|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. И.А. Корсукова Игра как средство формирования имиджа
лидера-подростка Частью культуры современного
общения и взаимодействия является создание привлекательного имиджа. Без этого
наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе.
Формирование
положительного имиджа – специфический вид искусства. Имидж личности – это её
воспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель
получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его
наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д.
А.С. Макаренко,
будучи руководителем колонии для несовершеннолетних правонарушителей
в двадцатые годы, намеренно не читал личных дел поступающих к нему детей и не
знакомил с этими делами педагогов колонии. Его расчёт понятен: он не хотел
формировать негативных установок у воспитателей, поскольку они, создавая
аспектации, входят в социальный контроль и способствуют провокации вполне определённого поведения у воспитанников. Таким
образом, он просто не хотел формировать отрицательный имидж воспитанников. Сформировать необходимые качества имиджа лидера-подростка можно через игру. Качествами имиджа лидера являются: энергичность, выдержка, самообладание, сдержанность выражений и эмоций, умение управлять ситуацией, умение смело и решительно высказывать своё мнение, рефлективность, коммуникабельность, красноречивость, умение одеваться, умение показать себя и др. Как известно, А.С. Макаренко был приверженцем методики организации самоуправления, основным из методов её реализации была игра. Принимая на себя различные управленческие и другие значимые в детском коллективе роли, воспитанники тем самым развивали у себя необходимые для положительного имиджа личностные качества и умения: целеустремлённость, принципиальность, ответственность, умения принимать решения, входить в сложные ситуации, планировать деятельность, вести собрания и т.д. В современном воспитании существуют различные виды игр, формирующих
имидж лидера, начиная с коммуникативных тренингов и заканчивая различными
ролевыми и деловыми играми. Целью деловых игр является получение
практически значимого результата в процессе игрового действия. В процессе
игры развиваются коммуникативные качества, умение управлять коллективом,
умение планировать, умение убеждать при принятии решения и т. д. Ролевая игра характеризуется наличием ролей и развивающегося сюжета. В
процессе ролевой игры поставленная проблема решается путём импровизированного
разыгрывания заданной ситуации, что развивает личностные качества,
стиль поведения, стиль самовыражения, умение разрешать проблемы, рефлексию,
вырабатывает умение входить в положение других людей. Также в процессе ролевой игры формируется образ идеальной «среды
обитания», т. е. места проживания и работы, что тоже немаловажно для создания
положительного имиджа. Элементарными примерами ролевых игр являются: «день
самоуправления» в школе, игра в «бизнес», игра в «успех», игра в «лидера»,
игра в «команду» и т.д. Тренинги относятся к психологическим играм. Они направлены на развитие
интеллектуальных способностей и креативности участников, а также на развитие
их коммуникативных качеств. Благодаря конструктивным играм прекрасно развивается воображение и
логика мышления. Девочки, которые умеют шить и кроить, начинают разбираться в
моде, формируя тем самым свой неповторимый стиль в одежде и манеру одеваться. В методике создания детской организации А. С. Макаренко придавал
большое значение внешним атрибутам, создающим образ подростка-лидера, таких
как форма (хорошо подобранный костюм), очки, авторучка, галстук, значки и т.
д. При применении метода игры для формирования положительного имиджа подростка не следует забывать, что развитие каких-либо качеств – это результат не одного занятия, а длительного взаимодействия участников воспитательного процесса. Необходимо также постоянно обогащать свой духовный потенциал и эстетически самосовершенствоваться – без этого другие усилия по имиджированию окажутся нерезультативными |
|
||
|
|
|
|
|