«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

С.С. Усольцева

 

Проектирование культурно-речевых качеств личности

В современных реальных быстроизменяющихся условиях происходит деградация культурно-речевых приоритетов. К примеру, в телевизионных программах среди художественных фильмов преобладают триллеры, боевики, ужастики, блокбастеры; а среди мультфильмов - жестокие зарубежные мультфильмы.

На развитие социальной педагогики как учебной дисциплины оказали существенное влияние научно-педагогические открытия А.С. Макаренко. А.С. Макаренко в своих работах 1920 - 30-х годов, говорит о том, что подлинное развитие педагогической науки связано с её способностью «проектировать личность», задавать с полной определённостью качества и свойства личности, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Развивая эту мысль, педагог подчёркивает: «Когда вы видите перед собой воспитанника - мальчика ли девочку, вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. И это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берёт далеко вперёд, так и педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения» [1, с. 95].

В современных социально-экономических условиях, чтобы, воспитывая ребёнка, непосредственно приступить к решению любой конкретной социально-педагогической детской проблемы, необходимо следовать «проектированию личности», в том числе - спроектировать культурно-речевой уровень личности ребёнка. Перед этим нужно провести культурно-речевую диагностику.

Для того чтобы сформулировать критерии, которые будут выступать в качестве показателей развития культурно-речевого уровня, необходимо определить понятия «культура» и «речь». Под понятием «культура» мы подразумеваем способы освоения мира, которое протекает в трёх направлениях: освоение социума, освоение природы, освоение самого себя. Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, осуществляемая по правилам языка и под действием ряда факторов (общественная практика, взаимные влияния языков и т.д.) [3, с. 672].

Формами культуры человека являются искусство, литература, религия, мораль, наука, профессиональная культура, психологическая культура, культура семьи и т.д. Сущностными критериями культуры отдельной личности (ребёнка) являются:

·         социальные навыки;

·         развитость способностей к какой-либо науке или искусству;

·         игровые ориентиры, познавательные потребности и интересы;

·         коммуникативная культура, культура чтения;

·         семейные традиции;

·         здоровый образ жизни (ЗОЖ);

·         морально-нравственная культура;

·         психологическая культура;

·         религиозные приоритеты;

·         семейно-бытовая культура.

К сущностным критериям культуры речи можно отнести все коммуникативные качества речи. Качества речи - это реальные свойства её содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность [2, с.80]. Дальнейшая проработка критериев поможет создавать более правильную социально-педагогическую диагностику.

          На современном уровне цивилизации должен быть очень высокий уровень культуры педагога, в том числе и речевой культуры. Чтобы педагогу заниматься проектированием личности ребёнка, немало сил и времени нужно уделять речевой культуре самого педагога, его мастерству. Антон Семёнович по этому поводу говорит: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [1, с. 58]. Макаренко придавал огромное значение постановке голоса. «Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом» [1, с. 57]. Он говорил как об обязательном предмете о поставке голоса будущих учителей. Он поднимал такой вопрос, как обучение студентов умению разговаривать с родителями и с учениками. «Я видел много педагогов, знающих… которые, однако, разговаривать ни с родителями, ни с учениками не умеют.* Это надо поставить в программу педагогики», – подчёркивал А.С. Макаренко [1, с. 83]. Кроме того, в речи педагога важную роль играет уверенность. «Если вы уверены, что можете требовать до конца, ребёнок всегда сделает всё, что нужно» [1, с. 66].

          Человек как личность есть продукт речевого общения. В процессе расширения сфер и задач общения параллельно с усвоением норм речевого поведения усваиваются исторически сложившиеся нормы социального поведения, культурные принципы своей семьи. Личность человека закладывается в детстве. Семья – это «клеточка» целостного социального организма. Поражена одна клеточка – болен весь организм. Поэтому особое внимание российская социальная педагогика должна уделять семье.

          Семья закладывает основы важнейших качеств личности ребёнка. Превращение новорождённого младенца в равноправного жизнеспособного члена общества, формирование личности происходит в непосредственной связи с процессом овладения родным языком буквально с первых дней жизни. Формирование навыков аудирования начинается ещё в утробе матери и активизируется в период ухода за новорождённым. В современном мире, когда люди имеют много источников информации, семья должна в первую очередь обратить внимание на непосредственное общение с ребёнком: на игры, чтение сказок, беседы. Ребёнок, осваивая звуки родной речи, постепенно формирует важнейшие качества человеческой личности: умение слушать, понимать и уважать говорящего. Поэтому взрослые должны поддерживать и развивать потребность говорения с самого раннего возраста.

          Что же касается культурных традиций, то можно сказать, что у нас ведётся мощная интервенция чуждой нам антикультуры. Средства массовой информации, импортные мультики и телесериалы отвергают традиции русской национальной, даже классической культуры, открыто пропагандируют секс и распущенность, насилие и убийства. И всё это выплескивается на «чистый лист» - на личность ребёнка. Средства массовой информации в большинстве своём несут негатив. Что же будет с психикой ребёнка, если он ещё в младенчестве смотрит с родителями боевики, триллеры, где множество драк, убийств? Кем он станет в будущем? Каждый родитель должен об этом задуматься. Культурно-речевая проекция личности выходит из семьи и возвращается в семью. Что заложила семья, как воспитывала, чему учила, как развивала - это всё вернётся обратно в семью. Ребёнок повзрослеет и в полной мере реализует свои качества, в том числе, культурно-речевые качества. Таким образом, культурно-речевое проектирование начинается с семьи, и родители должны в первую очередь заниматься этим. Семейные социальные педагоги непосредственно должны заниматься индивидуальным консультированием по вопросам культурно-речевого характера. Педагог, воспитатель обязаны иметь высокий уровень культуры, в том числе речевой культуры. Постановка голоса, уверенность в своих словах, умение общаться с родителя и учениками, умелое управление вербальными средствами - всё вышеперечисленные речевые педагогические качества А.С. Макаренко считал исключительно важными. Они актуальны и по сей день. Педагогическое проектирование культурно-речевых качеств личности ребёнка нужно начинать с культурно-речевой самодиагностики педагога; далее должна проводиться диагностика личностных особенностей ребёнка, и только потом должно осуществляться проектирование его культурно-речевых качеств.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. М., 1964.

2. Педагогическое речеведение: Слов.-справ. Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М., 1998.

3. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.


 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 



* Выделено автором.