|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. Ю. О. Неустроева СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ Досуг подростков
за последнее десятилетие приводит нас к следующему печальному выводу:
досуговая деятельность подростков не всегда имеет развивающую направленность,
а иногда и негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и
знаний, возможность воплотить их в культурной и творческой деятельности,
общественной активности. Подростки в силу своих возрастных психологических
особенностей готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о
последствиях. При этом они ещё идеологически неустойчивы, в их умы легче
внедрить как положительные, так и отрицательные образы. Когда нет положительной
альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками,
курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Поэтому именно
социальный педагог должен более активно вовлекать детей и подростков в
различные полезные мероприятия, коллективные творческие дела. В подростковом
возрасте дети стремятся общаться со сверстниками, поэтому проводить свободное
время в семье им не интересно. Современная школа недостаточно внимания
уделяет организации досуга детей, и школьники часто предоставлены самим себе
и улице. Досуг – возможность
человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему
выбору [2, с. 537]. Коллективные формы досуга, – благоприятная сфера для осознания
себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В подростковом
возрасте досуг играет огромную роль в социализации подростка, формировании
его жизненных ценностей. В процессе коллективного досугового
времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование
трудовой активности, выработка жизненной позиции, овладение нормами поведения
в обществе. В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе
воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания
[1, с. 100]. Для того чтобы
предупредить социальные проблемы подростков, социальный педагог может решить
проблему организации досуга подростков в общеобразовательном учреждении. Он
может организовать большой выбор мероприятий, заинтересовывать подростков
различными делами. Организация
свободного времени в общеобразовательном учреждении решается через
направления социально-педагогической деятельности и в зависимости от
содержания досуга: 1. Социально-правовое направление –
социальный педагог определяет защиту прав ребёнка и занимается правовой
грамотностью несовершеннолетнего [1, с. 6]. Для этого могут быть использованы
методы внеклассной работы, бесед или лекций на темы «О нравственных и
безнравственных поступках и их последствиях», «О правилах поведения в
обществе». 2. Профилактическое направление –
способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося
поведения учащихся. Содержание досуга
этого направления может реализовать потребность в общении, и ведении
здорового образа жизни [1, с. 101]. Такие формы досуга как, диспуты, для
подростков будут интересны, потому что они реализуют свою потребность в
общении. Для физического
развития подростков социальному педагогу следует проводить такие мероприятия
как «Турслёт», «Весёлые старты», также можно вовлекать подростков в
спортивные секции. Для повышения культуры подростков важны мероприятия
«Этика», «Знакомство с художественными и историческими ценностями». В
профилактической деятельности возможно проведение акций вместе с подростками
«Наркомании нет», «Я здоровый человек» и другие. 3. Культурно-просветительское
направление – организация культурно-досуговой деятельности подростков,
проведение профориентационной работы с учащимися, пропаганда
социально-педагогических знаний. Содержание досуга этого направления связано
с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей, то есть
познавательная деятельность [1, с. 101]. Чтобы проявить у подростков
интеллектуальную активность, социальный педагог может использовать такие
формы досуга, как «Литературный вечер», «Эрудиты», «Профессиональная
деятельность», где учащийся может получить знания о разных профессиях. Мы перечислили
несколько направлений социально-педагогической деятельности по организации
досуга подростков в общеобразовательном учреждении. Социальный педагог имеет
возможность использовать различные его формы, чтобы заинтересовывать
подростков, вовлекать их в творческую деятельность, и таким образом,
подростки будут проводить свободное время с пользой. Библиографический
список 1. Никитина Н. И. Методика и технология
работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. Москва: Владос, 2007.
399 с. 2. Российская педагогическая
энциклопедия. Москва: Наука, 1993–1999. 537 с. |
|
||
|
|
|
|
|