|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ.
Екатеринбург, 3 марта 2004 г. А.А. Данилова Особенности жизненной перспективы молодёжи в ситуации профессионального самоопределения Профессиональное
самоопределение – первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных
с профессиональной карьерой, созданием семьи, социальным продвижением,
материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается
самостоятельный путь человека и открывается жизненная перспектива. Проблемы
профессионального самоопределения и жизненной перспективы изучались многими
отечественными (И. Е. Головаха, И. С. Кон, А. С. Макаренко Н.С., Пряжников и
др.) и зарубежными учёными (Н. Гисберс, И. Мур, Д. Сьпер, Дж. Холланд и др.). Понятие
«перспектива» (лат. «perspicio» – ясно вижу) употребляется в
трёх основных значениях, имеющих общий источник: система изображения
предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием
предметов человеком; вид вдаль; планы, виды на будущее [2, с. 17]. Применительно
к жизненному пути человека выделяют два основных этапа: ближайшую и
отдалённую перспективу. Самостоятельное значение каждого из этих этапов,
особенности их формирования в детстве и юности и влияние на развитие личности
убедительно показаны А. С. Макаренко (1958). Разделение ближайшей и
отдалённой перспективы является важнейшим моментом развития личности,
характеризующим переход от детства к юности, к решению важнейших задач
жизнеустройства, к выбору жизненного пути, к становлению социальной зрелости
личности. Проблемы выбора профессии в свете трудового воспитания, а также
определения жизненной перспективы рассматриваются А. С. Макаренко в
«Педагогической поэме» (гл. «Не пищать», «Трудные люди», «У подошвы Олимпа»)
и в статьях «Выбор профессии», «Дети в стране социализма», «Против шаблона» и
т.д. Так, в
статье «Выбор профессии» А. С. Макаренко говорит о том, что перед молодёжью
открыто столько путей, сколько существует профессий и специальностей; они
имеют право и возможность выбрать любую из них. Однако «…главное затруднение,
если угодно, главный недостаток нашего времени – слишком много путей, слишком
широки возможности». Каждая профессия – очень сложный, многопризнаковый
объект. И учитывать надо не только разнообразие профессий, но и другие
обстоятельства: способности и интересы самого молодого человека, позицию
родителей в отношении его профессионального будущего и т. п. [3, с. 39]. Времена
меняются, но проблема профессионального самоопределения и построения
профессиональной и жизненной перспективы не утрачивает своей остроты, в ней
открываются новые грани, обнаруживаются новые факторы и тенденции, связанные
с особенностями развития общества и личности в условиях современного
научно-технического и социального прогресса. К сожалению, анализ процесса
выбора молодыми людьми профессии, по которой они обучаются или желают
обучаться, показывает, что никто из них в своём профессиональном
самоопределении не придерживался каких-либо научных основ построения
жизненной перспективы. Целая
галерея образов молодых людей предстаёт перед нами на страницах «Поэмы» А. С.
Макаренко, и мы видим, как каждый из них самоопределился, выработал и проявил
характер. Ведь самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, утверждает
автор, – это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно
по типу его отношения к перспективе. Всё, чем
человек живёт в настоящем, всё, что сделано им в прошлом, имеет истинную
ценность, индивидуальное и общественное значение лишь в связи с будущим, с
перспективой развития самого человека и его социального мира. Человек живёт в
настоящем, но это вовсе не значит, что он живёт настоящим, т.е. насущными,
сиюминутными нуждами, делами, заботами. «От
каждого по способностям, каждому по труду». Мы хорошо знаем, что одни люди
умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому
труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному» [3,
с. 139]. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они
воспитываются в нём в течение его жизни, и особенно в молодости. У человека
всегда должна быть возможность осознать себя личностью, перспектива стать
лучше, найти в себе силы, чтобы разрешить свои противоречия, изменить свою
жизнь, сделать её другой. Важнейшим
из жизненных выборов является выбор основного для человека направления
будущей деятельности, способа жизни, определение её главных целей, этапов их
достижения и соподчинение этих этапов. Перспектива возникает сначала как
замысел жизни, как её смысл, идеальный план, затем требует реализации на
практике. Следовательно, профессиональное самоопределение, воспитание
трудовых качеств человека – это не только подготовка и воспитание будущего
хорошего (или плохого) гражданина, но и программирование его будущего жизненного
уровня, его благосостояния. А. С.
Макаренко пишет о том, что после революции судьба поручила ему «самый низший
отдел человечества – беспризорных… До того как попасть в мою колонию, эти
маленькие люди, собственно говоря, уже выбрали себе “профессию”, были ею
очень довольны и мою непрошенную консультацию встречали даже с некоторым
сопротивлением» [3, с. 38]. Но Антон
Семёнович терпеливо приучал их к труду и к школе, вокруг себя они видели
новое общество, новую свободу, новые пути человека. Перед ними, как и перед
всеми советскими юношами, открывались широкие дороги. Сначала осторожно,
потом всё смелей и смелей его воспитанники вступали на них, осваивали новые
области, открывали новые перспективы. А. С.
Макаренко твёрдо верил, что для мальчика 16 лет в жизни высшая «квалификация»
– быть борцом и человеком. Человек – это смысл жизни, это основа всего. Жизненная
перспектива состоит в творчестве, в соединении своих потребностей со своей
жизнью в виде её особых ценностей. Ценность деятельности для личности связана
прежде всего с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с
возможностью творчества. Лишь в границах деятельности определённого субъекта
любые реальности – действительные и воображаемые – выстраиваются в смысловой
ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий
неповторимость судьбы этого субъекта [1, с. 152]. Возможность
выразить себя в деятельности, в профессии – основная потребность личности как
субъекта, отличающаяся от частных и конкретных мотивов. Воспитать
человека, по А. С. Макаренко, – значит помочь ему определить перспективные
пути, по которым располагается его будущее. Коммунистическое воспитание ушло
в прошлое, ему на смену пришло социальное воспитание. Возникает ответственная
задача – сформировать у подрастающего человека яркие представления о
возможностях самореализации, дать ему содержательные знания об истинном, т.
е. внутреннем, содержании труда разных специалистов, о том, что они считают в
своём труде самым ценным, почему дорожат принадлежностью к данной
профессиональной общности, какие видят для себя перспективы «завтрашней
радости». Таким
примером организации социального воспитания служит педагогическая
деятельность А.С. Макаренко и его произведения, перечитывая которые каждый
раз погружаешься в мир истинных открытий. Библиографический список 1. Абульханова-Славская
К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 2. Головаха И. Е.
Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев,
1988. 3. Макаренко А. С. Педагогические
сочинения: В 8 т. Т. |
|
||
|
|
|
|
|