|
|
|
||
|
«Использование психолого-педагогического
наследия А.С. Макаренко
в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Е.А. Максимова Толерантность в историческом аспекте Понятие «толерантность» стало
международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно
отражает восприятие человека в единстве с окружающими людьми, уважение прав
другого, а также воздержание от причинения вреда. Толерантность предполагает
выработку способности принимать других такими, какие они есть, и
взаимодействовать с ними на основе согласия без ущемления собственных
интересов. В нашем понимании толерантность – это определённая мировоззренческая и
нравственно- психологическая установка личности на то, в какой мере ей
принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи,
культуру, нормы поведения и т.д. Основная её суть – терпимость к «чуждому»,
«иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и к
конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их
социальном понимании). Терпение – это уровень, психологический порог
восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных
социальных, духовных и других воздействий, выше (более) которого она теряет
свою психологическую и волевую стойкость и способна к непредсказуемым
действиям. Само понятие «толерантность» начало широко разрабатываться отечественной
наукой буквально в последние несколько лет в связи с особенностями
переживаемого нами периода истории России. Но необходимо отметить, что
понятие «толерантность» по своему содержанию весьма близко к понятию
«интернационализм». А идеи воспитания в духе интернационализма (и, в
определённом смысле, – толерантности) существовали уже в начале прошлого
века. В трудах выдающегося педагога ХХ
века А.С. Макаренко прослеживаются основные принципы воспитания в духе
интернационализма: · принцип самоценности ребёнка, предполагающий принятие ребёнка таким, какой он есть, независимо от его расовых, национальных, религиозных и пр. характеристик; · принцип нравственной атмосферы, предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования – основополагающий принцип существования детского коллектива. Эти принципы, поставленные во главу угла современного воспитания и
образования, реально работали в коммунах А.С. Макаренко. В одной из его работ
(«Марш тридцатого года») некий воспитанник Швед обвинил коммунаров в
антисемитизме. Заявление это было поспешным, несостоятельным и
безосновательным; на общем собрании коммуны мальчику объяснили, что дело
вовсе не в том, что он еврей, на самом деле евреев в коммуне было достаточно
и среди воспитанников, и среди воспитателей. И никогда в коммуне не было
национальной розни. Накануне Второй мировой войны в СССР усилились националистические
настроения, и начались репрессии евреев и других национальных меньшинств. После
Второй мировой войны ООН в одной из хартий провозгласила принцип равенства
прав и самоопределения народов. В 1995 году ЮНЕСКО принята «Декларация принципов толерантности» в целях
мобилизации общественности и привлечения внимания к опасностям, кроющимся в
нетерпимости. В этом направлении идеи воспитания толерантной личности
получили новый толчок к развитию. Несомненно,
сегодня приходится констатировать наличие глубочайшего противоречия между
необходимостью овладеть культурой толерантности и многочисленными
препятствиями на этом пути. Как выйти из этого противоречия? Научный и
практический поиск ответа на этот вопрос продолжается. |
|
||
|
|
|
|
|