|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. Н. Д. Олюнина, Т. И. Зубкова УЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА Учебный коллектив
является необходимым условием для социального и психического развития
школьников. С точки зрения социального развития учебный коллектив
обеспечивает накопление социального опыта. Социальный опыт – это всегда
результат взаимодействия ребёнка с окружающим миром и окружающими людьми.
Опыт приобретается детьми в семье, через общение со сверстниками в
неорганизованных внешкольных условиях. Однако только в школьном коллективе
его освоение специально планируется и направляется педагогами. Учащиеся
школьного коллектива получают социальный опыт в процессе социализации и
воспитания. Воспитание является целенаправленным педагогическим процессом, а
социализация представляет стихийный процесс взаимодействия с окружающим миром
[3, с. 128]. Учебный коллектив, с одной стороны, является педагогически
организованным коллективом для осуществления учебной и воспитательной
деятельности. В указанных процессах школьник осваивает определённый
социальный опыт, отобранный, адаптированный педагогом в соответствии с
нормативными требованиями. С другой стороны, ученический коллектив выступает
средой процесса социализации, так как школьный класс объединяет детей
разнообразных социальных групп (по признакам социального статуса,
национальности, вероисповедания и т. д.). Одноклассники являются носителями
разнообразного социального опыта, который явно демонстрируется и усваивается
школьниками в процессе общения. Ребёнок с
поступлением в школу учится принимать правила и нормы взаимоотношений [1, с.
95], так как становится членом многих коллективов часть из которых он
выбирает самостоятельно (кружки, секции и т. п.), а членом других, и, прежде
всего, классного коллектива, он становится в силу определённых условий.
Правила и нормы взаимоотношений вводятся уставными положениями
образовательного учреждения в форме прав и обязанностей школьников, правилами
поведения школьников, соблюдение которых является обязательным. Неписанные нормы
и правила взаимоотношений устанавливаются школьниками стихийно на основе
предпочтений лидеров, традиций, социальной ситуации микрорайона и др. Ребёнок
не может игнорировать или пренебрегать этими правилами и нормами уже потому,
что хочет быть принятым коллективом, занять в нём удовлетворяющее его
положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает,
что школьник должен пассивно приспосабливаться к складывающимся отношениям.
Если он убеждён в своей правоте, он должен занять активную позицию и не
только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но
и отстаивать, доказывать её коллективу. Благодаря
коллективу накапливается опыт коллективного поведения. Принимая участие в
групповых формах учебной деятельности, работая в органах самоуправления,
организуя досуговую деятельность, школьник выступает в позициях подчинения и
активного руководства. Естественным образом формируются навыки коллективного
поведения и командной деятельности. С психологической
точки зрения коллектив обеспечивает удовлетворение потребности личности в
общении, развивает качества личности, формирует самооценку [2, с. 127].
Учебный коллектив обеспечивает содержательное и свободное общение,
удовлетворяет естественную потребность человека в общении. Учебная
деятельность, дополнительное образование, кружковая деятельность стимулируют
содержательное общение школьников. Школьные перемены, внеклассная работа
создают условия для свободного общения. На основе
коллективистических отношений развиваются социально значимые качества
личности: инициативность, ответственность, гуманизм, эмпатия. В учебной и
внеучебной деятельности школьник проявляет инициативу при выборе
дополнительных учебных заданий, при организации развлекательных мероприятий.
Получая отдельные поручения, учащийся несёт ответственность за качество их
исполнения. Совместная деятельность с одноклассниками стимулирует проявление
гуманизма и эмпатии. Становление
самооценки невозможно вне коллектива. Самооценка определяется положительным
отношением окружающих. При этом школьники ориентируются на других детей,
сравнивают себя с одноклассниками. В коллективе школьник имеет возможность
по-новому увидеть себя со стороны, оценить себя и свою роль в учебном
коллективе. Таким образом,
учебный коллектив создаёт условия для накопления социального опыта и опыта
коллективного поведения, усвоения правил и норм взаимоотношений; обеспечивает
содержательное и свободное общение; развивает социально значимые качества
личности: инициативность, ответственность, гуманизм, эмпатию; обеспечивает
становление самооценки. Поэтому учебный коллектив следует рассматривать как
необходимое условие социального и психического развития школьников. Библиографический
список 1. Байбородова Л. В. Организация
воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высш. учеб.
заведений / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Москва: Владос, 2000. 256 с. 2. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций
/ Б. Т. Лихачёв. Москва: Прометей, 1996. 528 с. 3. Сластёнин В. А. и др. Педагогика:
учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф.
Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластёнина. Москва: Академия, 2002. 576
с. |
|
||
|
|
|
|
|