|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ.
Екатеринбург, 3 марта 2004 г. А.А. Даниленко Развитие сенсорного опыта у детей до 3 лет Сенсорный
– относящийся в общем смысле к ощущениям, органам чувств. Основным
источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются
ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях
внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, давая человеку
возможность ориентироваться в окружающей среде и в своём теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной
информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможна. Известны факты,
свидетельствующие о том, что человек, лишённый постоянного источника
информации, впадает в сонное состояние. Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в
раннем детстве приводит к сенсорной депривации. Длительные периоды сенсорной
депривации чрезвычайно неприятны и вызывают искажение ощущений, причудливые
мысли и образы, галлюцинации. Сенсорная депривация может привести к задержке
психического развития. У воспитанников детских колоний 1920-х годов, как результат
беспризорного или безнадзорного прошлого имела место сенсорная депривация. У
этих подростков сенсорная депривация была усугублена возрастным фактором: им
было по 10 – 13 лет. Это, конечно, приводило к искажённости восприятия
окружающего мира, что и явилось причиной девиантного или делинквентного
поведения этих детей. Педагогика и психология того времени была не готова решать эти
психолого-педагогические проблемы, но А.С. Макаренко, используя определённые
формы и методы воспитания и корректирования, исправлял восприятие у этих
детей. В наше время существует множество методов для развития сенсорного
опыта. В качестве примеров можно привести такие игры, как «Путешественники»
(воспитатель предлагает босиком побегать по разным поверхностям – мягкой,
гладкой, ребристой и т. д.); игры с водой (дети пускают кораблики; купают
игрушки; погружают на дно пластмассовые шарики); «Море волнуется» и т. д. Сенсорные способности нужно развивать с самого раннего детства; при
этом следует выполнять следующие задачи: ·
развивать сенсорные процессы как основу
непосредственного познания действительности во всех её проявлениях: форма,
цвет, пространство, звук и др. Включать в процесс восприятия сравнение
предметов, цветов, звуков, запахов; ·
учить рассматривать окружающие предметы, определять
их форму, строение, цвет и т. п.; ·
включать в процесс зрительного ощущения обследование
предмета с помощью обеих рук, что не только организует сам процесс познания окружающего
мира, но и развивает мышление (ребёнок видит предмет, называет его, гладит,
ощупывает, обводит по контуру). |
|
||
|
|
|
|
|