: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Д. Н. Симонов,

Т. В. Носакова

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В рамках традиционной русской культуры воспитание всегда происходило и происходит в коллективе и через коллектив. Начиная с древнейших источников, говорящих о народе руссов, как этнической общности, и о России, как государстве («Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»), можно проследить стремление русского народа к передаче ценностей, жизненного опыта, моделей поведения через взаимодействие в чётко выраженных группах, различных по величине, возрастному и половому составу, причине возникновения и т. д. Сама земля, на которой живёт русский народ, предоставляет выбор своим гражданам – либо учиться взаимодействовать со своим окружением, либо переходить на автономное существование, что в климатических условиях России весьма проблематично.

А.С. Макаренко даёт следующее определение понятия «коллектив»: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [1, с. 229].

Анализируя деятельность наших предков в различных детских и взрослых объединениях – ватагах или в артелях, можно сказать, что общение в таких группах включало в себя все компоненты коллектива. Только чёткая структура, распределение прав и обязанностей, взаимовыручка и взаимозаме-

 

няемость позволяли русскому народу эффективно развиваться, выживать в разнообразнейших климатических условиях, отражать агрессию и распространять свой образ жизни и мысли на необъятной территории.

Показательным явлением коллективистского воспитания на Руси можно назвать объединение мужской части населения в детском и подростковом возрасте в ватаги, а взрослых мужчин – в артели. Ватаги формировались в основном по географическому принципу, т. е. по факту проживания на определённой улице, в слободе, на конце деревни. Жизнь в этих общностях не проходила стихийно, взрослые принимали в ней деятельное участие.

Во-первых, из их числа выходили так называемые «дядьки» или «дядья», направляющие, обучающие, помогающие детскому коллективу с наибольшей эффективностью реализовать свой потенциал и с наименьшими потерями пройти кризисные ситуации, при этом получив максимальное количество полезного опыта. В основном роль «дядек» отводилась не обременённым хозяйственными хлопотами старикам, сумевшим вырастить своих детей достойными членами общины.

Во-вторых, дети наилучшим образом перенимали опыт жизни в коллективе, глядя на взаимодействие взрослых внутри артели и между артелями, которые дифференцировались уже по роду занятий, родовой общности, особенностям вероисповедании и т. д. Отдельно стоит отметить, что взаимодействие детского коллектива (ватаги) и взрослого (артели) не являлось односторонним. Иллюстрацией этому утверждению могут служить примеры перерастания конфликта детей в общедеревенский сход, разрешающий противоречия на уровне глав общин, деревенских старост, религиозных лидеров. Ещё одним показателем неразрывной связи ячеек взрослого коллектива с детским (и каждым ребёнком в отдельности) может служить система обрядов инициации, которыми завершались определённые стадии взросления молодого человека. Без взрослых такие обряды были немыслимы. Человек, проходящий по этим «ступеням», всегда чётко знал, что изменится в его жизни, как начнут относиться к нему, в какой коллектив он сможет войти, чем его поведение отныне должно отличаться от поведения людей другого возраста, пола, рода занятий и т. д.

Одной из самых показательных систем воздействия коллективного воспитания на социализацию детей и подростков является система традиционных народных игр. В нашей стране, как и во всём мире, детские игры являлись и являются одним из наиболее значимых и эффективных механизмов формирования человека как носителя определённой культуры. Традиционные русские народные игры отражали особенности мировосприятия целого народа, формировали эффективные модели поведения и взаимодействия людей, развивали прикладные навыки, способствовали физическому развитию детей. Именно в играх наши предки постигали то, что позволяло русскому народу эффективно существовать и добиваться успехов на протяжении многих веков. Даже простейшие игры содержали в себе образы, позволяющие им побеждать врагов и осваивать огромные территории, выживать в невероятно тяжёлых условиях, собираться в единую общность, способную противостоять всем трудностям.

Значение коллектива остаётся неизменным во все времена, т. к. процесс воспитания человека немыслим вне структуры определённой общности. По мнению А. Ф. Некрыловой и В. В. Головиной, «…любое общество заинтересованно в хранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование» [2, с. 3].

А. В. Петровский писал о проблемах жизни в коллективе: «Выдвижение на первый план в социальной психологии в СССР проблемы коллектива связано с требованием времени, с необходимостью искать и находить адекватные, научно обоснованные пути формирования активной жизненной позиции человека путем воспитания его в коллективе и посредством коллектива» [3, с. 49]. Это высказывание объясняет появление, активное распространение и внедрение самого термина «коллектив» в жизнь советского народа.

В современном мире в процессе социализации детей и подростков принято делать акцент на формирование у них лидерских качеств, способностях эффективно управлять другими людьми или подчиняться им, умения любой ценой достигать своих целей. Но приобретение этих навыков не только не способствует, а зачастую мешает детям и подросткам научиться жить и творить в рамках коллектива.

В современной образовательной ситуации существует дефицит социально-педагогических условий для формирования у учащихся навыков конструктивного взаимодействия в коллективе. То, что в школе дети самоорганизуются в стихийные группы, является вполне закономерным процессом. Но проблема заключается в том, что без направляющего воздействия взрослого эти группы начинают существовать по законам стаи.

Кроме этого, современные средства массовой информации, Интернет, компьютерные игры транслируют детям негативные модели группового поведения, которые они пытаются апробировать и усвоить.

На основании вышеперечисленного возрастает необходимость приобщать детей к народным традициям русской культуры.

В заключение хочется сказать, что, к сожалению, традиции коллективного воспитания, создаваемые нашим народом на протяжении практически всей истории его существования, теряются. По непонятным причинам коллективистское воспитание средствами традиционной русской культуры заменяется негативными, чуждыми методами воздействия на детей и подростков. В результате формируется личность, приспособленная для жизни в любом другом обществе и любой другой стране, но не в России.

Для решения этой проблемы в системе образования необходимо возрождать и развивать основы коллективного воспитания детей и подростков средствами народной культуры. Важно, чтобы современные учителя, психологи, социальные педагоги, воспитатели в своей деятельности внедряли не только инновационные педагогические технологии, но и опирались на проверенные временем народные традиционные средства воспитания у учащихся коллективистских качеств.

 

Библиографический список

1. Макаренко А. С. Коллектив и личность: Собр. соч. / А. С. Макаренко. Кн. 5. Львов, 1963. 330 с.

2. Некрылова А. Ф. Уроки воспитания сквозь призму времён / А. Ф. Некрылова, В. В. Головин. Москва: Педагогика, 1992. 234 с.

3. Петровский А. В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе / А. В. Петровский // Вопросы психологии, 1975. № 5. С. 42–53.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению