|
|
|
||
|
«Использование психолого-педагогического
наследия А.С. Макаренко
в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Т.И. Зубкова, Л.Ю. Левченко, А.В. Чекасина Воспитательные
традиции А.С. Макаренко в деятельности современных студенческих отрядов Воспитательные традиции – одна из проблем педагогики. Как их создать?
Как при помощи них можно воспитывать? На эти и другие вопросы искал ответ
А.С. Макаренко. В целом традиции можно обозначать
как нравственно-эстетические атрибуты, обобщённые принципы и правила жизни и
деятельности, поведения данного коллектива и его членов. Традиции не
приносятся извне. Они возникают, рождаются, складываются в процессе жизни
коллектива и затем уже оказывают регулирующее влияние на всю его
жизнедеятельность. «Ничто так не скрепляет коллектив как традиция» – говорил
А.С. Макаренко. Традиция – один из важнейших принципов организации
коллектива. В традиции закрепляется опыт предшествующих поколений, на них
воспитывается уважение к прошлому коллектива, вырабатываются привычки
правильного поведения. Вспомним основные традиции коллективов, руководимых
А.С. Макаренко, – колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского.
Это точность во времени, подтянутость воспитанников, чёткость выполнения
заданий, непримиримость к нарушению порядка и дисциплины, разделение
коллектива по производственному принципу, ежегодное празднование дня открытия
колонии, общее собрание, смена дежурства и др. Педагогическая идея воспитания с
опорой на традиции имеет своё воплощение в работе студенческих строительных
отрядов. Современное движение студенческих отрядов обладает уникальными,
неповторимыми и очень яркими традициями – целинными, в том числе песенными
традициями, традициями воспитательной работы с кандидатами и бойцами отрядов,
а также символикой, ритуалами, кадровой системой, стандартами поведения.
Носителями и хранителями традиций студенческих отрядов являются бойцы. Традиции коллективов А.С.
Макаренко и традиции студенческих отрядов во многом схожи между собой. Традиция первая – воспитание
гражданской позиции. А.С. Макаренко отмечает, что в воспитании у
молодёжи качеств борца, патриота важную роль в наши дни играют революционные
и боевые традиции советского народа. Раскрытие красоты и значимости
патриотических, гражданских традиций для сегодняшней молодёжи зависит от
того, насколько торжественно, искренне и увлечённо проводятся специальные
мероприятия, насколько повседневная жизнь молодых людей отвечает социальному,
этическому смыслу этих замечательных традиций. В студенческих строительных
отрядах существует такая гражданская традиция, как шефство над школами,
детскими домами, училищами, госпиталями и многими другими социальными
объектами, где требуется помощь добровольцев. Формами шефской работы отрядов
являются: походы по местам боевой славы, восстановление памятников культуры,
проведение концертов для ветеранов войн, праздников для детей и др. Приносить
радость другим – вот гражданская позиция бойцов студенческих отрядов. Традиция вторая – символика и атрибутика. А.С. Макаренко
говорил, что не представляет себе некрасивого с внешней стороны коллектива, в
котором ребёнку хотелось бы жить и которым он гордился бы. Он считал, что
эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее
значение, чем эстетика поведения. Причём в костюме, в какой-то пуговице, в
каком-то покрое должна быть игра. Эта игра проявляется и в форме одежды.
Многие мечтают, что когда-нибудь будут носить особенную форму. В этом есть что-то
приятное. Поэтому, приходя к эстетике как результату стиля, как показателю
стиля, Макаренко рассматривал эту эстетику как фактор сам по себе
воспитывающий. Атрибутика в студенческом строительном отряде, форма одежды указывают на
то, в каком отряде состоит боец, сколько раз он выезжал и работал на целине,
какую должность занимает в отряде. Основными атрибутами студенческого отряда
являются: знамя, нашивки, шевроны, значки и всем известная целинка. Традиция третья – дисциплина. А.С. Макаренко
рассматривал дисциплину как внешний каркас коллектива и как результат
воспитания. Дисциплина у него – это теория честности; теория отношения к
вещам своим, чужим, государства; теория запрещения воровства; это
сдержанность; уважение к женщине, ребёнку, старику; уважение к себе,
коллективу, целому обществу. Студенческий строительный отряд немыслим без строгой дисциплины,
соблюдения законов и традиций, исполнительности и ответственности за
результаты своей деятельности. Всем известен сухой закон на целине, закон
бережного отношения к отрядным песням и целинке, закон взаимоуважения в
отряде. Дисциплина в студенческих отрядах позволяет достичь высоких результатов
деятельности, чёткой координации действий всех бойцов. Традиция четвёртая – самоуправление. А.С.
Макаренко рассматривает самоуправление как необходимую составляющую средств
педагогически организованной жизни воспитанников. Главная функция
самоуправления в воспитательном коллективе состоит в привлечении всех
воспитанников к сознательному систематическому участию в управлении делами
коллектива. Макаренко не играл с детьми в самоуправление, а делегировал органам
самоуправления реальные функции и полномочия. Будучи руководителем колонии,
он имел право отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения того или
иного вопроса на общем собрании, и если с ним не соглашались, то подчинялся
принятым решениям. Студенческие строительные отряды являются ярким примером
самоуправляемого коллектива. Структура самоуправления движением включает в
себя: конференцию студенческих отрядов, правление движения, штабы в высших
учебных заведениях, штабы по профилям деятельности, командный состав отрядов. Студенческие отряды самостоятельно выбирают объект своей летней работы,
регулируют отношения с работодателем, заключают договоры, проводят обучение
новобранцев, организуют благотворительные дела, досуг отряда. Традиция пятая – трудовое воспитание. А.С.
Макаренко рассматривает труд как основу человеческого бытия, материального
благополучия жизни и культуры, как дело чести, славы, доблести, геройства. В
воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Организация трудовой деятельности в колониях А.С. Макаренко достигла
недосягаемых высот. В колонии имени Горького было организованно
сельскохозяйственное производство, рентабельное животноводческое
производство, обеспеченное собственной кормовой базой и основанное на высоких
для своего времени технологиях. В коммуне имени Дзержинского имелись
собственный чертёжный цех, коммерческий отдел. Колония и коммуна жили на
хозрасчёте. В студенческих отрядах приветствуется любой труд: строителя,
проводника, педагога, подручного рабочего, санитара. Принципиальное значение
имеет добросовестное отношение к труду. Именно качественный труд создаёт
репутацию отряду, прославляет всё движение студенческих строительных отрядов. Традиция шестая – заработная плата. В
колониях А.С. Макаренко существовала традиция накопления и распределения
заработанных средств. Заработанные воспитанниками деньги использовались
коллективно и были основой материального развития коммуны, основой
осуществления воспитательных дел, основой помощи воспитанникам и выпускникам. 10% всех средств составлял фонд командиров, которыми распоряжался совет
командиров. Большая часть средств использовалась для самообеспечения колонии.
Оставшиеся средства направлялись на счёт сберкасс и выплачивались выпускникам
колонии в виде «подъёмных». Бойцы студенческих строительных отрядов на целине зарабатывают деньги.
Но размер заработной платы не является ведущим стимулом трудовой
деятельности. Важен сам процесс: выехать на целину и дружно поработать. А размер зарплаты в педагогических отрядах ничем не отличается от
стандартной зарплаты педагога начала трудовой деятельности. Здесь показаны далеко не все традиции коллективов колоний А.С.
Макаренко и студенческих строительных отрядов. Таких традиций можно выделить
множество. И в заключение следует ещё раз подчеркнуть, что воспитательные
традиции являются основой создания коллектива, имеют огромное педагогическое
значение. |
|
||
|
|
|
|
|