|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Н.М. Борщёва, А.В. Чекасина Особенности социализации ребёнка в условиях психической депривации Процесс социализации личности зависит от окружающей социальной среды,
представляющей целостное психосоциальное пространство, субъектами которого
являются родители (либо другие агенты социализации, их заменяющие),
педагогический коллектив, сверстники, сам ребёнок. Соотношение влияний (как
позитивных, так и негативных) образующих это пространство, во многом
определяет возможные варианты развития личности. Естественно, чем лучше
организована среда, тем благоприятнее её воздействие на личностный рост
ребёнка, его социализацию. Чрезвычайно неблагоприятное воздействие на процесс социализации
оказывает ситуация, в которой адаптивные возможности ребёнка ограничены, а
удовлетворение базовых личностных потребностей блокируется некими
обстоятельствами, объективными и субъективными факторами, связанными с
различными формами депривации. Понятие «депривация» чаще всего используется в психологических и
социально-педагогических исследованиях в значении «лишения из-за
недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности». Причём в данном
случае речь идёт не о физических лишениях, а исключительно о недостаточном
удовлетворении основных психических потребностей, следовательно, имеется в
виду именно «психическая депривация» [1; 2]. Концепция «психической депривации» начинает активно развиваться в 60-е
годы двадцатого столетия. Однако до сих пор она не завершена и не является
устойчивой. Продолжается анализ сущности депривационных процессов и их
влияния на процессы социализации ребёнка, а также отработка, уточнение
понятий. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли такие учёные, как Г.
Лангмейер, З. Матейчек, Д.О. Хэбб, Д.Л. Гевирц, Д.С. Брунер, Дж. Боулби,
М.Эйсворт, М.И. Бу- янов, Э. Линдеманн, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М.
Шипицина, Е.И. Казакова и др. Чешские исследователи Г. Лангмейер и З. Матейчек, разработавшие
концептуальный аппарат теории депривации, определяют депривацию как «психическое состояние, возникающее в результате
определённой жизненной ситуации, когда субъект оказывается лишён возможности
удовлетворить свои человеческие психические потребности в достаточной мере и
достаточно долгое время» [2, с.
31]. Под основными психическими потребностями они подразумевают прежде всего
потребности ребёнка в богатой разнообразными стимулами сенсорной среде, в
дифференцированной и относительно постоянной структуре внешних стимулов
(когда понятны правила, по которым происходят изменения, и есть уверенность в
наличии защиты и контроля протекающих процессов), потребности в эмоциональной
связи с матерью, отцом, другими значимыми лицами, в возможности автономного
функционирования. Зачастую понятие «психическая депривация» используют произвольно для
обозначения и объяснения самых различных нарушений в развитии и поведении
ребёнка. В понимании сущности депривационных процессов мы солидарны с мнением
тех исследователей, определения которых исходят, по большей части, из
психологической или социально-психологической (а не биологической)
недостаточности: недостатка любви, сенсорной стимуляции, социальных
контактов, воспитания и т.п. По сути дела, под понятием «психическая депривация» подразумевают целый
комплекс разнообразных неблагоприятных влияний и проявлений, которые в
естественных жизненных ситуациях встречаются одновременно. Изолированно
выявить и представить различные формы психической депривации можно лишь
экспериментально. Чаще всего в психологической литературе выделяют следующие формы
психической депривации: ·
Депривация стимульная (сенсорная, чувственная): пониженное количество сенсорных стимулов
или их ограниченная изменчивость и модальность (имеется в виду, прежде всего,
недостаточность раздражителей органов чувств). Более узкий термин – депривация материнской заботы – применяется
там, где сущность депривации усматривают, главным образом, в недостатке
чувственных связей ребёнка и матери. ·
Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира
без чёткого упорядочения и смысла, которая не даёт возможности понимать,
предвосхищать и регулировать происходящее извне. ·
Депривация эмоционального отношения (эмоциональная, аффективная):
недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения
к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже
была создана. ·
Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной
социальной роли. Депривация в данном понимании обусловлена недостаточной
возможностью для наблюдения за дифференцированными моделями социальных ролей.
Психически депривированный ребёнок плохо подготовлен для соответствующего
выполнения целого ряда ролей, которые будут от него ожидаться в обществе. Его
способность предвосхищать позиции других людей будет ограниченной, так же как
и его умение делать различия между социальными ситуациями, предъявляющими
различные требования. Таким образом, последствия психической депривации
проявляются в неполной или недостаточной социализации [4, с. 15]. Педагоги и психологи солидарны в том, что ребёнку для его нормального
здорового развития нужны, в первую очередь, эмоциональная теплота и любовь.
Если он окружён достаточной заботой, симпатией и обладает эмоциональной
опорой, это возмещает отсутствие иных психических элементов, например
недостаточность раздражителей органов чувств («обеднённая среда»), даже
недостаточность воспитания и образования. Следовательно, особое патогенное
значение для нарушений развития и появления устойчивых деформаций характера
имеет недостаточное удовлетворение потребности в значимых
эмоционально-положительных контактах, т. е. эмоциональная, аффективная
депривация. Тяжёлая и продолжительная депривационная ситуация вызывает в
психической структуре ребёнка глубокие изменения, которые могут стать
постоянными. Чем моложе ребёнок и чем дольше депривация продолжается, тем
меньше надежды на устранение её последствий без остатка. Некоторые нарушения,
особенно в эмоциональной области, остаются, даже если ребёнок в социальном и
умственном отношениях развивается нормально. Работа социального педагога с конкретным ребёнком, оказавшимся в
депривационной ситуации, будет заключаться, прежде всего, в том, чтобы
компенсировать недостающие факторы социализации ребёнка, нейтрализовать
возникшие отклонения в его поведении и негативные воздействия среды на него,
мобилизовать все его возможности для достижения оптимального
функционирования, несмотря на объективные ограничения. Наши дальнейшие исследования будут связаны с поисками действенных
путей, средств, возможностей оказания психологической поддержки и
социально-педагогической помощи ребёнку в преодолении разнообразных
негативных последствий депривационной ситуации. Неоценимый опыт работы с
депривированными детьми накоплен в педагогической деятельности А.С.
Макаренко. Замечательный педагог и тонкий психолог, А.С. Макаренко, полагал,
что только путём взаимной дружеской поддержки и сочувствия, сотрудничества и
заботы о своих товарищах, наставнической деятельности старших по отношению к
младшим и т.п. можно восстановить у обездоленных детей – воспитанников
детской колонии – доверие к миру, пробудить желание понять другого, развить
умение устанавливать с окружающими людьми добрые, дружеские отношения,
сформировать способность совместного решения жизненных проблем. На основе
многолетних наблюдений и обобщения опыта работы в колонии имени А.М. Горького
Антон Семёнович приходит к заключению, что успешнее всего проблемы
социализации ребёнка решаются в первичных коллективах колонистов, организованных
по принципу объединения семи – пятнадцати воспитанников разных возрастов и
выступающих своеобразной моделью большой семьи. Идея А.С. Макаренко о
необходимости сочетания общественного и хотя бы некоторых элементов семейного
воспитания долгое время по достоинству оценена не была. Но именно «такая
организация даёт больший воспитательный эффект – она создаёт более тесное
взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного
накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают
разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку,
приучают уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и
ответственность за них воспитывает качества, необходимые советскому
гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец,
качества будущего семьянина и многие другие», – подчёркивал педагог [3, с.
11]. Без сомнения, опыт А.С. Макаренко и
его последователей должен быть взят на вооружение теми педагогами и
психологами, которые сегодня решают проблемы детей, социализация которых
затруднена вследствие разного рода депривационных обстоятельств. Библиографический список 1.
Буянов
М.И. Тайны детской психотерапии. М., 1990. 2.
Лангмейер
Г., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
3.
Макаренко
А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1957. Т. 5. 4.
Рогов
Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В
2 кн. Кн. 1. М., 2003. |
|
||
|
|
|
|
|