|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. О.В. Пешкова «Педагогическая поэма» и педагогическая
система А.С. Макаренко в свете христианской антропологии В данной статье сделана попытка рассмотреть принципы и цели
системы воспитания А.С. Макаренко с точки зрения христианских ценностей,
отметить её положительные черты и слабые стороны. Наиболее ярко система воспитания А.С. Макаренко выражена в его
произведении «Педагогическая поэма». В первой части поэмы показаны рождение
коллектива, отказ от своеволия вчерашних правонарушителей, которые,
исподволь, сопротивляясь, начинали «обламываться» и подчинялись общественной
дисциплине, порядку. Именно в коллективе создаются условия,
благоприятствующие выявлению сильных характеров героев книг. Первая часть
книги – это становление коллектива, мобилизация и проба сил. Вторая часть
преследует цель более сложную. После того как коллектив сформировался и
показал свою жизнеспособность, его нужно было проверить в серьёзном деле,
закалить. Этим средством стал труд. Труд захватывает вчерашних «зверёнышей»,
преображает их психику, ставит их в совершенно новые взаимоотношения между
собой. Завершение этого сложного психологического процесса происходит в
третьей части книги. Коллективу колонии предстоит выдержать трудный экзамен.
Колония отстроилась. Она располагает своим имением, кругом шумят возделанные
детскими руками нивы. Жизнь, казалось, вошла в спокойное русло. Но вот тут-то
выяснилось, что колонию подстерегает грозная беда. Первым её почувствовал
руководитель колонии. Этот кризис Макаренко назвал «остановкой в жизни
коллектива». Суть задачи состояла в том, чтобы поставить перед колонистами
новую цель. Необходимо всегда стремиться вперёд. Колония добилась прекрасных
успехов. Бывшие преступники составили сплочённый дисциплинированный
коллектив. Но смысл социально-педагогической стратегии Макаренко состоял в том,
чтобы каждый колонист ощутил в себе внутреннюю потребность новых свершений;
поэтому и потребовалось завоевание Куряжа. Последующие события показали
правильность принятого решения. «Вся третья часть “Педагогической поэмы”
рассказывает о том, какой новый могучий стимул для дальнейшего роста получило
сознание колонистов в новых условиях» [3, с. 662 – 664]. Педагогика А.С. Макаренко имеет свою систему ценностей. Она
направлена на воспитание нового, коммунистического человека –
целеустремлённого, идейно убеждённого, работоспособного; сильной и твёрдой
личности, гордящейся своей социалистической страной и её партией. Необходимо помнить ситуацию в стране, в которой
складывалась данная система воспитания. Это 1920 – 30-е годы, период
некоторой эйфории, богоборчества, восстановления хозяйства после
братоубийственной Гражданской войны. А.С. Макаренко
пытался воспитывать в колонистах, бывших беспризорниках, лучшие душевные
качества: доброту, чувство красоты, скромность, исполнительность,
незлобивость, трудолюбие, чувство товарищества, справедливости,
коллективизма, гражданственность, общественную и трудовую активность,
дисциплинированность, ответственность, целенаправленность и др. Христианские ценности стоят намного выше, но они не всем
сразу доступны. Христианское благочестие имеет источником Бога, тогда как
ценности системы воспитания Макаренко имеют другую основу и даже, в конечном
итоге, могут быть враждебны Богу. Христианская антропология
и система воспитания А.С. Макаренко вкладывают разные смыслы в такие понятия
как «личность» (Личность во Христе), «гражданская ответственность»
(ответственность перед Богом за порученное дело), «совесть» (совет с Богом),
«душевная чистота» (целомудрие), «коллектив» (соборность), «мудрость» (жизнь
во Христе), «добро» и «зло» (грех и добродетель), «честность» (благочестие),
«открытость» (предстояние перед Богом) и т.д. Некоторые понятия в
педагогической системе Макаренко вообще отсутствуют, например понятие о
заповедях Божиих, Таинствах и т.д. В целом педагогическая система А.С. Макаренко может
формировать лучшие душевные человеческие качества на определённом этапе
становления личности. Остаётся только предполагать, к каким бы результатам он
пришёл на основе христианского мировосприятия. По мнению некоторых современных исследователей,
христианство есть не только спасение человечества, но и откровение о
человеке. Христианская антропология отвечает на вопрос о месте человека в
бытии. Поэтому подход христианской антропологии – наиболее целостный по
сравнению с другими науками о человеке. Существенное отличие религиозной
антропологии от гуманистической – Бог и Богооткровенное
Слово как центральная идея христианской антропологии. Основы христианской
антропологии намечены и развиты отцами Церкви. В центре их учения – учение об
образе Божием в человеке. Учение об образе Божием призвано раскрыть единство
человека и мира, человека и человечества. Эта идея в православии является основополагающей и
существенно отличает православное понимание от западного
– католического и протестанского. На западе в
центре стоит учение о первородном грехе, тогда как в православии вера в
человека позволяет увидеть нерастраченные силы, данные Богом каждому.
«Радость о человеке, живое ощущение образа Божия в нём, благословение бытию,
в нём открывающемуся, – это Пасхальное восприятие света и добра в человеке
так сильно, что в нём тонет даже грех и ложь. Беспредельна наша мерзость – но
ещё беспредельнее свет и
правда, данная Господом каждой душе, приходящей в мир», – читаем мы по этому
поводу у Святейшего Патриарха Алексия II [1, с. 2 – 6]. Человек призван жить в Боге. Его
основная задача – раскрытие образа Божия в своей душе. Важнейшие объекты изучения – понятие личности и, в связи с этим, – вопрос о сочетании
тварности и личности в человеке, духовной жизни в пределах тварного бытия. Другой важнейший вопрос христианской антропологии –
соотношение духа, души и тела, приоритет духовного начала в человеке. Из
этого вытекает внутренняя логика жизни, связанная с идеей креста. Нужно
отметить соотносимость роста добра и зла в мире.
Это заставляет остановиться на учении о грехе. Наконец, нельзя пройти мимо
того, что каждый человек, живя в обществе, погружён в социальное целое.
Поэтому представляется необходимым указать на позицию Церкви в решении
проблем, имеющих отношение к жизни общества, т.е. социальную концепцию
Церкви. Святейший Патриарх Алексий II пишет: «И священник, и педагог, который
изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен. Главная же
составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не
говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Хотелось бы
напомнить о двух законах в области духовного обучения: никто не может обучить
ребёнка тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового,
пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Мы благовествуем
Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни»
[1, с. 8]. Педагогическое
наследие А.С. Макаренко, его опыт, несомненно, можно использовать и в
православном воспитании с учётом изменившейся обстановки; многое зависит от
личности самого воспитателя. А.С. Макаренко писал о необходимости учёта
внешних и внутренних факторов, влияющих на воспитание, и чувствовал, видимо,
недостаточность своей системы, вкладывая, может быть, иной смысл в свои слова: «Нет ничего вечного и абсолютного в наших
задачах. Требования общества действительны только для эпохи, величина которой
более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к
следующему поколению будут предъявлены несколько изменённые требования,
причём изменения эти будут вноситься постепенно, по мере роста и
совершенствования всей общественной жизни» [2, с. 120]. Известно,
что когда А.С. Макаренко предложили быть соавтором учебника по педагогике, он
спросил, какой педагогики, и, узнав, что сегодняшней, отказался, так как
считал, что нужно создавать завтрашнюю педагогику. Талантливый учёный-педагог
считал, что формирование тех сторон целостной личности, которые отвечают
«заказу общества», должно чётко осознаваться каждым воспитателем и составлять
основной фон педагогической работы. Патриарх
Московский и Всея Руси Алексий II пишет: «Перед нами стоит
великая, ответственная и святая задача – вернуть нашему народу его
православные традиции, веру отцев. Сокровища
православия, столько лет пролежавшие втуне, способны оплодотворить нашу
жизнь, нашу культуру, нашу науку. Православное образование и воспитание
испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствовано нашими
святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало могучий народ,
создало великое государство, великую литературу и культуру, особый,
неповторимый строй душевной жизни. Было бы хорошо всем нам совместными
усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России
и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться
создать концепцию и программу духовного просвещения России» [1, с. 8]. Библиографический список 1. Алексий II (Святейший Патриарх). Церковь
и духовное возрождение России // Голос православия. 2002. № 37. 2. Макаренко А.С. Педагогические
сочинения: В 7 т. Т.4. М., 1957. 3. Машинский С. Поэма о воспитании и
педагогическом подвиге. А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». М., 1964. |
|
||
|
|
|
|
|