|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе
современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. С.С. Усольцева Проектирование культурно-речевых качеств личности В современных
реальных быстроизменяющихся условиях происходит деградация культурно-речевых
приоритетов. К примеру, в телевизионных программах среди художественных
фильмов преобладают триллеры, боевики, ужастики, блокбастеры; а среди
мультфильмов - жестокие
зарубежные мультфильмы. На
развитие социальной педагогики как учебной дисциплины оказали существенное
влияние научно-педагогические открытия А.С. Макаренко. А.С. Макаренко в своих
работах 1920 - 30-х
годов, говорит о том, что подлинное развитие педагогической науки связано с
её способностью «проектировать личность», задавать с полной определённостью
качества и свойства личности, которые должны быть сформированы в процессе
воспитания. Развивая эту мысль, педагог подчёркивает: «Когда вы видите перед
собой воспитанника - мальчика
ли девочку, вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. И
это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели,
берёт далеко вперёд, так и педагог в своём воспитательном деле должен брать
далеко вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по
внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения» [1, с.
95]. В
современных социально-экономических условиях, чтобы, воспитывая ребёнка,
непосредственно приступить к решению любой конкретной
социально-педагогической детской проблемы, необходимо следовать
«проектированию личности», в том числе - спроектировать культурно-речевой
уровень личности ребёнка. Перед этим нужно провести культурно-речевую диагностику. Для того
чтобы сформулировать критерии, которые будут выступать в качестве показателей
развития культурно-речевого уровня, необходимо определить понятия «культура»
и «речь». Под понятием «культура»
мы подразумеваем способы освоения мира, которое протекает в трёх направлениях:
освоение социума, освоение природы, освоение самого себя. Речь - это исторически
сложившаяся форма общения людей посредством языка, осуществляемая по правилам
языка и под действием ряда факторов (общественная практика, взаимные влияния
языков и т.д.) [3, с. 672]. Формами
культуры человека являются искусство, литература, религия, мораль, наука,
профессиональная культура, психологическая культура, культура семьи и т.д.
Сущностными критериями культуры отдельной личности (ребёнка) являются: ·
социальные навыки; ·
развитость способностей к какой-либо науке или
искусству; ·
игровые ориентиры, познавательные потребности и
интересы; ·
коммуникативная культура, культура чтения; ·
семейные традиции; ·
здоровый образ жизни (ЗОЖ); ·
морально-нравственная культура; ·
психологическая культура; ·
религиозные приоритеты; ·
семейно-бытовая культура. К
сущностным критериям культуры речи можно отнести все коммуникативные качества
речи. Качества речи - это
реальные свойства её содержательной и формальной сторон: правильность, точность,
логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность [2, с.80].
Дальнейшая проработка критериев поможет создавать более правильную
социально-педагогическую диагностику. На современном уровне цивилизации
должен быть очень высокий уровень культуры педагога, в том числе и речевой
культуры. Чтобы педагогу заниматься проектированием личности ребёнка, немало
сил и времени нужно уделять речевой культуре самого педагога, его мастерству.
Антон Семёнович по этому поводу говорит: «Я сделался настоящим мастером
только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15 - 20
оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры,
голоса» [1, с. 58]. Макаренко придавал огромное значение постановке голоса.
«Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в
управлении своим лицом» [1, с. 57]. Он говорил как об обязательном предмете о
поставке голоса будущих учителей. Он поднимал такой вопрос, как обучение
студентов умению разговаривать с родителями и с учениками. «Я видел много
педагогов, знающих… которые, однако, разговаривать
ни с родителями, ни с учениками не
умеют.* Это надо поставить в программу педагогики», –
подчёркивал А.С. Макаренко [1, с. 83]. Кроме того, в речи педагога важную
роль играет уверенность. «Если вы уверены, что можете требовать до конца,
ребёнок всегда сделает всё, что нужно» [1, с. 66]. Человек как личность есть продукт
речевого общения. В процессе расширения сфер и задач общения параллельно с
усвоением норм речевого поведения усваиваются исторически сложившиеся нормы
социального поведения, культурные принципы своей семьи. Личность человека
закладывается в детстве. Семья – это «клеточка» целостного социального
организма. Поражена одна клеточка – болен весь организм. Поэтому особое
внимание российская социальная педагогика должна уделять семье. Семья
закладывает основы важнейших качеств личности ребёнка. Превращение
новорождённого младенца в равноправного жизнеспособного члена общества,
формирование личности происходит в непосредственной связи с процессом
овладения родным языком буквально с первых дней жизни. Формирование навыков
аудирования начинается ещё в утробе матери и активизируется в период ухода за
новорождённым. В современном мире, когда люди имеют много источников
информации, семья должна в первую очередь обратить внимание на
непосредственное общение с ребёнком: на игры, чтение сказок, беседы. Ребёнок,
осваивая звуки родной речи, постепенно формирует важнейшие качества
человеческой личности: умение слушать, понимать и уважать говорящего. Поэтому
взрослые должны поддерживать и развивать потребность говорения с самого
раннего возраста. Что же касается культурных традиций,
то можно сказать, что у нас ведётся мощная интервенция чуждой нам
антикультуры. Средства массовой информации, импортные мультики и телесериалы
отвергают традиции русской национальной, даже классической культуры, открыто
пропагандируют секс и распущенность, насилие и убийства. И всё это
выплескивается на «чистый лист» - на личность ребёнка. Средства массовой информации в большинстве
своём несут негатив. Что же будет с психикой ребёнка, если он ещё в
младенчестве смотрит с родителями боевики, триллеры, где множество драк,
убийств? Кем он станет в будущем? Каждый родитель должен об этом задуматься.
Культурно-речевая проекция личности выходит из семьи и возвращается в семью.
Что заложила семья, как воспитывала, чему учила, как развивала - это всё
вернётся обратно в семью. Ребёнок повзрослеет и в полной мере реализует свои
качества, в том числе, культурно-речевые качества. Таким образом,
культурно-речевое проектирование начинается с семьи, и родители должны в
первую очередь заниматься этим. Семейные социальные педагоги непосредственно
должны заниматься индивидуальным консультированием по вопросам
культурно-речевого характера. Педагог, воспитатель обязаны иметь высокий
уровень культуры, в том числе речевой культуры. Постановка голоса,
уверенность в своих словах, умение общаться с родителя и учениками, умелое
управление вербальными средствами - всё вышеперечисленные речевые педагогические качества А.С.
Макаренко считал исключительно важными. Они актуальны и по сей день.
Педагогическое проектирование культурно-речевых качеств личности ребёнка
нужно начинать с культурно-речевой самодиагностики педагога; далее должна
проводиться диагностика личностных особенностей ребёнка, и только потом
должно осуществляться проектирование его культурно-речевых качеств. Библиографический список 1. Макаренко А.С.
Некоторые выводы из педагогического опыта. М., 1964. 2. Педагогическое речеведение: Слов.-справ. Изд. 2-е, испр.
и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.,
1998. 3. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С.
Рапацевич. Минск, 2001. |
|
||
|
|
|
|
|