|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Е.В. Минина, О.С. Чехомова Наставничество как индивидуальная форма работы социального педагога с несовершеннолетними
правонарушителями Проблема наставничества актуальна
во все времена как в практическом, так и в теоретическом плане. Элементы
наставничества встречаются в обучении, в производственной сфере, в семейных
отношениях, т. е. там, где взрослые контактируют с детьми. В педагогической теории и практике наставничество активно развивалось и
имело массовый характер в советские годы. Были разработаны положения о
наставничестве, проводилась учёба и организовывался обмен опытом. В настоящее время этой проблеме уделяется мало внимания. А между тем
под влиянием специфических характеристик современного общества она заметно
актуализировалась, особенно в сфере социального формирования молодёжи,
связанной с её адаптацией к условиям жизни. Многие молодые люди не могут
успешно адаптироваться в силу разных социальных причин. Статистика
правонарушений свидетельствует об увеличении противоправных поступков,
совершаемых несовершеннолетними. Особое значение приобретает работа, направленная на оказание помощи
молодым людям в социальной адаптации. Для выполнения этой миссии нужны
педагогически грамотные наставники. Следовательно, наставничество нужно рассматривать как целенаправленный,
педагогически организованный процесс в работе с несовершеннолетними
правонарушителями и как эффективную форму социально-педагогической
деятельности, в которой реализуется личностно-индивидуальный подход. Спецификой наставничества как формы воспитания является, во-первых, то,
что наставничество уходит своими корнями в традиционное воспитание, т. е. оно
не всегда организуется специально, а реализуется в процессе совместной
деятельности и предполагает выход за пределы коммуникации с воспитанниками на
поле межличностных отношений, социокультурного взаимодействия поколений.
Воспитанник является не просто объектом, на который направлены средства
обучения и воспитания, а участником, субъектом, воздействующим на процесс
обмена опытом и знаниями. Во-вторых, наставник – это тот человек, который
готовит себе замену на трудовом или духовном «поприще». Вот почему эта форма
воспитания обращена к конкретной личности и требует установления близких,
почти родственных отношений. В-третьих, основной метод воспитания здесь –
личный пример, поэтому главным принципом является наличие духовной связи,
достигаемой через установление дружеских отношений. Наставничество является давней
традицией, и как особая форма становления и воспитания подрастающего
поколения в истории человечества оно предшествовало многим другим формам
воспитания. Наставничество расширяет рамки традиционного шефства, делает
воздействие на личность более систематичным и всесторонним по содержанию,
более продолжительным по времени и коллективным по характеру. Одной из самых актуальных и социально-значимых задач,
стоящих перед нашим обществом, сегодня является поиск путей снижения роста
преступлений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их
профилактики. И одной из форм работы по профилактике преступности среди
несовершеннолетних является процесс наставничества. Наставническая
деятельность с несовершеннолетними правонарушителями осуществляется на основе
активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной
средой. Фактически целями наставничества в работе с трудным ребёнком являются
передача социального опыта и на основе этого формирование установок самоперевоспитания,
что реализуется путём индивидуальной работы наставника с несовершеннолетними
правонарушителями. Индивидуальная профилактика правонарушений – это целенаправленный
процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что
правонарушители под воздействием педагогов-наставников, общественности,
коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают
навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства
и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности. С другой
стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных
влияний окружающей среды на конкретную личность. Чтобы эффективно управлять
данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы наставничества,
обеспечивающие: ·
выработку нравственного сознания; ·
формирование навыков и привычек позитивного
поведения; ·
воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять
антиобщественным влиянием; ·
социальное оздоровление микросреды. Следовательно, индивидуальная профилактика требует учёта активности личности, её желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательных черт поведения; утверждения позитивных принципов саморегуляции; ускорения процесса формирования общей положительной направленности поведения индивида. В воспитательной работе наставник
должен опираться на то положительное, что имеется в личности каждого ребёнка.
Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение правонарушителя,
поощряя положительные поступки, педагог легче может достигнуть успеха в
перевоспитании ребёнка. Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с её внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности. Когда становятся известны
субъективные представления, цели и намерения ребёнка, совершившего
правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно
приступать к комплексной разработке программы воспитательно-профилактического
воздействия на правонарушителя через наставническую деятельность социального
педагога. Наставническая деятельность в
работе с несовершеннолетними правонарушителями включает в себя нормализацию
условий их жизни и воспитания в семье, индивидуальный подход к ним,
переориентацию или разобщение стихийных групп, куда входят подростки. При
этом самое главное средство воздействия на трудных детей – включение их в
социально-позитивную деятельность. Всё это имело место в практике А.С.
Макаренко и нашло отражение в его педагогическом наследии. |
|
||
|
|
|
|
|