: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

В. В. Михеева

ВОЛОНТЁРСТВО КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ
КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье представлен опыт коллективистского воспитания личности в волонтёрском отряде «Молодая гвардия» средней общебразовательной школы № 167 г. Екатеринбурга.

В настоящее время коллективистское воспитание школьников актуально и значимо для нашего общества. Благодаря коллективу формируется активная гражданская позиция, дети получают общественно значимые умения и навыки, видят поддержку и понимание, учатся оказывать помощь другим людям. Всему этому способствует волонтёрское движение.

Волонтёрством считается добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли.

Цель волонтёрского отряда «Молодая гвардия» воспитание и развитие у детей высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества.

Деятельность волонтёрского отряда будет малоэффективной, если его участники не будут представлять собой сплочённый, доброжелательный, творческий коллектив.

Под коллективом понимается социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Коллективистское воспитание школьников в волонтёрском отряде основывается на идеях Антона Семёновича Макаренко. Наиболее значимой для нее в этом случае является система перспективных линий. Перспективой Макаренко считал практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников. Она может быть ближней, средней и дальней. К ближней перспективе в волонтёрском отряде можно отнести организацию внеурочной досуговой деятельности, проведение спортивных игр, различные походы. К средней перспективе относится проведение благотворительных акций, праздников и концертов, спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни. Дальняя перспектива включает в себя защиту социально значимых проектов.

На основе идей А. С. Макаренко о коллективистском воспитании нами были выделены основные социально-психологические характеристики коллектива, которые использовались в последующем при организации жизни и деятельности волонтёрского отряда. К ним относятся:

1. Открытость. Волонтёры могут устанавливать и поддерживать связи с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своём коллективе, оказывать им разностороннюю помощь.

Волонтёрский отряд поддерживает связь и работу со следующими организациями:

1) «специализированный дом ребёнка № 6» г. Екатеринбурга;

2) районная организация общероссийской общественной организации инвалидов войны и военной травмы в Афганистане – «Инвалиды войны»;

3) детский сад комбинированного типа № 140 «Радуга»;

4) некоммерческая организация Свердловской области «Благотворительный фонд помощи бездомным животным»;

5) уральский юридический институт Министерства Внутренних Дел России;

6) детский сад № 440 «Надежда»;

7) екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»;

8) государственное областное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Орджоникидзевского района Екатеринбурга».

Волонтерский отряд «Молодая Гвардия» принимает участие в районных, городских и областных социально значимых акциях и проектах. Ребята внимательно следят за социальной жизнью Орджоникидзевского района и города, всегда готовы присоединиться и помочь другим в хороших делах.

2. Ответственность. Отряд добровольно принимает на себя обязательства перед обществом за судьбу других людей, свои обязательства подтверждает делами. Члены отряда требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных.

3. Нравственность. Волонтёрский отряд строит внутриколлективные и внеколлективные отношения на основе норм и ценностей общечеловеческой морали.

4. Контактность. В отряде хорошие, доверительные отношения, в основе которых лежит внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность, обеспечивающие благоприятный морально-психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку в коллективе.

Разновозрастный состав отряда нивелирует обычно существующую в объединениях сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Наличие общих интересов у детей разных возрастов, занятых разными видами волонтёрской деятельности, создаёт возможности для установления между ними положительных типов отношений. Отряд обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.

5. Организованность. Волонтёры умело взаимодействуют друг с другом, бесконфликтно распределяют обязанности между собой, самостоятельно обнаруживают и исправляют недостатки в работе, предупреждают и оперативно разрешают возникающие проблемы.

6. Включённость. Каждый волонтёр активно участвует в жизнедеятельности отряда, в реализации его целей и проявляет такие личностные характеристики, как инициативность, активность, стремле­ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, которые способствуют укреплению коллектива как организованной системы.

7. Сплочённость. Ученики, находясь в волонтёрском отряде, чувствуют взаимопонимание, защищённость, причастность к коллективу. Сплочённость отражает внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Ребята проявляют взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие.

В основе сплочения волонтёрского отряда лежит общение, познание, трудовая, физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, разработка и защита социально значимых проектов.

8. Информированность. Все участники отряда хорошо знают друг друга; состояние дел в коллективе; задачи, стоящие перед ними; содержание планируемой и итоги проделанной работы; нормы и правила поведения.

9. Коллективизм. Волонтёры не остаются равнодушными, если задеты интересы отряда, все важные вопросы решают сообща и при общем согласии. Они заботятся об успехах отряда, развивают добрые традиции, уверенность каждого в своём коллективе.

У отряда также есть свой девиз, эмблема, гимн, своя атрибутика.

В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, волонтёрский отряд становится средством развития социально важных качеств личности.

Нами был проведен опрос новичков-волонтёров (10 чел.) и тех, кто в отряде «Молодая гвардия» более года (20 человек). Его целью было выявление влияния волонтёрского отряда на формирование коллективистских качеств личности школьника. Закрытое анкетирование ребят дало следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1. Результаты анкетирования участников волонтёрства

 

 

Вопросы к участникам отряда

 Ответы на вопросы (в %)

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

да

нет

да

нет

 

 

 

Недавние участники отряда

Участники с годовым стажем

 

 

Согласен ли ты с пословицей «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»?

40

60

100

0

 

 

Часто ли другие обращаются к тебе за помощью?

30

70

70

30

 

 

Готов ли ты пожертвовать личным временем, чтобы помочь тем, кто в тебе нуждается?

50

50

75

25

 

 

Много ли у тебя друзей?

40

60

85

15

 

 

Обидчив ли ты?

70

30

40

60

 

 

Тебе трудно познакомиться первым?

50

50

30

70

 

 

Можешь ли ты помочь человеку, не ожидая награды?

80

20

90

10

 

 

Вопросы были сформулированы самые незатейливые. Однако ответы на них дали нам довольно чёткие представления о качествах, которые формируются у ребят в коллективе волонтёрского отряда. По их анализу можно сделать следующие выводы. Для ребят, находящихся в отряде более года, приоритетными становятся не материальные, а чисто нравственные ценности. Они в большей степени, чем волонтёры-новички, готовы принять просьбу нуждающегося, оказать помощь и поддержку, пожертвовать личным временем ради другого человека. В результате активной трудовой, физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической деятельности у участников волонтёрского движения стало значительно больше друзей. Волонтёрский отряд становится способом знакомства с новыми людьми, прекрасной возможностью для раскрепощения. Ребята учатся реально оценивать ситуации и поступки людей. У участников отряда снижается уровень обидчивости и разрешаются проблемы установления контактов с другими людьми. Большинство из всех опрошенных готовы помочь человеку, не ожидая награды. Это значит, что участники волонтёрского движения понимают всю ответственность за принятые на себя обязательства и готовы их выполнять.

Волонтёрский отряд осуществляет связь поколений, воспитывает и развивает у детей такие качества как заботливость, честность, добропорядочность, толерантность, внимательность и активную жизненную позицию. В результате этого личность получает те знания, умения и навыки коллективиста, которые помогают ей взаимодействовать с обществом.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению