Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО В РАБОТЕ

СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Материалы (труды)

1-х студенческих  педагогических чтений

 

(3 марта 2004 г., г. Екатеринбург)

 

 

 

 

Обнародовано на сетевой странице Педагогического музея А.С.Макаренко

по разрешению члена ред. коллегии сборника, ныне проф. Н.Г.Санниковой

 

 

УДК  381. 478 (082)

 ББК  Ч 466 Я 431

       И 88

 

Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога: Материалы 1-х студ. пед. чтений, Екатеринбург,  3 марта 2004 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та, 2004. 216 с.

 

В сборнике представлены материалы 1-х студенческих педагогических чтений, посвящённых 116-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко, 101-й – со дня рождения его воспитанника С.А. Калабалина и приуроченных к 25-летию Российского государственного профессионально-педагогического университета. Они включают в себя работы студентов, аспирантов и преподавателей по актуальным проблемам отечественной социальной педагогики прошлого и настоящего.

Данные материалы могут быть широко использованы студентами при изучении таких дисциплин, как «Педагогика», «Социальная педагогика», «История социальной педагогики» и др.

 

 

Редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук, профессор  А.И. Ткаченко (отв. ред.);

кандидат педагогических наук, доцент  Н.Г. Санникова;

кандидат философских наук, доцент Н.М. Борщёва.

 

 

ã Российский государственный

профессионально-педагогический

 университет, 2004

 

 

 

Светлой памяти А.С. Макаренко

 и С.А. Калабалина посвящается

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Предисловие

3

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

 

 

7

 

 

Ситько Р.М. Педагогическое творчество и наследие А.С. Макаренко

7

 

 

Санникова Н.Г. Наследие А.С. Макаренко и проблемы современной отечественной педагогики

11

 

 

Бусыгина И.С. Вклад Макаренко в социальную психологию

18

 

 

Ольховиков К.М., Петрова Е.Ю. Социальное и педагогическое наследие  А. С. Макаренко

25

 

 

Кадцын Л.М. К проблеме о сущности педагогической  деятельности

27

 

 

Лутфуллина Ю.А., Набокова О.Б., Соломко Е.В., Сулимова Н.П.  Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко

33

 

 

Сулимова Н.П., Шабанова Т. Что мы знаем о Макаренко? (результаты социологического исследования)

39

 

 

Зубкова Т.И., Батуева А.А. Самоуправление как метод воспитания: теория А.С. Макаренко и современные проблемы

42

 

 

Санникова Н.Г., Ахромеев С.А. О принципах управленческой деятельности А.С. Макаренко

49

 

 

Селиванов А.Н. Управленческий стиль А.С. Макаренко

58

 

 

Ярчихина О. С. Роль традиций в теории и практике управления воспитательным коллективом А.С. Макаренко

63

 

 

Санникова Н.Г., Месилова Н.С. Организация детского самоуправления как способ привлечения воспитанников к управленческой деятельности в практике А.С. Макаренко

67

 

 

Протасова И.А., Ошивалова Е.Н. Личностно ориентированная направленность педагогической системы А.С. Макаренко

77

 

 

Головина Н.А., Офицерова Е.Г. Воспитание культурных навыков в семье

87

 

 

Протасова И.А., Худорожкова С.С. Возможности индивидуального подхода в профилактике подростковой девиантности

92

 

 

Оносова Е.А. Организация исправительно-воспитательной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях: некоторые аспекты проблемы

96

 

 

Столбова А.М. Трудные подростки как результат трудного времени

102

 

 

Стригулина Е.Ю., Сычёва О.В. Проблема школьной адаптации детей с задержкой психического развития

105

 

 

Глекова А.И. Мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания

112

 

 

Пешкова О.В. «Педагогическая поэма» и педагогическая система  А.С. Макаренко в свете христианской антропологии

116

 

 

Рублёнов Д.Г. Педагогическое творчество  А.С. Макаренко в контексте  важнейших принципов православной педагогики

120

 

 

 

РАЗДЕЛ  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

 

 

130

 

 

Данилова А.А. Особенности жизненной перспективы молодёжи в ситуации профессионального самоопределения

130

 

 

Усольцева С.С. Проектирование культурно-речевых качеств личности

134

 

 

Некрасова Т.В. Формирование коллектива как важнейшее условие развития воспитательных возможностей сетевого сообщества

138

 

 

Партина Л.В., Устьянцева Е.А. Влияние экранной культуры на формирование личности подростка

146

 

 

Протасова И.А., Малышев Ю.И. Влияние средств массовой информации на процесс социализации современного школьника

155

 

 

Таушканова А.В. Гендерное воспитание

160

 

 

Минина Е.В., Чехомова О.С. Наставничество как индивидуальная форма работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

163

 

 

Борщёва Н.М., Фоминых Е.А. Формирование адекватной позитивной самооценки ребёнка в условиях начальной школы как социально-педагогическая проблема

167

 

 

Максимова Е.А. Толерантность в историческом аспекте

177

 

 

Корсукова И.А. Игра как средство формирования имиджа лидера-подростка

179

 

 

Борщёва Н.М., Чекасина А.В. Особенности социализации ребёнка в условиях психической депривации

181

 

 

Даниленко А.А. Развитие сенсорного опыта у детей до 3 лет

186

 

 

Логинова И.Е. Проблемы полового воспитания детей и подростков

188

 

 

Зубкова Т.И., Левченко Л.Ю., Чекасина А.В. Воспитательные традиции А.С. Макаренко в деятельности современных студенческих отрядов

190

 

 

Мясникова Е.С.  Традиции А.С. Макаренко и современные тенденции в организации детской игры

195

 

 

Ченушкина С.В. Значение наследия А.С. Макаренко для решения проблем воспитания в современных колониях для несовершеннолетних

201

 

 

Сведения об авторах и выходные данные сборника

207

 

 

Архив сборника материалов за 2004 год одним документом MsWord (Zip, 257 Кб.)

 

 

 

 

 

 

К перечню ссылок о современном макаренковедении

 

На главную страницу