: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Н. Д. Олюнина,

Т. И. Зубкова

УЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

Учебный коллектив является необходимым условием для социального и психического развития школьников. С точки зрения социального развития учебный коллектив обеспечивает накопление социального опыта. Социальный опыт – это всегда результат взаимодействия ребёнка с окружающим миром и окружающими людьми. Опыт приобретается детьми в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях. Однако только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами.

Учащиеся школьного коллектива получают социальный опыт в процессе социализации и воспитания. Воспитание является целенаправленным педагогическим процессом, а социализация представляет стихийный процесс взаимодействия с окружающим миром [3, с. 128]. Учебный коллектив, с одной стороны, является педагогически организованным коллективом для осуществления учебной и воспитательной деятельности. В указанных процессах школьник осваивает определённый социальный опыт, отобранный, адаптированный педагогом в соответствии с нормативными требованиями. С другой стороны, ученический коллектив выступает средой процесса социализации, так как школьный класс объединяет детей разнообразных социальных групп (по признакам социального статуса, национальности, вероисповедания и т. д.). Одноклассники являются носителями разнообразного социального опыта, который явно демонстрируется и усваивается школьниками в процессе общения.

Ребёнок с поступлением в школу учится принимать правила и нормы взаимоотношений [1, с. 95], так как становится членом многих коллективов часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. п.), а членом других, и, прежде всего, классного коллектива, он становится в силу определённых условий. Правила и нормы взаимоотношений вводятся уставными положениями образовательного учреждения в форме прав и обязанностей школьников, правилами поведения школьников, соблюдение которых является обязательным.

Неписанные нормы и правила взаимоотношений устанавливаются школьниками стихийно на основе предпочтений лидеров, традиций, социальной ситуации микрорайона и др. Ребёнок не может игнорировать или пренебрегать этими правилами и нормами уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нём удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к складывающимся отношениям. Если он убеждён в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать, доказывать её коллективу.

Благодаря коллективу накапливается опыт коллективного поведения. Принимая участие в групповых формах учебной деятельности, работая в органах самоуправления, организуя досуговую деятельность, школьник выступает в позициях подчинения и активного руководства. Естественным образом формируются навыки коллективного поведения и командной деятельности.

С психологической точки зрения коллектив обеспечивает удовлетворение потребности личности в общении, развивает качества личности, формирует самооценку [2, с. 127]. Учебный коллектив обеспечивает содержательное и свободное общение, удовлетворяет естественную потребность человека в общении. Учебная деятельность, дополнительное образование, кружковая деятельность стимулируют содержательное общение школьников. Школьные перемены, внеклассная работа создают условия для свободного общения.

На основе коллективистических отношений развиваются социально значимые качества личности: инициативность, ответственность, гуманизм, эмпатия. В учебной и внеучебной деятельности школьник проявляет инициативу при выборе дополнительных учебных заданий, при организации развлекательных мероприятий. Получая отдельные поручения, учащийся несёт ответственность за качество их исполнения. Совместная деятельность с одноклассниками стимулирует проявление гуманизма и эмпатии.

Становление самооценки невозможно вне коллектива. Самооценка определяется положительным отношением окружающих. При этом школьники ориентируются на других детей, сравнивают себя с одноклассниками. В коллективе школьник имеет возможность по-новому увидеть себя со стороны, оценить себя и свою роль в учебном коллективе.

Таким образом, учебный коллектив создаёт условия для накопления социального опыта и опыта коллективного поведения, усвоения правил и норм взаимоотношений; обеспечивает содержательное и свободное общение; развивает социально значимые качества личности: инициативность, ответственность, гуманизм, эмпатию; обеспечивает становление самооценки. Поэтому учебный коллектив следует рассматривать как необходимое условие социального и психического развития школьников.

 

Библиографический список

1. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Москва: Владос, 2000. 256 с.

2. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачёв. Москва: Прометей, 1996. 528 с.

3. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластёнина. Москва: Академия, 2002. 576 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению