«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

И.Е. Логинова

 

Проблемы полового воспитания детей и подростков

Вопрос о половом воспитании учёные относят к числу жгучих и трудных проблем нравственного воспитания, к числу таких вопросов, над которыми рано или поздно приходится задумываться родителям и воспитателям. По мнению В. Кагана, высказанному в его книге «Половое созревание», результаты неправильного воспитания в этой области не только портят и коверкают личную жизнь многих людей, но и являются громадным социальным бедствием [1]. Несмотря на то, что книга издана в начале ХХ в., эти слова звучат современно и актуально.

Что же такое половое воспитание? В широком смысле – это влияние общества на психосексуальное развитие и формирование человека. В более узком смысле половое воспитание – процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определённый конечный результат воздействия на формирование полового сознания и поведения. В. Каган понимает под половым воспитанием систему планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины и женщины.

 Нельзя не согласиться с тем, что именно нравственность должна быть той основой, опираясь на которую и дети, и подростки, и юноши смогут правильно усваивать сведения, получаемые ими в процессе полового просвещения.

Содержание полового воспитания составляет всё то, что воспитывает здоровую целостную личность мужчины и женщины. Личность способна адекватно осознавать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни.

Но вернёмся к началу XX века.

А.С. Макаренко считал, что девочки и мальчики должны воспитываться вместе в едином детском коллективе. В колонии им. А.М. Горького у А.С. Макаренко был именно такой смешанный детский коллектив. И ему часто задавали вопрос о том, как обстоят в его коллективе дела с половой проблемой. Отвечая на подобного рода вопросы, он подчёркивал, что в любой здоровой семье вместе живут и мальчики, и девочки, и это не вызывает никаких осложнений. Всякое здоровое детское общество может легко развиваться в этих условиях. Если же это не так, значит данное общество детей недостаточно здорово, то есть не спаяно в одну семью, не занято, не имеет перспективы, не развивается, не дисциплинировано, обкормлено или не докормлено, а во главе его стоят люди, которых дети не уважают! [3].

Именно все эти «не» действуют сейчас в нашем детском обществе, у нас нет «семьи», нет чувства коллективизма, наоборот, нравственное развитие человека неуклонно катится вниз. Именно поэтому в настоящее время структура общественного воспитания молодёжи функционирует неэффективно. Огромное влияние оказывает СМИ, в частности теле- и видео индустрия. Сегодня возникает необходимость в создании благоприятных для развития личности факторов культурной среды, которые формируют новые ценности, новый стиль жизни, новые модели поведения. Социальные отношения изменяются: увеличивается разобщённость и агрессивность людей, разрушаются многие культурные ценности, растёт уровень заболеваемости, уменьшается продолжительность жизни, нередким явлением становится самоубийство. Многие из этих явлений – отголоски «сексуальной революции», многие отражают пагубное влияние утраты или смены духовных идеалов на особенности сексуальных отношений в молодёжной среде, что нередко ведёт к случайным половым контактам, гомосексуализму и т.п.

Очевидно, что комплексный характер современных проблем молодёжи обусловливает необходимость, помимо прочего, безотлагательных долгосрочных и кратковременных образовательных, санитарно-просветительских и здравоохранительных мер, увеличения уровня социальной защиты материнства и детства, принятия последовательных правовых решений.

Рождение новой семьи не может состояться, если вовремя не понять злободневность вопросов полового воспитания, не включить их в практику семейного воспитания. Долг и обязанность родителей и педагогов уделять этой проблеме особое внимание, ведь привитие высоких нравственных качеств невозможно без правильного воспитания ребёнка, без усвоения им образцов поведения в качестве представителя конкретного пола в семье и обществе. Начинать половое воспитание ребёнка нужно с раннего детства и продолжать до зрелости.

 

Библиографический список

1.     Каган В. Половое созревание. М., 1991.

2.     Кон И.С. Половое воспитание детей подросткового и юношеского возраста. М., 1997.

3.  Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1987.

4.     Румянцев Н. Проблема полового воспитания с психологической точки зрения. М., 1914.

5.  Симонов М.В. Слово родителям. М., 1995.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению