«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Т.В. Некрасова

 

Формирование коллектива как важнейшее условие развития

воспитательных возможностей сетевого сообщества

«Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет коллектива, а есть просто толпа и сборище» – это слова А.С. Макаренко, чьи гениальные работы остаются актуальными до сих пор [3, с. 229]. Сегодня, в эпоху информационных технологий, при рассмотрении новых социальных структур – сетевых сообществ, о возможности возникновения которых ещё совсем недавно задумывались лишь писатели, мы вновь обращаемся к наследию классиков педагогики, в том числе А.С. Макаренко.

Понятие «информационное общество» появилось в конце 1960-х – начале 70-х годов в рамках футурологической концепции, а с появлением и распространением электронной почты и Интернета стало всё чаще употребляться применительно к современному обществу. Ежедневно информационный поток влияет на наше сознание, заставляет думать и действовать определённым образом, формирует наше мировоззрение. В этом плане средства массовой коммуникации обладают огромным воспитательным потенциалом, однако его действие часто направлено на формирование качеств, далёких от идеалов Человека и Гражданина. Ведущие государства мира, понимая, что информационные технологии становятся чем-то большим, нежели просто средства связи, предпринимают всё более активные усилия по целенаправленному формированию информационного общества. Так, в июне 2000 года на встрече G8* была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, в которой, в частности, заявлялось: «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарантного и ответственного управления международного мира и стабильности» [5].

В связи с этим можно говорить, что совершенствование информационных технологий влияет не только на развитие областей знаний, использующих новые коммуникационные возможности, но и на жизнь общества в целом. А.Е. Шадрин выделяет два типа таких воздействий:

1) непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека (речь идёт о значительном расширении его когнитивных и коммуникативных возможностей);

2) воздействие информационных технологий на социальную организацию (в результате использования новых средств коммуникации, принципиально снижающих издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределённых социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми» [7].

Остановимся подробнее на втором аспекте – возникновении сетей или сетевых сообществ. Сегодня людям для того, чтобы общаться и заниматься совместной деятельностью, уже нет необходимости находиться рядом. Трудовой коллектив может быть почти полностью рассредоточен по стране и даже миру, но при этом он будет функционировать не менее эффективно, чем если бы сотрудники работали в одном здании. Но является ли сетевое сообщество коллективом и может ли выполнять воспитательные функции или это просто «сумма отдельных лиц»?

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выделить признаки коллектива. А.С. Макаренко в статье «О моём опыте» первый признак коллектива определяет так: «…это не толпа, а целесообразно устроенный, действующий орган…» [2, с. 252]. По мнению И.Ф. Харламова, «понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий» [6, с. 326-327]. Главным признаком коллектива он выделяет налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между членами коллектива. А.В. Мудрик определяет коллектив как «формализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации» [4, с. 16].

Определяя воспитание как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется [4, с. 16], мы понимаем под воспитательным коллективом такую общность, которая способна оказывать воспитательное воздействие, т.е. влиять на человека с целью формирования личности в соответствии с требованиями социума.

Мы предполагаем, что сетевое сообщество можно считать воспитательным коллективом при выполнении как минимум следующих условий:

1)      наличие чётко прослеживаемой структуры отношений между членами сообщества;

2)    наличие комплекса собственных норм и ценностей;

3)    существование специфических традиций и атрибутов жизнедеятельности сообщества.

Помимо этого в пользу рассмотрения сетевых сообществ как воспитательных коллективов, будут свидетельствовать качественные изменения в поведении новых членов сообщества, усвоение ими норм сообщества, принятие существующих «правил игры».

Для подтверждения этой гипотезы нами было проведено исследование вербального общения постоянных пользователей на форумах различных русскоязычных ресурсов сети Интернет. Исследование проводилось методом включённого наблюдения ежедневно на протяжении 6 месяцев. Условно ресурсы были разделены на тематические (посвящённые семье, учебной деятельности, наукам, профессиям, увлечениям) и информационно-развлекательные.

Исследование показало, что на тематических сайтах общение носит преимущественно деловой характер. Это обусловлено тем, что возможные темы обсуждений чаще всего регламентируются правилами поведения на сайте. Однако это не исключает существования и неформальных отношений, что проявляется не только в общении (выбор обращения на «вы» или на «ты»; принятие чьей-либо стороны в споре; предвзятое отношение к кому-либо из пользователей; обмен персональными координатами и т.д.), но и в стремлении переводить общение из виртуального в реальное, в проведении мероприятий: встреч, праздников, конференций, выставок и других форм в зависимости от специфики сайта. Соотношение делового и неформального видов общения зависит от возраста пользователей (чем младше пользователи, тем более выражено неформальное общение), тематики сайта и его организации (предусмотрено ли программным обеспечением сайта личное общение пользователей).

На информационно-развлекательных сайтах выбор тем обсуждения значительно шире, люди общаются более раскованно; соответственно преобладают неформальные отношения. Стремление встречаться не только виртуально, но и реально выражено гораздо более ярко, и встречи носят более постоянный характер, часто становятся традицией.

Формальные лидеры присутствуют на всех ресурсах – это авторы сайтов, модераторы, ведущие тем. Часто (но не обязательно) они же являются и неформальными лидерами. Неформальные лидеры нередко возглавляют группы внутри сообщества. Эмоциональные лидеры также присутствуют на любом ресурсе и проявляют себя очень ярко, их быстро запоминают; их псевдонимы становятся именами нарицательными.

Прочие роли прослеживаются не столь чётко, однако при постоянном наблюдении можно отследить определённую структуру взаимоотношений, хотя и не такую явную, как в традиционном коллективе.

«Интеллектуалы», или «эксперты», присутствуют на ресурсах обоих типов, к их мнению прислушиваются, они – авторитеты в какой-либо области знания. Также на всех ресурсах присутствуют «приближённые» – люди, не входящие в состав администрации, но поддерживающие дружеские отношения с лидерами. Это проявляется в некоторой фамильярности, в подражании поведению администраторов, в использовании настоящих имен вместо псевдонимов и в других формах, доказывающих близкое общение с лидерами.

Следующие роли более характерны для развлекательных ресурсов, что не исключает их присутствия и на тематических сайтах. Роль «силовиков», на наш взгляд, выполняют пользователи, чей стиль общения характеризуется грубыми выражениями, часто оскорбляющими достоинство собеседника, речевым саботажем, односложными и малосодержательными высказываниями. «Силовики» могут в такой форме как поддерживать идеи сайта, так и находиться в оппозиции по отношению к его администрации. Главной чертой, объединяющей их с «силовиками» реальными, мы считаем безоговорочную уверенность в собственной правоте и безнаказанности. Довольно легко определяются «шуты». После нескольких не очень умных, по мнению окружающих, высказываний их перестают воспринимать всерьёз, над ними подшучивают, их высмеивают, однако при этом они не становятся изгоями.

В целом «изгои» на форумах сайтов сети Интернет, на наш взгляд, отсутствует. Это обусловлено таким свойством общения в сети Интернет, как добровольность и желательность контактов. Человек, не нашедший понимания, просто перестаёт заходить на данный ресурс. Исключение составляют корпоративные сайты предприятий, телекоммуникационные проекты и другие случаи, когда пользователь вынужден общаться на определённом сайте.

Как правило, основные нормы поведения регламентированы «Правилами поведения на сайте» (или аналогичным документом). Однако пользователи не всегда полностью принимают эти правила, несмотря на существующие «штрафные санкции», такие как запрет доступа к ресурсу. Например, правила многих развлекательных ресурсов запрещают использование ненормативной лексики, включая частичную замену букв символами, что не мешает пользователям употреблять её в своих сообщениях. Жизненные ценности определяются преобладающим контингентом, тематикой ресурса, а также политикой администрации, тем, насколько лояльно она относится к различным мнениям и нравственным позициям. Наибольший разброс ценностных ориентаций можно наблюдать на информационно-развлекательных ресурсах, где общаются представители молодёжи от 15 до 30 лет, имеющие самые различные увлечения и различный культурный уровень, а также допускаются высказывания самого различного толка, исключая нарушающие законы Российской Федерации (экстремистские призывы, оскорбления личности, клевета, плагиат и т.д.).

Традиции сообществ, кроме уже упомянутого выше стремления встречаться не только виртуально, но и реально, представлены существованием специфических шуток и розыгрышей, нарицательных имён и сокращений, понятных только постоянным пользователям. В качестве атрибутов принадлежности к коллективу выступают: ящик электронной почты, фотоальбом, дневник, расположенные на сервере сайта; иногда ресурс распространяет и вещественные атрибуты: значки, наклейки, футболки и т.д.

Итак, в ходе наблюдения мы выяснили, что при перечисленных условиях существования коллектива в сетевых сообществах в той или иной степени проявляются:

1)      структура взаимоотношений, прослеживающаяся в распределении социальных ролей, соответствующих ролям в коллективе;

2)      нормы и ценности – как регламентируемые формальными положениями, так и устанавливаемые самими пользователями;

3)      традиции коллектива (встречи «в реале», фольклор, организация совместной деятельности);

4)      атрибутика, выраженная в использовании сервисов ресурса или в традиционной форме.

Признаки существования коллектива более выражены на сайтах с преобладанием неформальных отношений. При общении на информационно-развлекательных ресурсах пользователи быстро подхватывают принятый стиль общения, жаргонные слова, а иногда перенимают и образ жизни, пропагандируемый другими пользователями. Далеко не всегда влияние ресурса положительно, однако нельзя не отметить изменения, происходящие в поведении пользователей. На наш взгляд, сообщества оказывают определённое воспитательное воздействие, но его результат не всегда сопоставим с традиционными морально-нравственными установками. Несмотря на это, мы считаем возможным создание сетевых сообществ именно как воспитательных коллективов при условии их целенаправленного формирования.

Для этого необходимо:

1)                         решить вопрос постановки цели. Так, на профессиональных форумах целью общения является повышение своей профессиональной грамотности;

2)                         найти оптимальное соотношение делового и неформального общения;

3)                         создать стабильный «костяк» сообщества, его «актив», постоянную по составу группу – носитель морально-ценностных установок коллектива;

4)                         определить степень участия коллектива в управлении ресурсом, возможности самоуправления в сообществе и его формы;

5)                         продумать порядок принятия новых членов сообщества (будет ли это чисто формальная операция по регистрации на сайте или решение по каждой кандидатуре будет приниматься в ходе обсуждения и голосования);

6)                         подобрать необходимый минимум педагогических требований к поведению пользователей.

Перечисленные задачи легче решить в ходе организации совместной деятельности пользователей, такой как телекоммуникационные проекты, конкурсы, благотворительные акции и т.п.

Другие условия и формы работы с сетевым сообществом, на наш взгляд, не отличаются от работы с традиционным коллективом.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о возможностях сетевого сообщества выполнять функции воспитательного коллектива. Мы понимаем, что выбранный метод включённого наблюдения несколько субъективен, поэтому исследования планируется продолжить с использованием более точных методов социологического и психологического анализа, а также в планах проведения эксперимента по созданию воспитательного коллектива в сети Интернет.

 

Библиографический список

1.       Колин К.К. Социальная информатика: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

2.       Макаренко А.С. О моём опыте //Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 4. М., 1983.

3.       Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Сочинения: В 7т. Т.5 М., 1958.

4.       Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

5.       Окинавская хартия Глобального Информационного общества // http://www.iis.ru

6.       Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1999.

7.       Шадрин А.Е. Современные представления об информационном обществе // Конференция "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий" http://www.auditorium.ru

 

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 



* G8 – «Большая восьмерка»