: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

Н. Н. Коршунова,

Т. Ю. Юферова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ТРУДА
В КОЛЛЕКТИВИСТСКОМ ВОСПИТАНИИ А. С. МАКАРЕНКО

В системе психолого-педагогических взглядов А. С. Макаренко важнейшее место занимают суждения и практика организации детского труда в коллективе.

Изучение природы становления и развития детского коллектива в трудовой деятельности, организованной А. С. Макаренко, основывается на следующих признаках труда, сформулированных известным психологом Е. А. Климовым: 1) предвосхищение общественно-ценного результата; 2) сознание обязательности достижения заданного результата; 3) владение внешними и внутренними средствами деятельности; 4) ориентировка в межличностных производственных отношениях [1, с. 25–42].

Среди многих идей, сформулированных А. С. Макаренко, можно выделить программу проектирования личности,  её перспективного развития. Вся его педагогическая система работала на предвосхищение общественно-ценного результата, как производственного так и личностного, что соответствует организации детской жизни воспитанников в соответствии с первым психологическим признаком труда. Так, подводя итоги 16-летней организации производственно-трудового воспитания колонистов и коммунаров, А. С. Макаренко утверждал, что «труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебно-производственный, и тот должен исходить из представлений о ценностях, которые труд может создать» [2, с. 181]. Более того, производство входило составной частью в цельную систему воспитания коллективиста.

При анализе системы коллективистского воспитания А. С. Макаренко поражает его педагогическая зоркость, умение «проектировать» далеко вперёд. В ряде своих произведений он убедительно показывает, как цели и задачи, поставленные перед сообществом воспитанников, при известных условиях становятся коллективными и личными перспективами самих детей.

Дедуктивное предсказание общественно-значимой цели сочеталось с кропотливой работой педагогического коллектива, возглавляемого Антоном Семёновичем, по осознанию коммунарами обязательности достижения запланированного результата, что является вторым психологическим признаком труда. Он выражается в осознании воспитанниками большей или меньшей неизбежности принятого порядка вещей и в сознании ответственности перед людьми, а также в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, переживаниях, связанных с условиями осуществления деятельности, соотносимых с  её целью. В воспитательной практике А. С. Макаренко культивировалась идея о том, что в самой творческой, интересной работе есть внешние и внутренние препятствия, преодоление которых обязательно приводит к нужному заданному результату.

Совершенно очевидно, что условия, развивающие внутреннюю регуляцию деятельности, способность к волевым усилиям, нахождению удовлетворения необходимо создавать. Также ясно, что условия, удовлетворяющие психологическим требованиям к труду, предполагают высокий уровень педагогической техники и организаторского мастерства, которыми в совершенстве владел гениальный А. С. Макаренко.

Таким образом, трудовое коллективистское воспитание, отвечающее рассматриваемым психологическим признакам труда, есть вместе с тем и воспитание нравственно-волевое. В опыте А. С. Макаренко его средствами выступают не только производительный труд, но и чётко поставленная спортивно-военизированная подготовка, кружковая, культурно-массовая работа, разумное сочетание учебного и производственного труда. Все это осуществляется в той мере, в какой они вносят вклад в формирование характера, нравственного облика, воли и ума его воспитанников. Так, коммуну им. Дзержинского Антон Семёнович сравнивал с гимнастическим залом, где каждое движение жизни воспитанников представляло собой упражнение на сложнейших «воспитательных снарядах» под руководством педагогов. В результате педагогическая деятельность выступает как социально-значимое явление.

Третий признак труда с психологической точки зрения включает три существенных компонента: гностический (знание средств труда), операторный (владение средствами труда) и аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния, отношения). Он характерен тем, что мастеру своего дела не только нужно знать свои орудия труда, инструменты, но и по-хозяйски бережно к ним относиться.

Именно владение внешними и внутренними средствами деятельности позволяло ряду воспитанников добиваться уникальных успехов в труде. Об одном из них, избравшем профессию врача, а в прошлом прекрасном шлифовальщике, А. С. Макаренко отзывается так: «Глаза и рука и станок у него были так сработаны, что он работал не проверяя. Чуткость его к станку была совершенна. Этот прекрасный шлифовальщик теперь врач, но в его философии и сейчас я чувствую страшное уважение к точности» [2, с. 188]. Это и есть то соединение «головы с руками», о котором говорил И. П. Павлов и которое даёт человеку высшее развитие его естественных сил и высшее удовлетворение его потребностей.

Четвертый, как и третий психологический признак труда, имеет также гностические и аффективные компоненты: знания о соответствующих межличностных производственных отношениях и то или иное их эмоциональное переживание. А. С. Макаренко как гениальный педагог и тонкий психолог отлично понимал, что дети имеют свой тип эмоциональности, свою степень выразительности духовных движений. Так,  ещё в колонии имени А. М. Горького им был организован кабинет психологических наблюдений и эксперимента.

Линии жизненных отношений детей со всем окружающим миром (людьми, вещами, явлениями), по мнению А. С. Макаренко, должны быть организованы и направлены в соответствии с воспитательными целями. В этом плане достаточно указать на связь горьковцев с бригадами комсомольцев паровозных мастерских, села, чекистов, с коллективом Харьковского театра русской драмы, с рабочими Бакинских нефтяных промыслов.

Формированию отношений ответственной зависимости способствовала также организация производственного коллектива по разным линиям таким образом, что общий коллектив делился на коллективы первичные: бригады, сводные сменные отряды. Сила и действенность сводных отрядов была в следующем: они давали всем колонистам широкий опыт от всех трудовых процессов и от организаторских функций; они давали колонистам переживания чувств хозяина; создавали условия для ощущения многих законов и успешных действий в разных сферах деятельности; позволяли трудовым коллективам перейти на хозрасчёт и взять ответственность за все дела в целом.

«В этом коллективе зависимости, а значит отношения очень сложные, каждая отдельная личность должна согласовать свои личные стремления со стремлениями других так, чтобы личные цели не делались антагонистичными по отношению к общим целям» [2, с. 193].

«Возьмём такую деталь, как отношения коммунаров между собою, отношения товарища к товарищу... А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости... В этом наибольшая хитрость в детском коллективе, наибольшая трудность – создать отношения подчинения, а не равностояния. Это то, чего больше всего боятся наши педагоги. Товарищ должен уметь подчиняться товарищу, не просто подчиняться, а уметь подчиняться» [2, с. 193–194].

Представители многочисленных делегаций, посещавших воспитательные учреждения педагога, отмечали исключительную вежливость его воспитанников. Одной из причин этого, по мнению Антона Семёновича, являлась способность ориентировки, которая помогает человеку видеть не только то, «что у него перед глазами, но и то, что находится за затылком» [2, с. 197]. На важность формирования у субъекта труда целостной ориентировочной системы деятельности указывали также многие отечественные физиологи и психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. П. Павлов и др.). Эта способность к ориентировке как в бытовых, так и в производственных условиях воспитывается с большим трудом и требует приложения очень больших усилий [2, с. 197].

В заключение можно отметить, что не всякое детское сообщество является воспитательным коллективом. Чтобы стать таковым, как доказал А. С. Макаренко, его жизнь должна строиться на определённых нормах, законах, традициях, отношениях при обязательном включении воспитанников в производительный труд.

Рассмотренные психологические признаки труда на материале коллективистского производственного воспитания, осуществленного А. С. Макаренко, могут быть использованы в современной педагогической практике для оценки трудовой воспитанности человека как субъекта труда.

 

Библиографический список

1. Климов Е. А. Психологическое содержание труда / Е. А. Климов. Москва: Знание, 1986. 80 с.

2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 томах / А. С. Макаренко. Москва: Педагогика, 1984. Т. 4. 400 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению