|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 7
апреля 2011 г. Т. А. Заглодина КОЛЛЕКТИВ КАК
СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В современном мире проблема формирования
здорового, духовно-нравственного общества является насущной стратегией
образовательных учреждений. Как известно, на развитие индивидуальности
формирующейся личности оказывает огромное влияние несколько факторов: с одной
стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности, а с другой – те
общественные отношения, в которых происходит развитие ребёнка. Вследствие
этого незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной
ориентации личности, её социальной
гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания
личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется
эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями
незаменим как фактор формирования обобщённого положительного опыта, а также
социально значимых умений и навыков общественного поведения. На этом в
педагогике основывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив,
согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности.
Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А. С.
Макаренко, Н. К. Крупская, позднее В. А. Сухомлинский и другие. Коллектив – высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность,
целеустремленность, ценностно-ориентационное единство. Педагогика понимает
воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность
которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а
межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через
отношение к общему делу. Методика создания и воспитания коллектива
базируется на вовлечении учащихся в совместную деятельность и на специальных
приёмах сплочения группы. На основе этого активизируется развитие и
социализация личности. Воспитанник в понимании В. А. Сухомлинского – это
активный, самодеятельный индивид, который живёт полнокровной и интересной
жизнью. Детство, – писал он, – важнейший период человеческой жизни, не
подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая
жизнь. Одной из составных частей воспитательного процесса является коллектив.
В «школе радости» педагог создаёт коллектив учащихся на основе сердечности,
задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной
целью, близкой и понятной каждому. В книге В. А. Сухомлинского «Рождение
гражданина» раскрываются принципы формирования коллектива подростков,
рассматриваются главные направления его развития. Коллективизм, по его
мнению, вырастает в ведущий принцип идейно-политического, трудового и
нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой
коммунистических отношений. Коллективистские отношения, по Макаренко, определяются прежде всего отношением каждого к общим
ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого
руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно
делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные – это
отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии,
интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет
отдавался коллективистским отношениям и
недооценивалось значение межличностных отношений. Это, а также идеологический
постулат о подчинении личности интересам общества ведёт к отрицательным
последствиям: конформности личности,
безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в
практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития
коллектива. Потому наряду с развитием коллективистских отношений учителю
следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей
психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию,
культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого
нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические,
психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые
дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и развивает такие
качества, как толерантность, взаимопомощь, сопереживание и многие другие,
необходимые для формирования современной молодёжи. |
|
||
|
|
|
|
|