: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Ю. О. Неустроева

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Досуг подростков за последнее десятилетие приводит нас к следующему печальному выводу: досуговая деятельность подростков не всегда имеет развивающую направленность, а иногда и негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и знаний, возможность воплотить их в культурной и творческой деятельности, общественной активности. Подростки в силу своих возрастных психологических особенностей готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они ещё идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительные, так и отрицательные образы. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Поэтому именно социальный педагог должен более активно вовлекать детей и подростков в различные полезные мероприятия, коллективные творческие дела.

В подростковом возрасте дети стремятся общаться со сверстниками, поэтому проводить свободное время в семье им не интересно. Современная школа недостаточно внимания уделяет организации досуга детей, и школьники часто предоставлены самим себе и улице.

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [2, с. 537]. Коллективные формы досуга, – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

В подростковом возрасте досуг играет огромную роль в социализации подростка, формировании его жизненных ценностей. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, овладение нормами поведения в обществе. В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания [1, с. 100].

Для того чтобы предупредить социальные проблемы подростков, социальный педагог может решить проблему организации досуга подростков в общеобразовательном учреждении. Он может организовать большой выбор мероприятий, заинтересовывать подростков различными делами.

Организация свободного времени в общеобразовательном учреждении решается через направления социально-педагогической деятельности и в зависимости от содержания досуга:

1. Социально-правовое направление – социальный педагог определяет защиту прав ребёнка и занимается правовой грамотностью несовершеннолетнего [1, с. 6]. Для этого могут быть использованы методы внеклассной работы, бесед или лекций на темы «О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях», «О правилах поведения в обществе».

2. Профилактическое направление – способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся.

Содержание досуга этого направления может реализовать потребность в общении, и ведении здорового образа жизни [1, с. 101]. Такие формы досуга как, диспуты, для подростков будут интересны, потому что они реализуют свою потребность в общении.

Для физического развития подростков социальному педагогу следует проводить такие мероприятия как «Турслёт», «Весёлые старты», также можно вовлекать подростков в спортивные секции. Для повышения культуры подростков важны мероприятия «Этика», «Знакомство с художественными и историческими ценностями». В профилактической деятельности возможно проведение акций вместе с подростками «Наркомании нет», «Я здоровый человек» и другие.

3. Культурно-просветительское направление – организация культурно-досуговой деятельности подростков, проведение профориентационной работы с учащимися, пропаганда социально-педагогических знаний. Содержание досуга этого направления связано с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей, то есть познавательная деятельность [1, с. 101]. Чтобы проявить у подростков интеллектуальную активность, социальный педагог может использовать такие формы досуга, как «Литературный вечер», «Эрудиты», «Профессиональная деятельность», где учащийся может получить знания о разных профессиях.

Мы перечислили несколько направлений социально-педагогической деятельности по организации досуга подростков в общеобразовательном учреждении. Социальный педагог имеет возможность использовать различные его формы, чтобы заинтересовывать подростков, вовлекать их в творческую деятельность, и таким образом, подростки будут проводить свободное время с пользой.

 

Библиографический список

1. Никитина Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. Москва: Владос, 2007. 399 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия. Москва: Наука, 1993–1999. 537 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению