: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

О. А. Белкина,

 М. Н. Шалаева

ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ СОДРУЖЕСТВО – ИСКУССТВО ЖИТЬ ВМЕСТЕ»

В настоящее время в нашей стране интенсивными темпами идёт реформа образования, которая сопровождается укрупнением, реорганизацией малых школ. К таким школам (менее 300 учащихся) относились в последние годы Центр образования № 190 и школа № 15 Октябрьского района г. Екатеринбурга.

С 1 сентября 2010 г. начался процесс реорганизации этих двух образовательных учреждений (ОУ). На их базе планируется создать новое ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу с углублённым изучением отдельных предметов. МБОУ-СОШ № 15 расположена в удаленном от городского центра микрорайоне Чапаевский, который протянулся вдоль оживленной автомагистрали «Сибирский тракт». Население микрорайона составляет около шести тысяч человек, среди которых достаточно много семей переселенцев из стран ближнего зарубежья: Азербайджана, Армении, Таджикистана, Кыргызстана, в том числе проживающих временно. Дети мигрантов в нашей школе составляют около 20%. Изменение этнокультурного облика микрорайона является одной из причин увеличения количества учащихся, испытывающих трудности в сфере межличностных отношений. Невнимание к проблемам интеграции детей-мигрантов в общество может негативно сказаться на гуманизации отношений не только в школе, но и в микрорайоне. Кроме того ситуация в школе на начало учебного года усугубилась ещё и тем, что из Центра образования № 190 пришли в 7-9 классы в основном дезадаптированные подростки. Среди местного населения, отдельных родителей и учащихся было негативное отношение к вновь пришедшим ученикам.

Поэтому первостепенной задачей новой школы стало создание общешкольного коллектива учителей, родителей и учащихся. Неоценимую помощь в этом сложном вопросе нам оказали труды А. С. Макаренко. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Говоря о коллективе, как о факторе и среде воспитания, следует подчеркнуть, что в макаренковской концепции речь идёт о «воспитательном коллективе» (едином коллективе педагогического учреждения). В школьной практике чаще всего используются понятия «детский коллектив», «ученический коллектив», причём этот коллектив чётко привязан к «школе учёбы». В таком случае педагогический коллектив не представляет органического единства с ученическим коллективом и совместная деятельность, сотрудничество, содружество могут происходить лишь в единичных, локальных делах. Чтобы в реорганизованной школе было интересно учиться и жить, нужно было найти точки соприкосновения двух коллективов. Первым общим делом стало благоустройство школы. Вместе с тем, мы постарались сохранить традиции 15 школы и Центра образования.

В школе второй год реализуется проект «Школьное содружество – искусство жить вместе». Его направления деятельности очень актуальны на этапе слияния двух школ. Анализ ресурсных возможностей учреждения послужил основанием для обращения педагогического коллектива к следующим идеям.

Идея социального партнёрстваразвитие общественных инициатив, форм самоопределения подрастающего поколения, направленных на удовлетворение потребностей и развитие местного сообщества (Ф. Т. Михайлов). Воспитание духовно-нравственной, социально-компетентной, толерантной, здоровой личности, готовой к выбору собственного жизненного пути, невозможно без объединения усилий всех заинтересованных сторон общества конкретной территории. Педагогическим коллективом понятие «социальное партнёрство» конкретизируется как устойчивая система взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, учреждений и предприятий микрорайона (в том числе образовательных), а также учреждений образования на уровне микрорайона, района и города в целях развития условий территориально доступного качественного образования в соответствии с образовательными запросами учащихся.

 Идея педагогической поддержки. Организация педагогической поддержки подразумевает деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей, и осуществляется на основе системы разноплановых мероприятий, направленных на выявление и поддержку интересов, склонностей и жизненных устремлений учащихся. Комплекс социально-педагогической поддержки представляет собой многоплановую структуру, в которой выделяется три инновационные системы:

·        образовательная система на основе множественной (внутриклас-сной, межклассной) дифференциации учебного процесса;

·        система воспитательной работы и дополнительного образования как равноценного компонента образования наравне с учебным процессом;

·        система социально-педагогической и медико-психологической поддержки личности каждого ребёнка и школьного коллектива в целом.

Идея воспитания толерантного сознания, поведения обучающихся на основе взаимодействия народной педагогики и народного воспитания (Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский, К. Д. Ушинский). Современные социокультурные условия диктуют необходимость формирования личности, способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, критическому осмыслению суждений, основанных на моральных ценностях. Школа как неотъемлемая часть общества должна чутко реагировать на все изменения социальной обстановки. Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей мы считаем создание условий для развития толерантной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.

 Цель проекта «Школьное содружество – искусство жить вместе» – создание системы партнёрства педагогов, учащихся, родителей, учреждений и организаций микрорайона, обеспечивающей создание образовательной среды для развития индивидуальности каждого учащегося, воспитания толерантного сознания и поведения, расширения возможностей социальной адаптации и жизненного самоопределения.

Задачи проекта:

1.     Расширение образовательных и воспитательных возможностей территории за счёт использования ресурсов социального партнёрства на уровне школы (педагоги, учащиеся, родители), микрорайона, района и города.

2.     Повышение качества образования на основе адаптации условий обучения и воспитания индивидуально-личностным особенностям учащихся, в том числе социальным, психофизических, этническим. Развитие интеграции общего и дополнительного образования для повышения их адаптивности к образовательным потребностям детей.

3.     Формирование системы воспитательной работы, направленной на обретение учащимися качеств толерантной, социально компетентной, здоровой личности, готовой к выбору собственного жизненного пути, посредством консолидации усилий педагогов, учащихся, родительской общественности, жителей, представителей социокультурной сферы территории.

 Модель социального партнёрства школы в настоящее время расширена: заключен договор с колледжем УрГЭУ, близлежащими предприятиями общественного питания и автосервиса для прохождения производственной практики учащимися нашей школы.

Одним из новых видов работы с детским садом № 397 является организация совместных праздников для жителей посёлка, а также первичное ознакомление воспитанников подготовительной и старшей группы со школьным коллективом и условиями обучения. На базе школы созданы творческие студии и кружки «Ступени мастерства» и «Техническое моделирование», которые посещают дети микрорайона. В рамках сотрудничества с детско-юношеской спортивной школой работают секции по баскетболу, бадминтону, волейболу, кружки по спортивным и бальным танцам. На базе местной библиотеки в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся регулярно проводятся Единые классные часы. На территории пожарной части № 9 с целью профориентации школьников проводятся экскурсии.

Чтобы сплотить общешкольный коллектив, мы начали с практически значимых дел. Регулярно организовываются субботники по уборке территории школы, в которых участвуют все: ученики, педагоги, родители. По доброй традиции, которую мы принесли из Центра образования № 190, в школе работают «трудовые бригады», где трудятся дети из малообеспеченных семей. Они выполняют посильную работу по два часа в день, получают зарплату от службы занятости и денежное вознаграждение от школы. При финансовой поддержке отдела образования Октябрьского района создан современный библиотечно-информационный центр, двери которого открыты для всех жителей посёлка. Отремонтирован также кабинет технологии.

 Чтобы сдружить нынешний и будущий коллектив учителей, детей и родителей, мы провели общие для 2-х школ праздники и олимпиады: День учителя, Масленица, интеллектуальные игры, военно-спортивная игра «Зарница» и соревнования «Полоса препятствий», спортивные соревнования и конкурс «А ну-ка, парни!» Школьный каток не пустует с утра до вечера – катаются все желающие.

Своеобразным отчётом перед общественностью посёлка Чапаевский стал День открытых дверей в ОУ № 15. На нём была представлена образовательная система школы, совместный концерт учащихся, педагогов, воспитанников детского сада и школы искусств. Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья» дал заряд бодрости не только участникам, но и болельщикам. Представители колледжа УрГЭУ провели презентацию системы непрерывного образования Школа → Колледж → ВУЗ.

Реорганизация школы продолжается. В марте из ЦО № 190 в нашу школу пришли 50 учащихся из 10-х классов, в апреле – 52 ученика вечерней школы. В этом году рамки нашего социального партнёрства расширились – мы вышли на уровень города. А самое главное, что к нам потянулись люди, жители посёлка. Они поверили, что совместными усилиями можно сделать школу лучше и краше. Весной будем делать детскую площадку. Финансовую поддержку оказали предприятия и отдельные граждане посёлка.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению