«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

И.А. Корсукова

 

Игра как средство формирования имиджа лидера-подростка

Частью культуры современного общения и взаимодействия является создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе.

Формирование положительного имиджа – специфический вид искусства. Имидж личности – это её воспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д.

А.С. Макаренко, будучи руководителем колонии для несовершеннолетних правонарушителей в двадцатые годы, намеренно не читал личных дел поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами педагогов колонии. Его расчёт понятен: он не хотел формировать негативных установок у воспитателей, поскольку они, создавая аспектации, входят в социальный контроль и способствуют провокации вполне определённого поведения у воспитанников. Таким образом, он просто не хотел формировать отрицательный имидж воспитанников.

Сформировать необходимые качества имиджа лидера-подростка можно через игру. Качествами имиджа лидера являются: энергичность, выдержка, самообладание, сдержанность выражений и эмоций, умение управлять ситуацией, умение смело и решительно высказывать своё мнение, рефлективность, коммуникабельность, красноречивость, умение одеваться, умение показать себя и др.

Как известно, А.С. Макаренко был приверженцем методики организации самоуправления, основным из методов её реализации была игра. Принимая на себя различные управленческие и другие значимые в детском коллективе роли, воспитанники тем самым развивали у себя необходимые для положительного имиджа личностные качества и умения: целеустремлённость, принципиальность, ответственность, умения принимать решения, входить в сложные ситуации, планировать деятельность, вести собрания и т.д.

В современном воспитании существуют различные виды игр, формирующих имидж лидера, начиная с коммуникативных тренингов и заканчивая различными ролевыми и деловыми играми.

 Целью деловых игр является получение практически значимого результата в процессе игрового действия. В процессе игры развиваются коммуникативные качества, умение управлять коллективом, умение планировать, умение убеждать при принятии решения и т. д.

Ролевая игра характеризуется наличием ролей и развивающегося сюжета. В процессе ролевой игры поставленная проблема решается путём импровизированного разыгрывания заданной ситуации, что развивает личностные качества, стиль поведения, стиль самовыражения, умение разрешать проблемы, рефлексию, вырабатывает умение входить в положение других людей.

Также в процессе ролевой игры формируется образ идеальной «среды обитания», т. е. места проживания и работы, что тоже немаловажно для создания положительного имиджа. Элементарными примерами ролевых игр являются: «день самоуправления» в школе, игра в «бизнес», игра в «успех», игра в «лидера», игра в «команду» и т.д.

Тренинги относятся к психологическим играм. Они направлены на развитие интеллектуальных способностей и креативности участников, а также на развитие их коммуникативных качеств.

Благодаря конструктивным играм прекрасно развивается воображение и логика мышления. Девочки, которые умеют шить и кроить, начинают разбираться в моде, формируя тем самым свой неповторимый стиль в одежде и манеру одеваться.

В методике создания детской организации А. С. Макаренко придавал большое значение внешним атрибутам, создающим образ подростка-лидера, таких как форма (хорошо подобранный костюм), очки, авторучка, галстук, значки и т. д.

При применении метода игры для формирования положительного имиджа подростка не следует забывать, что развитие каких-либо качеств – это результат не одного занятия, а длительного взаимодействия участников воспитательного процесса. Необходимо также постоянно обогащать свой духовный потенциал и эстетически самосовершенствоваться – без этого другие усилия по имиджированию окажутся нерезультативными

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению