«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

А.М. Столбова

 

Трудные подростки как результат трудного времени

Трудные дети. Что стоит за этой всем известной и, к сожалению, уже привычной формулой? Для милиционера это – хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А для родителей? Существующие отклонения в поведении ребёнка в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной «нормой жизни». Таким образом, понятие «трудные дети» наполняется разным содержанием в зависимости от личностных особенностей ребёнка, семейного микроклимата, ситуативных характеристик и др.

Итак, трудные дети – это те дети, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Также существует понятие «трудновоспитуемый». Под трудновоспитуемостью понимают негативизм и сопротивление педагогическому воздействию, которые могут быть обусловлены самыми разнообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности [2, с. 6]. Мы затронем проблемы, связанные с воспитанием трудных подростков.

Зарубежный психолог М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения присущи большинству детей [4, с. 64]. Это неотъемлемая часть процесса их развития. Вместе с тем как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи утверждают, что количество детей группы риска постоянно растёт.

 Личность трудного подростка характеризуется низким уровнем социализации и отражает проблемы и недостатки в трёх основных сферах его воспитания: в семье, школе (ПТУ), на производстве [1, с. 401]. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера: улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью». Но важнейшим, на наш взгляд, фактором влияния на личность подростка являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной атмосферы в семье, привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений [2, с. 138]. В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям в семье.

Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по проблемам трудных детей, были те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания. Одним из таких выдающихся педагогов-воспитателей был А.С. Макаренко. Много его работ посвящено проблемам воспитания и перевоспитания трудных детей.

Проблема воспитания трудного ребёнка не осталась в прошлом. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, актуализировали целый ряд проблем, важнейшей из которых является и исследуемая нами проблема воспитания трудных детей. Острота данной проблемы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Например, голландский исследователь М. де Винтер говорит о том, что в 1970 – 1990-х гг. количество детей группы риска росло неуклонно, и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодёжи в возрасте до 18 лет [3]. Отклонения в поведении ребёнка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений и др. В такой ситуации слабеет внимание к личности ребёнка, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, к его эмоциональной сфере. Все это снижает уверенность ребёнка в себе, его способности к саморегуляции, самоутверждению в жизненно-важных ситуациях.

 Как помочь такому ребёнку? Как правильно организовать воспитательную работу с ним? Сложность решения поставленных вопросов связана с тем, что многолетнее замалчивание проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привело к тому, что в нашем обществе специалисты были ориентированы не на воспитательно-профилактическую работу, а, главным образом, на предупредительно-карательные меры, в результате которых не только не было приостановлено накопление девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивались проявления отклоняющихся форм поведения.

Мы считаем, что воспитательная работа с трудными подростками должна быть построена, прежде всего, на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребёнка, направлена на формирование в нём чувства прекрасного, на утверждение высокого человеческого достоинства. Ведь недаром Ф.М. Достоевский писал: «Красота спасёт мир»; а А.С. Макаренко во всех своих работах постоянно подчёркивал, что красивого человека, обладающего высоким чувством человеческого достоинства, можно воспитать только на основе красоты, которая должна окружать его в повседневной жизни.

 

Библиографический список

1.     Васильев Л.П. Юридическая психология. М., 2000.

2.     Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: Коллект. монография /Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

3.     Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2003.

4.     Раттер М. Помощь трудным детям. М. , 1987.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению