«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

А.А. Даниленко

 

Развитие сенсорного опыта у детей до 3 лет

Сенсорный – относящийся в общем смысле к ощущениям, органам чувств.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своём теле.

Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможна. Известны факты, свидетельствующие о том, что человек, лишённый постоянного источника информации, впадает в сонное состояние.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве приводит к сенсорной депривации. Длительные периоды сенсорной депривации чрезвычайно неприятны и вызывают искажение ощущений, причудливые мысли и образы, галлюцинации. Сенсорная депривация может привести к задержке психического развития.

У воспитанников детских колоний 1920-х годов, как результат беспризорного или безнадзорного прошлого имела место сенсорная депривация. У этих подростков сенсорная депривация была усугублена возрастным фактором: им было по 10 – 13 лет. Это, конечно, приводило к искажённости восприятия окружающего мира, что и явилось причиной девиантного или делинквентного поведения этих детей.

Педагогика и психология того времени была не готова решать эти психолого-педагогические проблемы, но А.С. Макаренко, используя определённые формы и методы воспитания и корректирования, исправлял восприятие у этих детей.

В наше время существует множество методов для развития сенсорного опыта. В качестве примеров можно привести такие игры, как «Путешественники» (воспитатель предлагает босиком побегать по разным поверхностям – мягкой, гладкой, ребристой и т. д.); игры с водой (дети пускают кораблики; купают игрушки; погружают на дно пластмассовые шарики); «Море волнуется» и т. д.

Сенсорные способности нужно развивать с самого раннего детства; при этом следует выполнять следующие задачи:

·     развивать сенсорные процессы как основу непосредственного познания действительности во всех её проявлениях: форма, цвет, пространство, звук и др. Включать в процесс восприятия сравнение предметов, цветов, звуков, запахов;

·     учить рассматривать окружающие предметы, определять их форму, строение, цвет и т. п.;

·     включать в процесс зрительного ощущения обследование предмета с помощью обеих рук, что не только организует сам процесс познания окружающего мира, но и развивает мышление (ребёнок видит предмет, называет его, гладит, ощупывает, обводит по контуру).

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению