|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. И.Е. Логинова Проблемы полового воспитания детей и подростков Вопрос о половом воспитании учёные относят к числу жгучих и
трудных проблем нравственного воспитания, к числу таких вопросов, над
которыми рано или поздно приходится задумываться родителям и воспитателям. По
мнению В. Кагана, высказанному в его книге «Половое созревание», результаты
неправильного воспитания в этой области не только портят и коверкают личную
жизнь многих людей, но и являются громадным социальным бедствием [1]. Несмотря на то, что книга издана в начале
ХХ в., эти слова звучат современно и актуально. Что же такое половое воспитание? В широком смысле – это
влияние общества на психосексуальное развитие и формирование человека. В
более узком смысле половое воспитание – процесс систематического, сознательно
планируемого и осуществляемого, предполагающего определённый конечный
результат воздействия на формирование полового сознания и поведения. В. Каган
понимает под половым воспитанием систему планируемых, обеспеченных средствами,
методами и исполнителями мер формирования личности мужчины и женщины. Нельзя не согласиться с тем, что именно
нравственность должна быть той основой, опираясь на которую и дети, и
подростки, и юноши смогут правильно усваивать сведения, получаемые ими в процессе
полового просвещения. Содержание полового воспитания составляет всё то, что
воспитывает здоровую целостную личность мужчины и женщины. Личность способна
адекватно осознавать свои физиологические и психологические особенности в
соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и
благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и
противоположного пола во всех сферах жизни. Но
вернёмся к началу XX века. А.С. Макаренко считал, что девочки и мальчики должны воспитываться
вместе в едином детском коллективе. В колонии им. А.М. Горького у А.С.
Макаренко был именно такой смешанный детский коллектив. И ему часто задавали
вопрос о том, как обстоят в его коллективе дела с половой проблемой. Отвечая
на подобного рода вопросы, он подчёркивал, что в любой здоровой семье вместе
живут и мальчики, и девочки, и это не вызывает никаких осложнений. Всякое
здоровое детское общество может легко развиваться в этих условиях. Если же
это не так, значит данное общество детей недостаточно здорово, то есть не
спаяно в одну семью, не занято, не имеет перспективы, не развивается, не
дисциплинировано, обкормлено или не докормлено, а во главе его стоят люди,
которых дети не уважают! [3]. Именно все эти «не» действуют сейчас в нашем детском обществе, у нас
нет «семьи», нет чувства коллективизма, наоборот, нравственное развитие
человека неуклонно катится вниз. Именно поэтому в настоящее время структура
общественного воспитания молодёжи функционирует неэффективно. Огромное
влияние оказывает СМИ, в частности теле- и видео индустрия. Сегодня возникает
необходимость в создании благоприятных для развития личности факторов
культурной среды, которые формируют новые ценности, новый стиль жизни, новые
модели поведения. Социальные отношения изменяются: увеличивается
разобщённость и агрессивность людей, разрушаются многие культурные ценности,
растёт уровень заболеваемости, уменьшается продолжительность жизни, нередким
явлением становится самоубийство. Многие из этих явлений – отголоски
«сексуальной революции», многие отражают пагубное влияние утраты или смены
духовных идеалов на особенности сексуальных отношений в молодёжной среде, что
нередко ведёт к случайным половым контактам, гомосексуализму и т.п. Очевидно, что комплексный характер современных проблем молодёжи
обусловливает необходимость, помимо прочего, безотлагательных долгосрочных и
кратковременных образовательных, санитарно-просветительских и
здравоохранительных мер, увеличения уровня социальной защиты материнства и
детства, принятия последовательных правовых решений. Рождение новой семьи не может состояться, если вовремя не понять
злободневность вопросов полового воспитания, не включить их в практику
семейного воспитания. Долг и обязанность родителей и педагогов уделять этой
проблеме особое внимание, ведь привитие высоких нравственных качеств
невозможно без правильного воспитания ребёнка, без усвоения им образцов
поведения в качестве представителя конкретного пола в семье и обществе.
Начинать половое воспитание ребёнка нужно с раннего детства и продолжать до
зрелости. Библиографический список 1.
Каган В. Половое
созревание. М., 1991. 2.
Кон И.С. Половое
воспитание детей подросткового и юношеского возраста. М., 1997. 3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.,
1987. 4.
Румянцев
Н. Проблема полового воспитания с психологической точки
зрения. М., 1914. 5. Симонов М.В. Слово родителям. М., 1995. |
|
||
|
|
|
|
|