«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Т.И. Зубкова,

Л.Ю. Левченко, А.В. Чекасина

 

Воспитательные традиции А.С. Макаренко

в деятельности современных студенческих отрядов

Воспитательные традиции – одна из проблем педагогики. Как их создать? Как при помощи них можно воспитывать? На эти и другие вопросы искал ответ А.С. Макаренко.

В целом традиции можно обозначать как нравственно-эстетические атрибуты, обобщённые принципы и правила жизни и деятельности, поведения данного коллектива и его членов. Традиции не приносятся извне. Они возникают, рождаются, складываются в процессе жизни коллектива и затем уже оказывают регулирующее влияние на всю его жизнедеятельность. «Ничто так не скрепляет коллектив как традиция» – говорил А.С. Макаренко. Традиция – один из важнейших принципов организации коллектива. В традиции закрепляется опыт предшествующих поколений, на них воспитывается уважение к прошлому коллектива, вырабатываются привычки правильного поведения. Вспомним основные традиции коллективов, руководимых А.С. Макаренко, – колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Это точность во времени, подтянутость воспитанников, чёткость выполнения заданий, непримиримость к нарушению порядка и дисциплины, разделение коллектива по производственному принципу, ежегодное празднование дня открытия колонии, общее собрание, смена дежурства и др.

Педагогическая идея воспитания с опорой на традиции имеет своё воплощение в работе студенческих строительных отрядов. Современное движение студенческих отрядов обладает уникальными, неповторимыми и очень яркими традициями – целинными, в том числе песенными традициями, традициями воспитательной работы с кандидатами и бойцами отрядов, а также символикой, ритуалами, кадровой системой, стандартами поведения. Носителями и хранителями традиций студенческих отрядов являются бойцы.

Традиции коллективов А.С. Макаренко и традиции студенческих отрядов во многом схожи между собой.

Традиция первая – воспитание гражданской позиции. А.С. Макаренко отмечает, что в воспитании у молодёжи качеств борца, патриота важную роль в наши дни играют революционные и боевые традиции советского народа.

Раскрытие красоты и значимости патриотических, гражданских традиций для сегодняшней молодёжи зависит от того, насколько торжественно, искренне и увлечённо проводятся специальные мероприятия, насколько повседневная жизнь молодых людей отвечает социальному, этическому смыслу этих замечательных традиций.

В студенческих строительных отрядах существует такая гражданская традиция, как шефство над школами, детскими домами, училищами, госпиталями и многими другими социальными объектами, где требуется помощь добровольцев. Формами шефской работы отрядов являются: походы по местам боевой славы, восстановление памятников культуры, проведение концертов для ветеранов войн, праздников для детей и др. Приносить радость другим – вот гражданская позиция бойцов студенческих отрядов.

Традиция вторая – символика и атрибутика. А.С. Макаренко говорил, что не представляет себе некрасивого с внешней стороны коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить и которым он гордился бы. Он считал, что эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Причём в костюме, в какой-то пуговице, в каком-то покрое должна быть игра. Эта игра проявляется и в форме одежды. Многие мечтают, что когда-нибудь будут носить особенную форму. В этом есть что-то приятное. Поэтому, приходя к эстетике как результату стиля, как показателю стиля, Макаренко рассматривал эту эстетику как фактор сам по себе воспитывающий.

Атрибутика в студенческом строительном отряде, форма одежды указывают на то, в каком отряде состоит боец, сколько раз он выезжал и работал на целине, какую должность занимает в отряде. Основными атрибутами студенческого отряда являются: знамя, нашивки, шевроны, значки и всем известная целинка.

Традиция третья – дисциплина. А.С. Макаренко рассматривал дисциплину как внешний каркас коллектива и как результат воспитания. Дисциплина у него – это теория честности; теория отношения к вещам своим, чужим, государства; теория запрещения воровства; это сдержанность; уважение к женщине, ребёнку, старику; уважение к себе, коллективу, целому обществу.

Студенческий строительный отряд немыслим без строгой дисциплины, соблюдения законов и традиций, исполнительности и ответственности за результаты своей деятельности. Всем известен сухой закон на целине, закон бережного отношения к отрядным песням и целинке, закон взаимоуважения в отряде.

Дисциплина в студенческих отрядах позволяет достичь высоких результатов деятельности, чёткой координации действий всех бойцов.

Традиция четвёртая – самоуправление. А.С. Макаренко рассматривает самоуправление как необходимую составляющую средств педагогически организованной жизни воспитанников. Главная функция самоуправления в воспитательном коллективе состоит в привлечении всех воспитанников к сознательному систематическому участию в управлении делами коллектива.

Макаренко не играл с детьми в самоуправление, а делегировал органам самоуправления реальные функции и полномочия. Будучи руководителем колонии, он имел право отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения того или иного вопроса на общем собрании, и если с ним не соглашались, то подчинялся принятым решениям.

Студенческие строительные отряды являются ярким примером самоуправляемого коллектива. Структура самоуправления движением включает в себя: конференцию студенческих отрядов, правление движения, штабы в высших учебных заведениях, штабы по профилям деятельности, командный состав отрядов.

Студенческие отряды самостоятельно выбирают объект своей летней работы, регулируют отношения с работодателем, заключают договоры, проводят обучение новобранцев, организуют благотворительные дела, досуг отряда.

Традиция пятая – трудовое воспитание. А.С. Макаренко рассматривает труд как основу человеческого бытия, материального благополучия жизни и культуры, как дело чести, славы, доблести, геройства. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Организация трудовой деятельности в колониях А.С. Макаренко достигла недосягаемых высот. В колонии имени Горького было организованно сельскохозяйственное производство, рентабельное животноводческое производство, обеспеченное собственной кормовой базой и основанное на высоких для своего времени технологиях. В коммуне имени Дзержинского имелись собственный чертёжный цех, коммерческий отдел. Колония и коммуна жили на хозрасчёте.

В студенческих отрядах приветствуется любой труд: строителя, проводника, педагога, подручного рабочего, санитара. Принципиальное значение имеет добросовестное отношение к труду. Именно качественный труд создаёт репутацию отряду, прославляет всё движение студенческих строительных отрядов.

Традиция шестая – заработная плата. В колониях А.С. Макаренко существовала традиция накопления и распределения заработанных средств. Заработанные воспитанниками деньги использовались коллективно и были основой материального развития коммуны, основой осуществления воспитательных дел, основой помощи воспитанникам и выпускникам.

10% всех средств составлял фонд командиров, которыми распоряжался совет командиров. Большая часть средств использовалась для самообеспечения колонии. Оставшиеся средства направлялись на счёт сберкасс и выплачивались выпускникам колонии в виде «подъёмных».

Бойцы студенческих строительных отрядов на целине зарабатывают деньги. Но размер заработной платы не является ведущим стимулом трудовой деятельности. Важен сам процесс: выехать на целину и дружно поработать.

А размер зарплаты в педагогических отрядах ничем не отличается от стандартной зарплаты педагога начала трудовой деятельности.

Здесь показаны далеко не все традиции коллективов колоний А.С. Макаренко и студенческих строительных отрядов. Таких традиций можно выделить множество. И в заключение следует ещё раз подчеркнуть, что воспитательные традиции являются основой создания коллектива, имеют огромное педагогическое значение.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению