|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ.
Екатеринбург, 3 марта 2004 г. А.М. Столбова Трудные
подростки как результат трудного времени Трудные дети. Что стоит за этой всем известной и, к
сожалению, уже привычной формулой? Для милиционера это – хулиган, для учителя
– «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на
одноклассников, для воспитателя – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А
для родителей? Существующие отклонения в поведении ребёнка в одной семье
считаются проблемой, в другой – естественной «нормой жизни». Таким образом,
понятие «трудные дети» наполняется разным содержанием в зависимости от
личностных особенностей ребёнка, семейного микроклимата, ситуативных
характеристик и др. Итак, трудные дети – это те дети, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Также существует понятие «трудновоспитуемый». Под трудновоспитуемостью понимают негативизм и сопротивление педагогическому воздействию, которые могут быть обусловлены самыми разнообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности [2, с. 6]. Мы затронем проблемы, связанные с воспитанием трудных подростков. Зарубежный психолог М. Раттер
отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные
расстройства и нарушения поведения присущи большинству детей [4, с. 64]. Это
неотъемлемая часть процесса их развития. Вместе с тем как отечественные, так
и зарубежные психологи и социологи утверждают, что количество детей группы
риска постоянно растёт. Личность трудного
подростка характеризуется низким уровнем социализации и отражает проблемы и
недостатки в трёх основных сферах его воспитания: в семье, школе (ПТУ), на
производстве [1, с. 401]. С другой стороны, на личность трудного подростка,
как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера: улица, двор,
«уличная группа с отрицательной направленностью». Но важнейшим, на наш
взгляд, фактором влияния на личность подростка являются отрицательные
семейные условия: отсутствие нормальной нравственной атмосферы в семье,
привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические
расстройства родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами
семьи разных поколений [2, с. 138]. В последние годы в научной литературе и
массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к
детям в семье. Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по
проблемам трудных детей, были те, кто непосредственно работал в системе
исправления, перевоспитания. Одним из таких выдающихся педагогов-воспитателей
был А.С. Макаренко. Много его работ посвящено проблемам воспитания и
перевоспитания трудных детей. Проблема воспитания трудного ребёнка не осталась в прошлом.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, актуализировали целый ряд проблем,
важнейшей из которых является и исследуемая нами проблема воспитания трудных
детей. Острота данной проблемы заключается в том, что с каждым годом
отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к
увеличению числа детей с девиантным поведением. Например, голландский
исследователь М. де Винтер говорит о том, что в 1970 – 1990-х гг. количество
детей группы риска росло неуклонно, и сейчас они составляют 20% от общего
количества подростков и молодёжи в возрасте до 18 лет [3]. Отклонения в
поведении ребёнка возникают как результат политической,
социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в
содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых
отношений и др. В такой ситуации слабеет внимание к личности ребёнка, его
жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, к его эмоциональной сфере.
Все это снижает уверенность ребёнка в себе, его способности к саморегуляции,
самоутверждению в жизненно-важных ситуациях. Как помочь такому
ребёнку? Как правильно организовать воспитательную работу с ним? Сложность
решения поставленных вопросов связана с тем, что многолетнее замалчивание
проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привело к тому, что
в нашем обществе специалисты были ориентированы не на
воспитательно-профилактическую работу, а, главным образом, на
предупредительно-карательные меры, в результате которых не только не было
приостановлено накопление девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивались
проявления отклоняющихся форм поведения. Мы считаем, что воспитательная работа с трудными
подростками должна быть построена, прежде всего, на постоянной поддержке и
стимулировании позитивного поведения ребёнка, направлена на формирование в
нём чувства прекрасного, на утверждение высокого человеческого достоинства.
Ведь недаром Ф.М. Достоевский писал: «Красота спасёт мир»; а А.С. Макаренко
во всех своих работах постоянно подчёркивал, что красивого человека,
обладающего высоким чувством человеческого достоинства, можно воспитать
только на основе красоты, которая должна окружать его в повседневной жизни. Библиографический список 1.
Васильев
Л.П. Юридическая психология. М., 2000. 2.
Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным
поведением: Коллект. монография /Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001. 3.
Мардахаев
Л.В. Социальная педагогика. М., 2003. 4.
Раттер М. Помощь
трудным детям. М. , 1987. |
|
||
|
|
|
|
|