: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 8-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 7 апреля 2011 г.

 

 

С. А. Дрёмина

А. С. МАКАРЕНКО КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК
ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Антон Семёнович Макаренко – один из величайших отечественных педагогов, внёсших бесценный вклад в развитие науки о воспитании. Он считал, что главную воспитывающую роль в жизни каждого человека играет коллектив. Именно коллектив, окружающий человека, ведёт его по жизни, учит работать, учиться, жить, направляет по нужному пути. Коллектив у Макаренко – это аналог большой семьи, где взрослые выполняют миссию родителей, где есть старшие и младшие дети. Все члены этой семьи связаны некой общей идеей, общими стремлениями, целями, на которые направлена вся  её деятельность, соединены общими традициями, укладом жизни.

При разработке теории коллективистского воспитания А. С. Макаренко сделал особый акцент на необходимости разновозрастности коллектива, потому что именно разновозрастный коллектив в большей степени близок к семейному, где старшие дети организуют младших и заботятся о них, младшие учатся у старших нормам поведения и общежития. «Такая организация даёт большой воспитательный эффект – она создаёт более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет» [2, с. 151–152].

Определяя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко установил, что настоящий коллектив должен иметь органы управления, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у него осознанной перспективы движения вперёд, которая постоянно должна меняться, обогащаясь новым содержанием. При этом перспективная цель обязательно должна иметь общественно значимый характер.

Общественно значимый характер должен отличать и всю совместную коллективную деятельность детей и взрослых. Особое значение в этом плане А. С. Макаренко придавал участию детей в производительном труде, в процессе которого создаются материальные ценности, необходимые для жизнедеятельности человека. «Я не представляю себе трудового воспитания коммунаров вне условий производства… – писал А. С. Макаренко, – …труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания, так как труд, так называемый учебно-производственный, и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать» [2, с. 336]. Труд, по Макаренко, обязательно должен сочетаться с чётко организованной системой самообслуживания и самоуправления в коллективе, с игровыми элементами в организации жизни детей. «Труд и самообслуживание в коллективе, потребность улучшать этот труд на основе приобретаемых знаний, потребность дать выход здоровой юношеской энергии в такой же здоровой игре – вот логика этой системы и фундамент для самоорганизации целого коллектива» [1, с. 135].

Наивысшую степень развития идей А. С. Макаренко можно проследить в повести «Флаги на башнях» о жизни коммуны имени Ф. Э. Дзержинского. Там коллектив коммунаров решал практически все жизненные вопросы: и организационные, и учебные, и трудовые, и связанные с отдыхом. Роль руководителя учреждения, его участие в организационных делах здесь сводятся к необходимому минимуму.

Коллектив, по Макаренко, – это демократически организованная группа, в которой происходит развитие личности без ущемления  её свободы, потери индивидуальности. Трудно себе представить, но уже в условиях колонии им. Горького это положение начало претворяться в жизнь. «Кто не хочет работать и быть колонистом – проваливай из колонии» [1, с. 169]. Это было правило для всех, которое срабатывало на укрепление жизненных устоев детского коллектива, зарождающихся в нём традиций и отношений.

Одним из важнейших положений теории и практики коллективистского воспитания А. С. Макаренко явилось его положение об отношениях ответственной зависимости в коллективе. В колонии им. М. Горького и в дальнейшем в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского развивались не просто дружеские, а отношения именно ответственной зависимости, которые подразумевают ответственность каждого перед всеми за общие дела, успехи или неудачи, ответственность за выполнение правил, норм и законов колонии. Ответственности А. С. Макаренко придавал огромное значение в жизни. И его воспитанники, как показала жизнь, всецело обладали этим качеством.

К сожалению, многие замечательные положения макаренковской теории сегодня начали предаваться забвению в наших образовательных учреждениях. Их необходимо вспомнить и возродить, чтобы новые поколения наших молодых людей не вырастали безответственными перед обществом индивидуалистами.

 

Библиографический список

1. А. С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания: в 4 частях / сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2007. Ч. 1: Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг. 361 с.

2. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании / А. С. Макаренко. Москва: Учпедгиз, 1952. 534 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению