соревнования и
конкурс «А ну-ка, парни!» Школьный каток не пустует с утра до вечера –
катаются все желающие. Своеобразным отчётом
перед общественностью посёлка Чапаевский стал День открытых дверей в ОУ № 15.
На нём была представлена образовательная система школы, совместный концерт
учащихся, педагогов, воспитанников детского сада и школы искусств. Спортивный
праздник «Мама, папа, я – дружная семья» дал заряд бодрости не только
участникам, но и болельщикам. Представители колледжа УрГЭУ провели
презентацию системы непрерывного образования Школа → Колледж →
ВУЗ. Реорганизация
школы продолжается. В марте из ЦО № 190 в нашу школу пришли 50 учащихся из
10-х классов, в апреле – 52 ученика вечерней школы. В этом году рамки нашего
социального партнёрства расширились – мы вышли на уровень города. А самое
главное, что к нам потянулись люди, жители посёлка. Они поверили, что
совместными усилиями можно сделать школу лучше и краше. Весной будем делать
детскую площадку. Финансовую поддержку оказали предприятия и отдельные граждане
посёлка. |
|
||
|
|
|
|
|