«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

А.И. Глекова

 

Мотивы социального служения

А.С. Макаренко в свете Священного Писания

В Евангелии от Матфея говорится: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» [Мф. 19, 14]. Эти слова – свидетельство особого отношения к детям. С богословской точки зрения жизнь Антона Семёновича Макаренко являет собой пример огромного социального служения, потому что вся она была посвящена воспитанию детей-сирот. Слово Евангелия призывает: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников своих, ни соседей богатых, чтобы они когда тебя не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увеченных, хромых, слепых и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» [Лк. 14, 12-14]. Именно духовно обделённые, нравственно изувеченные и не имеющие ничего, чтобы воздать за заботу, были воспитанниками Макаренко.

Будучи по своим убеждениям атеистом (утв. не соотв. истине, см., напр., работы Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные истоки педагогического творчества Макаренко. Точнее было бы сказать, что А.С.Макаренко в условиях своего времени, т.е. жёсткой борьбы с вероисповеданием, вынужден был воздерживаться от принародного выражения своего истинного отношения к Вере – прим. ред.), он не надеялся на воздаяние «в воскресении праведных», как не стремился к таким воздаяниям и в жизни. Не для почестей и наград делал великий педагог своё дело, а во имя человека.

Социальное служение, по Священному Писанию, есть милосердие, а милосердие есть жертва, которая возвышает человека в духовной жизни и свидетельствует о его любви к окружающему миру. Никто не анализировал педагогическую деятельность Макаренко с позиций жертвенности, зато в светской литературе рядом с этим именем часто стоят такие слова, как «педагогический подвиг», «самоотверженность», которые, без сомнения, связаны с жертвенностью. Мы говорим о нём: отдал свою жизнь детям, посвятил себя им, а это значит – пожертвовал собой во имя детей и их будущего. Слово «посвятил» не случайно имеет корень «свят». Он делал святое богоугодное дело, призрев беспризорных и показав им путь к новой жизни.

Воспитание, учительство, по Евангелию, – дело самого Бога. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель» – гласит Евангелие [Мф. 23, 8]. Но Он желает, чтобы это служение отчасти несли и люди. Одним из таких людей и оказался Антон Семёнович Макаренко. Его, неверующего, по мотивам социального служения можно считать в деле воспитания избранником Божьим, потому что мотивы эти рождены на глубокой духовной основе, отвечающей православным законам и граничащей с верой.

Истина Божия требует прежде всего любви. «Если я роздал все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» [1 Кор. 13, 3]. Для того чтобы дело было принято Богом, в нём обязательно должна быть любовь. Именно человеколюбие явилось первым мотивом социального служения Макаренко. Любовь к детям порождала беспокойство за их судьбы, заставляла действовать, брать на себя миссию учителя.

Превышая человеческий план отношений, православие призывает превыше всего ценить в другом человеке образ Бога, вложенный в него. Видение внешних привлекательных сторон человека – это любовь к личине, к тому, что со временем исчезает. Любовь к тому, что человек приобрёл сам, – это любовь к личности, но и это преходящее, так как сам человек может ошибаться в своём жизненном решении. Любовь к замыслу Бога о человеке и образу Его, преходящему в вечность, – высшая и наиболее глубокая любовь. Именно такая любовь, на наш взгляд, ближе Макаренко-педагогу. В воспитании каждого ребёнка он исходил не из внешних сторон и не из приобретённого до появления в колонии опыта жизни, а из того, что должен от природы заключать в себе внутренний мир ребёнка. От рождения этот мир чист и непорочен, и каждый хороший педагог должен уметь сохранить эту чистоту или вернуть, если она утрачена. По высказываниям А.С. Макаренко можно судить о том, что это явилось вторым мотивом его социального служения: вернуть детям их чистоту и непорочность, воспитать в них человеческое достоинство, стремление жить по законам добра, справедливости и красоты, трудиться на общее благо и ставить перед собой благородные цели в жизни. А прошлый греховный опыт при этом нужно было забыть, оставить в прошлом, поэтому о нём воспитанникам даже напоминать не полагалось.

Третьим мотивом социального служения А.С. Макаренко, который прослеживается по его произведениям, явилось желание показать своим воспитанникам правильный путь в жизни, помочь им определить для себя личные перспективы – ближние, средние, дальние. Именно на этой основе им был сформулирован закон перспективных линий.

Знаменательно что, не найдя в педагогической науке нужных ответов на вопрос о том, каким путём лучше воспитывать человека, Макаренко часто опирается на свою духовную интуицию, веру в духовные возможности человека и христианские традиции (сложно спорить – но только что было сказано, что Макаренко, якобы, атеист – прим. ред.). Так, в основу организации детского коллектива и коллективной деятельности в колонии ложатся традиции соборности, а некоторые его действия перекликаются с библейскими эпизодами. Всем известны слова притчи о блудном сыне. Как блудных сыновей принимал Макаренко назад в колонию тех, кто сбегал из неё, кто после скитаний, не найдя себе места за пределами колонии, возвращался обратно.

Социальное служение может быть личностным, если посвящено Творцу всего – Богу, но и внеличностным, если посвящено безликому адресату. Адресатом Макаренко-воспитателя является человек. Встаёт глубокий богословский вопрос: угодно ли такое служение Богу? Согласно православному вероучению смысл жертвы, которая лежит в основе дел милосердия, может быть следующий: если дело сотворено не во славу Божию, то оно не спасительно. Каждый верующий стремится в наибольшей степени исполнить в своей жизни правду Божию и прийти к спасению. Конечно, мы не находим у атеиста Макаренко мыслей о замысле Бога и образе человека, преходящем в вечность. В его произведениях не просматривается и мотив личного спасения. Как атеист он не вёл детей к Богу, но тем не менее нельзя не признать, что мотивы его действий связаны с формированием такого духовного состояния личности, такого образа, который говорит о стремлении к абсолютному и не противоречит Божественным канонам.

Дело А.С. Макаренко – великое дело мирового значения в области педагогики. Безусловно, он является выдающейся личностью в области воспитания. Жизнь нескольких тысяч детей он привёл к человеческому образцу. Ценности, которыми руководствовался этот великий педагог и к которым он приобщал колонистов, были истинно христианскими. Его труд прославляется среди людей. И даже если не знать Священного Писания, по-человечески понятно, что мотивы его деятельности положительны. Остаётся только сожалеть о том, что этим мотивам и движениям его души не хватало простой веры, любви во Христе, признания немощи человека и величия Бога. Его внимание приковано к земному. Но то, что на Земле он превыше всего ценил человека и Божественный образ, заключённый в нём, – не является ли это ступенькой по пути к Богу?

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению