«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Е.А. Максимова

 

Толерантность в историческом аспекте

Понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно отражает восприятие человека в единстве с окружающими людьми, уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда. Толерантность предполагает выработку способности принимать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия без ущемления собственных интересов.

В нашем понимании толерантность – это определённая мировоззренческая и нравственно- психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т.д. Основная её суть – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и к конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – это уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных социальных, духовных и других воздействий, выше (более) которого она теряет свою психологическую и волевую стойкость и способна к непредсказуемым действиям.

Само понятие «толерантность» начало широко разрабатываться отечественной наукой буквально в последние несколько лет в связи с особенностями переживаемого нами периода истории России. Но необходимо отметить, что понятие «толерантность» по своему содержанию весьма близко к понятию «интернационализм». А идеи воспитания в духе интернационализма (и, в определённом смысле, – толерантности) существовали уже в начале прошлого века.

 В трудах выдающегося педагога ХХ века А.С. Макаренко прослеживаются основные принципы воспитания в духе интернационализма:

·     принцип самоценности ребёнка, предполагающий принятие ребёнка таким, какой он есть, независимо от его расовых, национальных, религиозных и пр. характеристик;

·     принцип нравственной атмосферы, предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования – основополагающий принцип существования детского коллектива.

Эти принципы, поставленные во главу угла современного воспитания и образования, реально работали в коммунах А.С. Макаренко. В одной из его работ («Марш тридцатого года») некий воспитанник Швед обвинил коммунаров в антисемитизме. Заявление это было поспешным, несостоятельным и безосновательным; на общем собрании коммуны мальчику объяснили, что дело вовсе не в том, что он еврей, на самом деле евреев в коммуне было достаточно и среди воспитанников, и среди воспитателей. И никогда в коммуне не было национальной розни.

Накануне Второй мировой войны в СССР усилились националистические настроения, и начались репрессии евреев и других национальных меньшинств. После Второй мировой войны ООН в одной из хартий провозгласила принцип равенства прав и самоопределения народов.

В 1995 году ЮНЕСКО принята «Декларация принципов толерантности» в целях мобилизации общественности и привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости. В этом направлении идеи воспитания толерантной личности получили новый толчок к развитию.

Несомненно, сегодня приходится констатировать наличие глубочайшего противоречия между необходимостью овладеть культурой толерантности и многочисленными препятствиями на этом пути. Как выйти из этого противоречия? Научный и практический поиск ответа на этот вопрос продолжается.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению