«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Н.М. Борщёва, Е.А. Фоминых

 

Формирование адекватной позитивной самооценки ребёнка

 в условиях начальной школы как социально-педагогическая проблема

Новая социально-экономическая и культурная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, требует новых подходов к организации и содержанию образовательного и воспитательного процессов в российской школе. Политика нашего государства в области образования в последние годы направлена на его модернизацию, основной задачей которой является переориентация в целях образования и способах их достижения. Соответственно этой стратегии главной задачей современной российской школы должно стать воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе [1].

Выпускник школы для успешного решения стоящих перед ним задач должен иметь объективное представление о себе, своих возможностях, способностях и способах их реализации, т.е. он должен адекватно оценивать себя и на этой основе прогнозировать своё будущее.

Одним из важных факторов адаптации к окружающим условиям, мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей и творческого потенциала является самооценка личности. Такие её характеристики, как адекватность, критичность, объективность, дифференцированность, во многом обуславливают успешность социального развития ребёнка и его способность интегрироваться в обществе.

В связи с этим можно выделить такую задачу деятельности социального педагога в образовательном учреждении, как создание условий для формирования адекватной позитивной самооценки.

Самооценка динамична и в процессе усвоения социального опыта постепенно меняется, причём устойчивость самооценки в различные периоды жизни и деятельности человека различна. На отдельных этапах становления личности ребёнка она особенно неустойчива. Это прежде всего переходные периоды, периоды освоения новых социальных ролей, новых видов деятельности, возрастные кризисы. В эти периоды неустойчивость самооценки играет положительную роль, повышает возможность адаптации к новым условиям [3; 4]. Именно в периоды повышенной неустойчивости наиболее эффективно применение приёмов целенаправленного формирования самооценки. Начало младшего школьного возраста является одним из таких периодов. С возрастом гибкость самооценки снижается. Поэтому формирование адекватной самооценки необходимо начинать на самых первых этапах обучения. В противном случае речь пойдёт уже не столько о формировании, сколько о перестройке и коррекции сложившейся неадекватной самооценки. В соответствии с этим в деятельности социального педагога по развитию реалистичной самооценки у детей можно выделить два основных направления: коррекция неадекватности (завышенная или заниженная) самооценки и целенаправленное формирование адекватности этого свойства личности [2; 4; 5].

Первое направление актуально в связи с несколькими обстоятельствами. Во-первых, 30% первоклассников поступают в школу уже с отклонениями в уровне адекватности самооценки. Во-вторых, вследствие внутренних или внешних причин в самые первые годы школьного обучения у ребёнка формируется, как правило, заниженная самооценка, провоцирующая появление различных форм дезадаптации и препятствующая успешному обучению и нормальному развитию личности ребёнка.

Второе направление работы – целенаправленное формирование адекватной самооценки – является важным и актуальным, так как подразумевает развитие таких свойств самооценки, как дифференцированность, автономность, реалистичность, что позволяет формировать другие социально значимые качества личности: самоконтроль, самоопределение, саморегуляцию, самокритичность, способствует становлению самосознания и самореализации ребёнка.

Деятельность социального педагога по коррекции неадекватной самооценки у младших школьников должна быть направлена на устранение причин, обуславливающих появление неадекватных свойств самооценки, и подразумевает работу с социальной средой ребёнка (его окружением) и непосредственно работу с самим ребёнком в процессе его деятельности.

Коррекционная работа должна строиться с учётом специфики неадекватной самооценки: коррекция завышенной самооценки предполагает одни методы, коррекция заниженной – другие. Учитывая факторы, влияющие на формирование самооценки, можно выделить следующие направления коррекционной работы:

·     работа с семьёй;

·     работа с формальным детским коллективом;

·     работа с неформальным детским коллективом;

·     работа с педагогами;

·     взаимодействие с самим ребёнком в процессе его деятельности.

При взаимодействии с семьёй ребёнка усилия социального педагога должны быть направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей. Для этого используются различные формы и методы. В работе с каждой семьёй важно использовать индивидуальный и дифференцированный подход. Поэтому формами работы могут быть как индивидуальные беседы, так и лекции, тренинги, «круглые столы» совместно с другими родителями со схожими проблемами. Особую роль играет консультирование, цель которого – формирование у родителей объективных реалистичных представлений о своём ребёнке, его достоинствах и недостатках, осмысление существующей в семье системы воспитания, научение наиболее эффективным формам взаимодействия родителей с ребёнком. Кроме того, формой реализации методов работы с семьёй может быть организация совместных для детей и родителей досуговых и развлекательных мероприятий.

Следующее направление коррекционной работы – это взаимодействие с формальным и неформальным детским коллективом. Самым распространённым и эффективным методом коррекции самооценки в условиях детского коллектива является создание ситуации успеха в социально значимой деятельности в случае заниженной самооценки и ситуации неуспеха в случае завышенной самооценки.

 Ситуация успеха помогает ребёнку проявить себя, активизировать свой потенциал, компенсировать неудачи в одной области деятельности успехами в другой. Ситуация успеха выполняет двоякую роль: во-первых, она повышает самомнение ребёнка, формирует у ребёнка позитивное отношение к себе, а во-вторых, повышает его социальный статус в группе, делает его значимым для коллектива, и сверстники, осознавая это, меняют своё мнение о товарище.

Ситуация неуспеха обычно создаётся для снижения негативного влияния отрицательного лидера в группе, осознания ребёнком своих слабых сторон и стремления к самосовершенствованию.

Метод ситуации успеха реализуется через следующие формы: поручение ответственных заданий, защита чести коллектива (соревнования, олимпиады), активное участие ребёнка в успешных (неуспешных) для него видах деятельности, оказание ребёнком помощи в какой-либо деятельности своим сверстникам, обращение внимания группы на позитивные качества и значимость их товарища. Успешность в социальных отношениях стимулирует дальнейшую активность и актуализацию своих способностей и закрепляет положительное отношение к себе ребёнка с заниженной самооценкой.

Неудачи, неспособность выполнить важное поручение коллектива понижают статус отрицательного лидера с неадекватной завышенной самооценкой и способствуют осознанию им своих негативных черт и слабых сторон, создают стимул к позитивному самоизменению.

При использовании этих и других методов коррекции неадекватной самооценки необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также целесообразно постоянно отслеживать результаты коррекционных приёмов. Важно помнить, что чрезмерное применение способов коррекции может привести к противоположному результату.

Следующее направление коррекционной работы – работа с педагогами. Известно, что отношение педагога к младшему школьнику играет огромную роль в развитии личности ребёнка. Оценка педагога является определяющим фактором в оценивании ребёнком своей личности, во взаимоотношениях детей друг с другом. Поэтому социальному педагогу необходимо информировать классных руководителей о возрастных и индивидуальных особенностях конкретного ребёнка, о значимости педагогического оценивания; совместно с педагогом разрабатывать коррекционную программу и способы её осуществления; в ходе реализации этой программы координировать деятельность классного руководителя и отслеживать результаты. Необходимо информировать учителей о том, что чем конкретней будет оценка деятельности качеств личности ребёнка, тем эффективнее и безопаснее она будет влиять на его самооценку. Большой проблемой является субъективное мнение педагога о своём ученике, стереотипный подход к ребёнку, нежелание видеть в нём личность, индивидуальность. Коррекция негативного отношения педагога к ребёнку может быть реализована через тренинги, лектории, семинары, дискуссии, в ходе которых происходит не навязывание чужого мнения, а осознание педагогом своей неправоты и переосмысление своих педагогических взглядов.

Коррекционная работа, проводимая социальным педагогом непосредственно с ребёнком в процессе его деятельности, подразумевает снижение негативного влияния индивидуальных особенностей ребёнка (высокое самомнение, заносчивость или неуверенность в себе, неусидчивость или заторможенность, навязчивость или замкнутость и др.) и построение деятельностного процесса таким образом, чтобы в случае завышенной самооценки чередование успехов и неудач позволяло ребёнку составить реалистичное объективное мнение о себе, указывая на те виды деятельности, в которых он менее успешен или в которых ему нужно совершенствоваться, а в случае заниженной самооценки успехи, положительные результаты деятельности преобладали бы над неуспешными.

При завышенной самооценке реализация этих задач может осуществляться посредством организации «соревнования с равным»; переключения внимания ребёнка на менее успешные виды деятельности; предложения трудных заданий, поручений; повышения уровня рабочего напряжения; обращения внимания ребёнка не только на положительные, но и на отрицательные результаты деятельности; самоанализа ребёнком причин неуспеха. При заниженной самооценке – посредством компенсации неудач ребёнка в одних видах деятельности успехами в других; закрепления успеха в более лёгких заданиях и поручениях; частых поощрений и концентрации внимания ребёнка на положительных результатах деятельности; наиболее конкретных, дифференцированных оценок деятельности; организации «соревнования с самим собой» по принципу «сегодня лучше, чем вчера».

Корректируя индивидуальные особенности ребёнка, социальный педагог может использовать тренинги, индивидуальные беседы, игровые формы коррекции, психологические методы. Изменение же самооценки через деятельность ребёнка целесообразно проводить совместно с классным руководителем, если это учебная или трудовая деятельность или через организацию досуга детского коллектива, если это общение или игра (конкурсы, походы, развлекательные программы). Причём необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок стал активным участником деятельностного процесса. В различных формах творческой деятельности ребёнка закрепляются и развиваются социально и личностно значимые способности ребёнка и мотивы деятельности. Только в продуктивной деятельности, в процессе переживания радости от достигнутого может сформироваться позитивная реалистичная самооценка ребёнка.

Нельзя не вспомнить, что созидающая сила собственной деятельности ребёнка, её роль в формировании его личностных качеств рассматривались в качестве ключевого компонента в воспитательной системе А.С. Макаренко уже в начале ХХ века. Антон Семёнович считал, что именно благодаря участию в различных формах, прежде всего, коллективной трудовой деятельности самосознание юного человека, развитие его мировоззрения и нравственных качеств получают огромный творческий импульс. Чтобы воспитанник мог иметь выход для своих наклонностей и способностей, нашёл своё истинное призвание, вкусил ни с чем не сравнимую радость труда по призванию, нужно помочь найти каждому ребёнку индивидуальную траекторию его развития, деятельность, в которой он обязательно мог бы добиться успеха. На решение этой проблемы была нацелена макаренковская система «клубной работы», в которую входили кружки, связанные и не связанные со школьными предметами, спортивные секции, художественная студия, театр, «свободная мастерская» и т.п. Активное участие воспитанников в различных видах творческой деятельности рассматривалось в качестве важного условия не только для определения будущей профессиональной перспективы, но и, прежде всего, для создания возможностей личностного развития, для формирования представлений о себе как о самоценной личности, способной стать творцом собственной судьбы [6, с. 201 – 204]. Обращение к опыту А.С. Макаренко поможет обогатить воспитательный потенциал современных педагогов, решающих аналогичные задачи.

Таким образом, коррекционная деятельность социального педагога по изменению неадекватной самооценки включает взаимодействие специалиста с окружением ребёнка и непосредственно работу с самим ребёнком. Формы и методы коррекционной деятельности очень разнообразны, так как каждый ребёнок уникален и требует индивидуального подхода.

Необходимо отметить, что истинный характер неадекватности самооценки может быть замаскирован. Так, резкое демонстративное завышение самооценки может носить защитный характер, отличаться неустойчивостью и сочетаться со слабостью нервной системы. Такие дети требуют особо пристального внимания педагогов и психологов.

Вторым направлением деятельности социального педагога, ориентированной на развитие адекватной самооценки, является построение целенаправленного процесса формирования реалистичности этого личностного свойства.

Как и в первом направлении, работа социального педагога включает его взаимодействие с социальным окружением ребёнка (семьёй, школой, коллективом) и самим ребёнком в процессе его деятельности. Но в отличие от коррекции целенаправленное формирование самооценки предусматривает не устранение причин неадекватной самооценки, а предупреждение их возникновения, снижение влияния негативных и повышение влияния позитивных факторов, обусловливающих становление самооценки.

Так, в работе с семьёй социальный педагог использует более общие формы работы – лекции, дискуссии, оформление тематических стендов, театрализованные постановки, посвящённые семейному воспитанию, которые формируют у родителей чувство ответственности за методы воспитания и позволяют увидеть возможный результат применяемой к ребёнку системы воспитания.

Формированию адекватной самооценки способствует достаточно высокий статус ребёнка в детском коллективе, но вместе с тем этот статус должны обеспечивать положительные, социально одобряемые качества и поступки ребёнка. Поэтому функцией социального педагога при работе с детским коллективом является постоянное отслеживание и регулирование социальной позиции ребёнка в классе или группе: создание ситуации успеха для повышения социальной позиции потенциальных «изгоев» и ситуации «неуспеха» для снижения авторитета отрицательного лидера. Важно добиться того, чтобы в детском коллективе лидерские позиции занимало как можно больше детей, но не одновременно, а ситуативно, в зависимости от конкретной деятельности, как это активно практиковалось у А.С. Макаренко. Этого можно добиться через организацию мероприятий, требующих командного сплочения и активизации различных способностей детей: спортивных, интеллектуальных, художественных, театральных и т.д.

 Роль педагога (классного руководителя) в становлении адекватной самооценки у младших школьников является одной из определяющих, так как учитель предстаёт главным субъектом ведущей деятельности этого возраста – учебной. Поэтому работу социального педагога с классным руководителем и ребёнком в этом направлении целесообразно рассматривать в единстве.

Влияние педагога на становление самооценки ребёнка осуществляется через оценку им (в устной форме или в форме отметки) академических способностей или личностных качеств, поступков ребёнка. Так как самооценка младшего школьника необъективна и недифференцирована, оценка учителем одного – двух учебных качеств обычно переносится на оценивание ребёнком своей личности в целом. В связи с этим основной задачей социального педагога при целенаправленном формировании адекватной самооценки является построение оценочной и самооценочной деятельности ребёнка в условиях учебного процесса таким образом, чтобы она положительно влияла на развитие личности, была как можно более адекватна, обоснована, объективна, самокритична, автономна, насколько это возможно, от субъективных оценок взрослых, в том числе педагога [7]. Именно в учебной деятельности можно эффективно формировать эти качества самооценки, так как она несёт в себе предпосылки к теоретическому мышлению, процессам обобщения, анализа, контроля.

В рамках теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) была разработана наиболее оптимальная на сегодняшний день система оценивания, которая позволяет реализовать задачу социального педагога по становлению у ребёнка адекватной самооценочной деятельности [7].

Основными принципами этой системы являются следующие:

·     Обучение оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребёнка. Если предшествует оценка взрослого, то ребёнок может отвергнуть её или принять некритично.

·     Оценка не должна носить обобщающего характера. Ребёнку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий, дифференцировать оценку.

·     Самооценка ребёнка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т.п.).

·     Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, например, интерес, каждый человек имеет право на собственное мнение.

На основе этих принципов Г.И. Гутковской, Г.С. Коротаевой, Г.А. Цукерман и др. разработаны конкретные технологии взаимодействия педагога и школьников в оценочной деятельности, способствующие развитию адекватной самооценки [5; 7]. Самым распространённым способом оценивания и самооценивания является построение оценочных, строго дифференцированных шкал, в котором ребёнок принимает самое непосредственное участие [7].

Таким образом, в социально-педагогической деятельности, нацеленной на развитие реалистичной самооценки у младших школьников выделяются два направления: коррекция уже сформировавшейся неадекватной самооценки и целенаправленное создание условий для формирования таких свойств самооценки, которые обусловливают успешное освоение учебной деятельности, закрепление активной жизненной позиции и позитивное развитие личности ребёнка в целом. Для реализации первого направления педагогу следует использовать комплекс коррекционных приёмов при непосредственной работе с ребёнком, а также с его окружением (сверстниками, учителями, родителями). Основной задачей второго направления является обеспечение ребёнка средствами фиксации и оценки собственных изменений на каждом шаге приобретения новых знаний и умений, личностных качеств, а также предупреждение негативного влияния на самооценку личности со стороны социального окружения через проведение профилактической работы с родителями и активное взаимодействие с детским коллективом, направленное на его сплочение и реализацию личностного потенциала каждого ребёнка.

 

Библиографический список

1.     Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Нач. шк. 2002. № 3.

2.     Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психологии. 1980. №4.

3.     Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1980. № 3.

4.     Корнеева Л.Н. Принципы целенаправленного формирования самооценки // Психологическое обеспечение социального развития человека. Л. 1989.

5. Коротаева Г.С., Гутковская Г.И. Технология формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности // Образование периода детства: цели, ценности, содержание. Екатеринбург, 2000.

6. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. Т. 5. М., 1957.

7.     Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Нач. шк. 2001. №1.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению