«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Л.В. Партина, Е.А. Устьянцева

 

Влияние экранной культуры

на формирование личности подростка

Положение подростков, их жизненные ценности и ориентации во многом связаны с общим состоянием общества: ходом экономических реформ, состоянием политической жизни, уровнем нравственности, условиями жизнедеятельности семьи и школы. В обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми, идёт стремительная коммерциализация досуга, снижается роль родителей в воспитании детей. Становятся платными, а потому недоступными для многих кружки и спортивные секции, которые пользуются наибольшей популярностью у подростков. Идёт социальное расслоение общества, налицо отсутствие чётких нравственных ориентиров. Наблюдается дефицит культуры во всех сферах, весьма болезненно отражающийся на судьбах подростков. В связи с этим достаточно остро встаёт целый комплекс проблем.

Прежде всего, это проблема занятости подростков, досуговой деятельности, использования свободного времени. Именно здесь всё больше прослеживается тенденция распространения негативных, социально-деструктивных форм поведения (употребление наркотиков, пьянство, совершение хулиганских действий и т.п.) – как проявления ложно понимаемых «качеств взрослости», на которые подросток ориентируется как на набор образцов поведения, источников.

 Подобного рода проблемы, вызванные сменой социальных эпох, культурных и нравственных норм, ценностей, жизненных идеалов, образа жизни в целом, влекущие за собой появление различных форм девиантного, социально аномального поведения, вынужден был решать в своей педагогической деятельности А.С.Макаренко более полувека назад. Однако сегодня необходимо учитывать весьма неоднозначное влияние новых факторов, прежде всего колоссальное воздействие экранной культуры на жизнь и поведение подростка.

В зависимости от ориентированности подростка на определённые образцы взрослости происходит формирование жизненных ценностей, определяется общее направление в формировании личности подростка. Подростки копируют взрослых. Истинное взросление подростков сочетается с игрой во взрослого. Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка, как ему кажется, взрослым в собственных глазах и в глазах окружающих. [1, с. 34 – 39].

Для подростков подражание – самый лёгкий способ достижения взрослости. Образцами для подражания являются окружающие взрослые, более зрелые одноклассники, кино и телеобразы. Взрослый друг – довольно редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте взрослый из референтной группы чаще всего выступает как достояние подростковой общности, если это учитель, руководитель спортивной секции, научного объединения и т.д. Другое дело – массовый кумир, например певец. Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что чрезвычайно ценно для подростков. И в том и в другом случае взрослый выступает для отроков в качестве некоего значимого человека, который становится предметом группового обожания и подражания. Очень важно поэтому, кто из взрослых занял пьедестал.

Наблюдается также подражание особому стилю «весёлой», «лёгкой» жизни. Бесцельное хождение по улицам, дискотеки, видеотеки, игры в карты, выпивание и т.д. В этом случае утрачиваются познавательные интересы, складывается установка на весёлое проведение времени. Такое направление в развитии взрослости неблагополучно. Большинство несовершеннолетних правонарушителей – это дети с низкой культурой досуга.

Безусловно, социальная ситуация жизни отрока во многом определяет его становление как личности. Но в ней самой нет тех определённых условий, конкретных людей и обстоятельств, которые всякий раз со всей определённостью оказывали бы на отрока исключительно благотворное или исключительно негативное влияние. Да и сами подростки крайне редко бывают однозначно чистыми и духовными или «грязными» и «низменными». Сколь разнообразны условия жизни, столь же многосторонни и подростки.

Всё большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и массовой культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения.

Нельзя упускать из виду несомненный факт вредного, нередко подрывающего авторитет школы, влияния на учащихся средств массовых коммуникаций, особенно телевидения и кино. С помощью современной теле- аудио- и видеотехники подрастающим поколениям поставляется, как правило, коммерчески выгодная, ходовая массовая продукция, негативно действующая не столько на ещё не устоявшиеся вкусы молодых людей, сколько на их чувства, стремления и желания. Это характерно не только для современного киноискусства, которое через видеофильмы становится подлинно домашним видом чувственного потребления, но и для массовой молодёжной музыки, и для того литературного хлама, которым сейчас завалены прилавки книжных магазинов [6, с. 355 – 357]. Средства массовой коммуникации стали не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Одно из них, а именно телевидение, обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на человека. Телевидение стало самым мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей. Проблема влияния телевидения на сознание и поведение зрителей и последствий этого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и социологии.

Особенно актуальна проблема влияния телевидения в связи с ростом насилия в современном обществе. Необходимость изучения взаимосвязи содержания телепродукции и агрессивного поведения её потребителей, особенно детей и молодёжи, назрела давно. Поэтому начиная с 1950-х годов ХХ века, на Западе стали проводиться систематические исследования влияния телевидения на агрессивное поведение зрителей.

На сегодняшний день в социальной психологии существует три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение. Первая – «гипотеза модели», разработанная американским социологом и психологом А. Бандурой, согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания (научения) агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей. Таким образом, агрессия на телеэкране служит своего рода образцом для моделирования реального поведения. Вторая гипотеза – «гипотеза катализатора». Л. Берковитц полагает, что сцены насилия служат своеобразными стимуляторами возбуждения и импульсивного поведения зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определённые когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи, образы), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Третья гипотеза, предложенная С. Фешбахом – «гипотеза катарсиса» появилась в результате исследований, которые, наоборот, указывают на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода «катарсис» – разрядка эмоционального напряжения. Так или иначе, результаты большинства проведённых психологами исследований подтверждают «гипотезу модели» и свидетельствуют о корреляции между увлечениями боевиками и склонностью к агрессивному поведению.

Отечественная статистика по данной проблеме, к сожалению, практически отсутствует. Между тем рост насильственной преступности, особенно среди несовершеннолетних ставит отечественную науку перед необходимостью изучения проблемы насилия, девиантного и делинквентного поведения молодёжи. В связи с этим, представляется интересным исследование А.Ю. Дроздова по выявлению социально-психологических факторов агрессивного поведения молодёжи [2]. Полученные им результаты позволяют констатировать достаточно чётко обозначенные связи и тенденции.

Наиболее предпочитаемым жанром в подростковой и юношеской среде являются комедии. По мнению А.Ю. Дроздова, это связано с непростой социально-экономической ситуацией в обществе, порождающей желание найти какую-то «разрядку», «расслабиться», и с определённой инфантильностью современных подростков. Жанр боевиков занимает второе место по популярности.

Третье место заняли триллеры – фильмы ужасов. Популярность фильмов ужасов для значительной части молодёжи вполне понятна: в данном возрасте у людей существует потребность в «острых ощущениях». Однако большинство триллеров, как известно, включает сцены насилия, поэтому их популярность также вызывает озабоченность.

 Четвёртое место в генеральной выборке занимает жанр фантастики, большой интерес к которому проявляется у несовершеннолетних.

Детективы занимают пятое место. Жанр мелодрамы занимает шестое место. Последнее место в рейтинге занимает жанр эротики и порно.

Следует сказать, что проблема взаимосвязи эротических и порнографических сцен с агрессивным поведением зрителей также является достаточно актуальной. В целом на данный момент выделяют две основные модели влияния порнографических сцен на зрителей, которые в какой-то степени схожи с гипотезами влияния «агрессивного телевидения». Согласно первой модели, просмотр порнографической продукции даёт катарсический эффект, позволяет реализовать вытесненные сексуальные фантазии. Согласно другой модели, просмотр порносцен стимулирует сексуальную агрессию. Результаты проведённых А.Ю. Дроздовым и другими психологами исследований позволяют говорить о наличии взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и агрессивным поведением среди лиц подросткового и юношеского возраста [2, с. 62 – 67].

Важность полученных выводов связана с их экстраполяцией на педагогическую область, на уровень практической деятельности.

Самое сложное для семьи, школы и всей системы образования и воспитания состоит в том, что между высоким и массовым искусством грани весьма расплывчаты, неопределённы, для эстетически неокрепшего человека плохо различимы и подчас невидимы. Однако это не означает, что всё надо пустить на самотёк, отдать во власть стихии. Образовательные и воспитательные системы для того и создаются, чтобы старшее поколение мудро и ненавязчиво, не нарушая процесса духовно-психологического созревания личности, давало ей возможность подниматься по лестнице духовной зрелости, учитывая собственные интересы и потребности. Современное развитие российского общества, актуализирующее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нём, приводит к необходимости гуманизации образования.

Однако что же может противопоставить современная педагогика засилью низкопробных монстров массовой культуры и агрессивному телевидению как дополнительному, но мощному фактору девиантности и делинквентности подростков?

Думается, что и сегодня в непростой педагогической работе по воспитанию подрастающего поколения полезно обратиться к творческому наследию великого педагога-гуманиста А.С. Макаренко. Это богатейший материал для творческого использования в современной воспитательной практике в плане решения проблем отношения личности и общества, раскрывающий природу сообщества детей и дающий действенный подход к социальному и культурному развитию и самореализации их индивидуальности. А.С. Макаренко искал пути воспитания человека нового общества. Он боролся прежде всего за гармоничное развитие личности ребёнка и призывал видеть в каждом ребёнке человека, каким бы «трудным» он ни был. Он всегда подчёркивал, что не вина, а беда «трудного» ребёнка в том, что он вор, хулиган, дебошир, что он плохо воспитан. Причина этого – социальные условия, окружающие его взрослые, среда. Вера в лучшее в человеке – ведущее начало педагогики Макаренко. По его мнению, нужно много требовать от человека и очень уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения. Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему – в этом принципе взаимного уважения и требовательности главную роль для Макаренко играет уважение [3, с. 79 – 81].

Проблема некритического отношения к произведениям массовой экранной культуры, агрессивному телевидению – это проблема среды и формирования личности, являющаяся одной из центральных в педагогическом наследии А.С. Макаренко. Он чётко заявлял о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности.

Как изменить структуру занятости и свободного времени подростка, чтобы обеспечить социально позитивную направленность его личности? Отвечая на этот вопрос, заметим, что Макаренко сделал важнейший вывод: педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе – это общий и единый метод, обеспечивающий эффективность воспитания коллектива и личности. Воспитательный коллектив является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитыми чувствами долга, чести, достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители её развития [5, с. 229 – 230].

Другое новаторское, принципиально важное и практически проверенное А.С.Макаренко положение о воспитательной роли труда и организации трудовой деятельности состоит в целесообразности раннего включения детей в производительный труд. Более того, он определил критерии труда как средства воспитания: интеллектуальное содержание труда и уровень социальной мотивации (основной мотив личности – ответственность за качество производимого продукта).

В современном социуме вопрос занятости ребят стоит очень остро: многие подростки хотят, так сказать, включиться в «рыночные отношения», зарабатывать деньги. Это связано и с финансовым положением родителей, и с экономической ситуацией в стране. Реально же такое зарабатывание денег осуществляется чаще всего в форме приобщения ребят к различным видам торговли и обслуживания. Работа подростков могла бы быть положительным фактором их воспитания, вступления во взрослую жизнь, если бы протекала в нормированных условиях, а не граничила порой с риском для их здоровья, жизни, с нарушениями закона. Большую часть видов деятельности подростков общество просто не регулирует. Для некоторых подростков постоянным источником дохода становятся азартные игры. В некоторых школах процветает «чёрный рынок», где можно купить практически всё, вплоть до наркотиков и оружия. Современным педагогам необходимо много поработать над тем, чтобы научить подростков честно зарабатывать деньги. И в этом отношении мы сразу вспоминаем А.С. Макаренко, который считал единственной формой радостного детства посильную трудовую нагрузку. Он сумел доказать на примере сотен своих воспитанников, что самосознание юного человека, развитие его мировоззрения и нравственности получают огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде. В результате созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребёнке, подростке, получают выход в жизнь, а это ускоряет процесс его становления – человеческого, гражданского, профессионального.

Основанием школы, по Макаренко, должен сделаться не труд – работа, а труд – забота. Основной формой приобщения учащихся к труду, при которой не утрачивается главное – единый школьный коллектив, необходимо считать собственное школьное производство. [4, с. 21, 27 – 30].

В современной школе оказались сильно потеснены основные виды деятельности человека – производительный и общественно полезный труд, физкультура и занятия искусствами; признана второстепенной и несущественной вся жизнь за пределами урока. Редки в стране детские дома, школы, где бы дети, подростки работали вместе со взрослыми, перенимали трудовые навыки и умения, впитывали в себя традиции мастерства, высокого профессионализма. А ведь именно разносторонняя деятельность ребёнка должна быть в центре воспитательного процесса. Труд должен использоваться как могучее средство формирования личности. В связи с этим школа-хозяйство, на наш взгляд, и есть реальный путь создания поистине трудовой общеобразовательной и профессиональной школы.

Подводя итоги, можно отметить следующее: влияние экранной культуры на формирование личности подростка является современным аспектом более широкой, извечной проблемы личности и общества. Она ставит перед педагогами, социологами, антропологами, социальными психологами ряд задач по оптимизации факторов, противодействующих негативному влиянию массовой экранной продукции, корректирующих действие издержек рыночных трудовых отношений, далёких от нравственных норм, нацеленных на преодоление инфантилизма безответственности подрастающего поколения, способствующих достижению такого уровня регулирования взаимодействия индивида и среды, который позволял бы формировать более высокие эстетические притязания подростков, переструктурировать их досуговую деятельность, организовывать новые формы детских сообществ по типу «воспитательных коллективов» с ранним включением детей в производственный, социально мотивированный труд. Педагогический опыт А.С. Макаренко как нельзя более точно подходит для решения этих задач, поскольку в нём апробированы универсальные ценности, способствующие разрешению современных социокультурных и педагогических проблем, нацеленные на полноценное позитивное развитие личности и общества.

 

Библиографический список

1.              Волков Б.С. Психология подростка. М., 2001.

2.              Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // СоцИС. 2001. №8.

3.              Карманов В.Ф., Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся. М., 1988.

4.              Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.

5.              Макаренко А.С. О воспитании молодёжи. М., 1951.

6.              Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению