: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

И. Х. Кетман

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Обучение в сотрудничестве как педагогический метод стал популярным и был опубликован в США в конце 20-х - начале 30-х гг. Одними из самых главных сторонников этого метода были Дэвид Джонсон и Роджерс Джонсон, Роберт Славин, Жломо Шаран и Йаел Шаран. Ключевым понятием для данного метода является обучение разнородных групп учащихся. Каждая команда или член группы отвечают за конкретный элемент или часть задания, которое содействует успеху всей группы. Жетонами или другими

средствами мотивации, например, сертификатами награждается вся группа, хотя зачастую каждый член индивидуально получает свой жетон, которым отмечается индивидуальный вклад каждого в выполнение задания.

Несмотря на то, что существует множество видов деятельности, которые являются частью обучения в сотрудничестве, далее мы кратко опишем три наиболее распространённые. Выбор задания может колебаться от простого «Обмена мнениями в паре» до «Литературных мастерских» и до полнокровного «Проектного группового исследования». «Обмен мнениями в паре» связан с вопросом, предложенным учителем, который каждый студент решает индивидуально. Обучающиеся по очереди делятся своими мыслями с партнёром, и, в конце концов, обмениваются мнениями в группах по 4–6 студентов. «Литературные мастерские» – это малые читающие группы, в которых каждый студент несёт ответственность за содействие в обучении всех членов группы. Примером таких индивидуальных «работ» могут быть «Тезаурусы», «Наглядные примеры», «Словари ключевых понятий» или «Органайзеры дискуссий». При групповых исследовательских проектах малой группе необходимо собрать данные по теме, обсудить и проанализировать эти данные посредством групповой дискуссии, затем представить полученные сведения в формате презентации. Во всех этих формах деятельности при обучении в сотрудничестве целью является улучшение овладения обучающимися материалом, который необходим для приобретения так называемых «первичных умений» сотрудничества, толерантности и межличностной коммуникации. Другие умения, которые совершенствуются при использовании методов обучения в сотрудничестве и входят в образовательную программу:

- мыслительные умения;

- метакогнитивные умения;

- критическое мышление и способность к доказательствам в процессе дискуссии;

- умение самоуправления;

- умение видеть проблемы, развитие эмпатии;

- способность работать с детьми различных национальностей, в том числе с представителями этнических меньшинств и т. д.

Обучение в сотрудничестве в настоящее время популярно в США как никакая другая конкретная технология. Оно активно распространяется в классно-урочной системе среди учителей (приблизительно 7–20% времени на уроках проводится при использовании обучения в сотрудничестве), так как большинство обучающих согласны с положительным влиянием данной технологии на развитие коммуникативных качеств обучающихся и на качество организации учебных занятий.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению