«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Е.В. Минина, О.С. Чехомова

 

Наставничество как индивидуальная форма работы

социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Проблема наставничества актуальна во все времена как в практическом, так и в теоретическом плане. Элементы наставничества встречаются в обучении, в производственной сфере, в семейных отношениях, т. е. там, где взрослые контактируют с детьми.

В педагогической теории и практике наставничество активно развивалось и имело массовый характер в советские годы. Были разработаны положения о наставничестве, проводилась учёба и организовывался обмен опытом.

В настоящее время этой проблеме уделяется мало внимания. А между тем под влиянием специфических характеристик современного общества она заметно актуализировалась, особенно в сфере социального формирования молодёжи, связанной с её адаптацией к условиям жизни. Многие молодые люди не могут успешно адаптироваться в силу разных социальных причин. Статистика правонарушений свидетельствует об увеличении противоправных поступков, совершаемых несовершеннолетними.

Особое значение приобретает работа, направленная на оказание помощи молодым людям в социальной адаптации. Для выполнения этой миссии нужны педагогически грамотные наставники.

Следовательно, наставничество нужно рассматривать как целенаправленный, педагогически организованный процесс в работе с несовершеннолетними правонарушителями и как эффективную форму социально-педагогической деятельности, в которой реализуется личностно-индивидуальный подход.

Спецификой наставничества как формы воспитания является, во-первых, то, что наставничество уходит своими корнями в традиционное воспитание, т. е. оно не всегда организуется специально, а реализуется в процессе совместной деятельности и предполагает выход за пределы коммуникации с воспитанниками на поле межличностных отношений, социокультурного взаимодействия поколений. Воспитанник является не просто объектом, на который направлены средства обучения и воспитания, а участником, субъектом, воздействующим на процесс обмена опытом и знаниями. Во-вторых, наставник – это тот человек, который готовит себе замену на трудовом или духовном «поприще». Вот почему эта форма воспитания обращена к конкретной личности и требует установления близких, почти родственных отношений. В-третьих, основной метод воспитания здесь – личный пример, поэтому главным принципом является наличие духовной связи, достигаемой через установление дружеских отношений.

          Наставничество является давней традицией, и как особая форма становления и воспитания подрастающего поколения в истории человечества оно предшествовало многим другим формам воспитания. Наставничество расширяет рамки традиционного шефства, делает воздействие на личность более систематичным и всесторонним по содержанию, более продолжительным по времени и коллективным по характеру.

Одной из самых актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом, сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. И одной из форм работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних является процесс наставничества. Наставническая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями осуществляется на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически целями наставничества в работе с трудным ребёнком являются передача социального опыта и на основе этого формирование установок самоперевоспитания, что реализуется путём индивидуальной работы наставника с несовершеннолетними правонарушителями.

Индивидуальная профилактика правонарушений – это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием педагогов-наставников, общественности, коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний окружающей среды на конкретную личность. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы наставничества, обеспечивающие:

·             выработку нравственного сознания;

·             формирование навыков и привычек позитивного поведения;

·             воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влиянием;

·             социальное оздоровление микросреды.

Следовательно, индивидуальная профилактика требует учёта активности личности, её желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательных черт поведения; утверждения позитивных принципов саморегуляции; ускорения процесса формирования общей положительной направленности поведения индивида.

          В воспитательной работе наставник должен опираться на то положительное, что имеется в личности каждого ребёнка. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение правонарушителя, поощряя положительные поступки, педагог легче может достигнуть успеха в перевоспитании ребёнка.

          Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с её внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.

          Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребёнка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно приступать к комплексной разработке программы воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя через наставническую деятельность социального педагога.

Наставническая деятельность в работе с несовершеннолетними правонарушителями включает в себя нормализацию условий их жизни и воспитания в семье, индивидуальный подход к ним, переориентацию или разобщение стихийных групп, куда входят подростки. При этом самое главное средство воздействия на трудных детей – включение их в социально-позитивную деятельность. Всё это имело место в практике А.С. Макаренко и нашло отражение в его педагогическом наследии.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению