«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

О.В. Пешкова

 

«Педагогическая поэма» и педагогическая система

А.С. Макаренко в свете христианской антропологии

В данной статье сделана попытка рассмотреть принципы и цели системы воспитания А.С. Макаренко с точки зрения христианских ценностей, отметить её положительные черты и слабые стороны.

Наиболее ярко система воспитания А.С. Макаренко выражена в его произведении «Педагогическая поэма». В первой части поэмы показаны рождение коллектива, отказ от своеволия вчерашних правонарушителей, которые, исподволь, сопротивляясь, начинали «обламываться» и подчинялись общественной дисциплине, порядку. Именно в коллективе создаются условия, благоприятствующие выявлению сильных характеров героев книг. Первая часть книги – это становление коллектива, мобилизация и проба сил. Вторая часть преследует цель более сложную. После того как коллектив сформировался и показал свою жизнеспособность, его нужно было проверить в серьёзном деле, закалить. Этим средством стал труд. Труд захватывает вчерашних «зверёнышей», преображает их психику, ставит их в совершенно новые взаимоотношения между собой. Завершение этого сложного психологического процесса происходит в третьей части книги. Коллективу колонии предстоит выдержать трудный экзамен. Колония отстроилась. Она располагает своим имением, кругом шумят возделанные детскими руками нивы. Жизнь, казалось, вошла в спокойное русло. Но вот тут-то выяснилось, что колонию подстерегает грозная беда. Первым её почувствовал руководитель колонии. Этот кризис Макаренко назвал «остановкой в жизни коллектива». Суть задачи состояла в том, чтобы поставить перед колонистами новую цель. Необходимо всегда стремиться вперёд. Колония добилась прекрасных успехов. Бывшие преступники составили сплочённый дисциплинированный коллектив. Но смысл социально-педагогической стратегии Макаренко состоял в том, чтобы каждый колонист ощутил в себе внутреннюю потребность новых свершений; поэтому и потребовалось завоевание Куряжа. Последующие события показали правильность принятого решения. «Вся третья часть “Педагогической поэмы” рассказывает о том, какой новый могучий стимул для дальнейшего роста получило сознание колонистов в новых условиях» [3, с. 662 – 664].

Педагогика А.С. Макаренко имеет свою систему ценностей. Она направлена на воспитание нового, коммунистического человека – целеустремлённого, идейно убеждённого, работоспособного; сильной и твёрдой личности, гордящейся своей социалистической страной и её партией.

Необходимо помнить ситуацию в стране, в которой складывалась данная система воспитания. Это 1920 – 30-е годы, период некоторой эйфории, богоборчества, восстановления хозяйства после братоубийственной Гражданской войны. А.С. Макаренко пытался воспитывать в колонистах, бывших беспризорниках, лучшие душевные качества: доброту, чувство красоты, скромность, исполнительность, незлобивость, трудолюбие, чувство товарищества, справедливости, коллективизма, гражданственность, общественную и трудовую активность, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность и др.

Христианские ценности стоят намного выше, но они не всем сразу доступны. Христианское благочестие имеет источником Бога, тогда как ценности системы воспитания Макаренко имеют другую основу и даже, в конечном итоге, могут быть враждебны Богу. Христианская антропология и система воспитания А.С. Макаренко вкладывают разные смыслы в такие понятия как «личность» (Личность во Христе), «гражданская ответственность» (ответственность перед Богом за порученное дело), «совесть» (совет с Богом), «душевная чистота» (целомудрие), «коллектив» (соборность), «мудрость» (жизнь во Христе), «добро» и «зло» (грех и добродетель), «честность» (благочестие), «открытость» (предстояние перед Богом) и т.д. Некоторые понятия в педагогической системе Макаренко вообще отсутствуют, например понятие о заповедях Божиих, Таинствах и т.д.

В целом педагогическая система А.С. Макаренко может формировать лучшие душевные человеческие качества на определённом этапе становления личности. Остаётся только предполагать, к каким бы результатам он пришёл на основе христианского мировосприятия.

По мнению некоторых современных исследователей, христианство есть не только спасение человечества, но и откровение о человеке. Христианская антропология отвечает на вопрос о месте человека в бытии. Поэтому подход христианской антропологии – наиболее целостный по сравнению с другими науками о человеке. Существенное отличие религиозной антропологии от гуманистической – Бог и Богооткровенное Слово как центральная идея христианской антропологии. Основы христианской антропологии намечены и развиты отцами Церкви. В центре их учения – учение об образе Божием в человеке. Учение об образе Божием призвано раскрыть единство человека и мира, человека и человечества.

Эта идея в православии является основополагающей и существенно отличает православное понимание от западного – католического и протестанского. На западе в центре стоит учение о первородном грехе, тогда как в православии вера в человека позволяет увидеть нерастраченные силы, данные Богом каждому. «Радость о человеке, живое ощущение образа Божия в нём, благословение бытию, в нём открывающемуся, – это Пасхальное восприятие света и добра в человеке так сильно, что в нём тонет даже грех и ложь. Беспредельна наша мерзость – но ещё беспредельнее свет и правда, данная Господом каждой душе, приходящей в мир», – читаем мы по этому поводу у Святейшего Патриарха Алексия II [1, с. 2 – 6]. Человек призван жить в Боге. Его основная задача – раскрытие образа Божия в своей душе.

Важнейшие объекты изучения – понятие личности и, в связи с этим, – вопрос о сочетании тварности и личности в человеке, духовной жизни в пределах тварного бытия.

Другой важнейший вопрос христианской антропологии – соотношение духа, души и тела, приоритет духовного начала в человеке. Из этого вытекает внутренняя логика жизни, связанная с идеей креста. Нужно отметить соотносимость роста добра и зла в мире. Это заставляет остановиться на учении о грехе. Наконец, нельзя пройти мимо того, что каждый человек, живя в обществе, погружён в социальное целое. Поэтому представляется необходимым указать на позицию Церкви в решении проблем, имеющих отношение к жизни общества, т.е. социальную концепцию Церкви. Святейший Патриарх Алексий II пишет: «И священник, и педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен. Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения: никто не может обучить ребёнка тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни» [1, с. 8].

Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его опыт, несомненно, можно использовать и в православном воспитании с учётом изменившейся обстановки; многое зависит от личности самого воспитателя. А.С. Макаренко писал о необходимости учёта внешних и внутренних факторов, влияющих на воспитание, и чувствовал, видимо, недостаточность своей системы, вкладывая, может быть, иной смысл в свои слова: «Нет ничего вечного и абсолютного в наших задачах. Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько изменённые требования, причём изменения эти будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни» [2, с. 120].

Известно, что когда А.С. Макаренко предложили быть соавтором учебника по педагогике, он спросил, какой педагогики, и, узнав, что сегодняшней, отказался, так как считал, что нужно создавать завтрашнюю педагогику. Талантливый учёный-педагог считал, что формирование тех сторон целостной личности, которые отвечают «заказу общества», должно чётко осознаваться каждым воспитателем и составлять основной фон педагогической работы.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II пишет: «Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача – вернуть нашему народу его православные традиции, веру отцев. Сокровища православия, столько лет пролежавшие втуне, способны оплодотворить нашу жизнь, нашу культуру, нашу науку. Православное образование и воспитание испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствовано нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало могучий народ, создало великое государство, великую литературу и культуру, особый, неповторимый строй душевной жизни. Было бы хорошо всем нам совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России» [1, с. 8].

 

Библиографический список

 

1. Алексий II (Святейший Патриарх). Церковь и духовное возрождение России // Голос православия. 2002. № 37.

2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 7 т. Т.4. М., 1957.

3. Машинский С. Поэма о воспитании и педагогическом подвиге. А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». М., 1964.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению