«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

А.В. Таушканова

 

Гендерное воспитание

В конце 1980-х и в 1990-е гг. гендерные исследования стали достаточно распространёнными. Сегодня невозможно себе представить публикацию в области социально-гуманитарных дисциплин, которая бы обошла вниманием гендерный аспект темы. Однако как понимание и контекстное использование самого понятия «гендер», так и применяемые в ходе исследований методы весьма различны.

Гендер (Gender) – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи и другие исследователи часто характеризуют биологически основанные гендерные различия как «половые различия».

Гендерное воспитание – это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных ролей и норм.

Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, гендерная психология вплоть до конца 1960 – 70-х годов практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.

Зарубежные гендерные исследования сдвинулись с мёртвой точки лишь тогда, когда в науку пришло новое поколение – целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах стоило огромного труда – ведь они не были мужчинами.

Отечественные исследования в области гендерного воспитания начали вестись позднее, но предпосылки к ним прослеживаются уже в «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко.

В своей работе Макаренко критикует чрезмерно широкую трактовку содержания полового воспитания, которая была характерна для многих современных ему исследователей. Очевидно, под влиянием идей З. Фрейда многие думали, что половая сфера есть самая главная, решающая сфера в физической и психической конституции человека, что всё человеческое поведение зависит от половой сферы и что всё воспитание юноши и девушки – есть половое воспитание (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т.4. С. 59 – 116.).

Можно отметить близость позиции Макаренко к современным взглядам на гендерное воспитание в том, что он предлагает строить половое воспитание не на основе биологических отличий мужчины и женщины, а, наоборот, ставя задачу воспитывать у обоих полов общечеловеческие качества: доброту, честность, порядочность, чистоплотность и т. д.

В своих работах А.С. Макаренко затрагивает проблему ущемления прав женщины, связанную со стереотипами общества, традиционными взглядами на права и обязанности женщины, на её положение по отношению к мужчине: «Такие нарушения мы знаем и в форме семьи, и в положении женщины, и в деспотической власти мужчины. Мы хорошо знаем, что в некоторых странах происходит настоящая продажа и покупка женщин, знаем многие исторические формы многожёнства, когда женщина рассматривается только как предмет наслаждения мужчины; знаем о существования такого безобразного явления, как проституция, когда мужчина просто на короткое время покупал ласку женщины, знаем, наконец, принудительные рамки семьи, когда мужчина принуждает жить женщину вместе с ним независимо от того, хочет она этого, или нет» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4, с. 72).

Макаренко также говорит о влиянии общества на поведение человека и, в частности, на представление об идеале половой жизни человека, об общественной нравственности в вопросах половой жизни (Там же). Говоря о будущем половом чувстве ребёнка, о воспитании его как будущего семьянина и гражданина, о том, что половое воспитание начинается с младенчества, Макаренко, на наш взгляд, рассуждает о гендерном воспитании, о тех стереотипах, которые ребёнок впитывает с первых дней своей жизни в семье, и которые во многом будут определять его поло-ролевое поведение в будущем.

Совпадение точки зрения Макаренко на половое воспитание с теорией гендерного воспитания можно заметить и в утверждении, что половая жизнь будущего человека определяется постепенно, на каждом шагу, даже когда родители или воспитатели и не думают о половом воспитании. Поэтому в вопросах полового воспитания решающими являются не какие-нибудь отдельные способы, специально предназначенные для полового воспитания, а вся воспитательная работа в целом.

Конечно, нельзя сказать, что теория гендерного воспитания абсолютно идентична теории полового воспитания Макаренко, так как само понятие «гендер» шире понятия «пол», а половое воспитание является составной частью гендерного воспитания. И, если учитывать, что термин «гендерное воспитание» появился в России значительно позднее, чем термин «половое воспитание», статьи А.С. Макаренко можно считать первым теоретическим материалом в данной области педагогических наук, который мы можем активно применять в своей практической деятельности. По большому счёту, не так уж и существенно, какой термин применять к определению воспитания, главное – что мы «закладываем» в личность ребёнка. И в этом смысле работы Макаренко представляют для нас неоспоримую ценность, проверенную опытом, практикой и годами.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению