«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Е.А. Оносова

 

Организация исправительно-воспитательной работы

с подростками в пенитенциарных учреждениях:

некоторые аспекты проблемы

До настоящего времени дискуссионным остаётся вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений социальных педагогов с целью организации в них различных видов исправительно-воспитательной работы с осуждёнными. Особенностью функционирования пенитенциарных учреждений в современной России является то, что воспитательные функции в них возложены в той или иной степени на всех сотрудников. Однако сегодня совершенно очевидной является необходимость введения в штат этих учреждений высококвалифицированных специалистов в области социальной педагогики. Именно они могли бы принять эффективное участие в решении проблем, связанных с ростом рецидивной преступности, особенно в подростково-молодёжной среде.

О масштабах этого социального бедствия свидетельствуют следующие факты. По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2002 года в исправительных (пенитенциарных) учреждениях находились 1 млн. 200 тыс. человек (при общем населении страны 145 млн. человек). Очень высок процент рецидивной преступности (каждый четвёртый, совершивший преступление) [4, с. 231]. Причины этого явления следует искать не только в нерешённых экономических и социальных проблемах, но и в недостатках воспитательной работы пенитенциарных учреждений, прежде всего колоний для несовершеннолетних.

Проблема воспитательной работы с осуждёнными в пенитенциарных учреждениях достаточно активно разрабатывается в отечественной науке. её теоретико-методологические аспекты рассмотрены в работах А.С. Макаренко, С.В. Познышева, Б.С. Утевского и др., в исследованиях А.Я. Азарова, В.М. Алиева, Б.Н. Алмазова, Г.П. Байдакова, Л.В. Высотиной и др. Изучены вопросы, связанные с гуманизацией воспитательного процесса, ролью общественных организаций в пенитенциарных учреждениях, реабилитационной и профилактической работой. Имеется положительный опыт воспитательной работы с осуждёнными в отдельных учреждениях пенитенциарной системы.

Остановимся на некоторых проблемах, связанных с организацией исправительно-воспитательной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях, и попытаемся обосновать необходимость введения в штат исправительных учреждений должности социального педагога.

Прежде всего следует выяснить, чем различаются процессы воспитания (как процессы реабилитации осуждённых) в колониях для несовершеннолетних (подростки отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения 21 года) и во «взрослых» колониях. Согласно действующему российскому законодательству в колониях первого типа имеются большие возможности для работы с осуждёнными подростками в плане применения позитивных мер воздействия, значительно увеличен перечень льгот и уменьшен объём карательных мер. Основной акцент в работе с подростками делается на учебно-воспитательной работе, включающей общеобразовательное и профессиональное обучение. Соответственно именно в таких колониях наиболее значима деятельность социального педагога, направленная на формирование позитивного социального опыта несовершеннолетних, что позволит им успешней адаптироваться в обществе.

В качестве основных целей воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы несовершеннолетними согласно ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ рассматриваются их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу и труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения [2]. В Концепции воспитательной работы с осуждёнными, разработанной Министерством юстиции РФ (2002), отмечается, что основная цель воспитательной работы в исправительных учреждениях заключается в том, чтобы способствовать преодолению личностных деформаций осуждённых, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения [1, 38].

Аналогичное толкование цели воспитательной работы с несовершеннолетними, находящимися в исправительных учреждениях, содержится и в документах ООН, в частности в «Пекинских правилах», где основное внимание обращается на образование и профессиональную подготовку осуждённых для оказания им помощи в социальной адаптации, в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе [1, с. 39].

В современных педагогических исследованиях цель воспитательной работы с осуждёнными рассматривается как их подготовка к жизни на свободе, воспитание социально полезных и законопослушных граждан.

Отметим, что в приведённых выше нормативных документах не используется термин «перевоспитание», нашедший широкое распространение в практике работы исправительных учреждений в советскую эпоху. Однако данным понятием оперирует пенитенциарная педагогика, хотя оно и наполнено иным содержанием, чем вкладывали в него советские идеологи. Сейчас оно близко к тому пониманию данного термина, который в своё время предложил А.С. Макаренко. Перевоспитание рассматривается как вид воспитания, цель которого заключается в устранении отрицательных и развитии положительных свойств личности, позволяющих гармонично формировать её в целом и, главное, корректировать мотивы её деятельности [3, с. 343].

Как нам кажется, термины «исправление», «перевоспитание», «преодоление личностной деформации» нуждаются в некотором уточнении. Так, например, непонятно, о какой личностной деформации идёт речь? Если под ней подразумевается недостаток интеллекта или физических сил, то эти факторы «необязательны» для преступного поведения. Понятия «исправление» и «перевоспитание» не являются синонимами. «Исправление» можно трактовать как изменение поведения, освобождение от каких-то отрицательных качеств, причём указаний на характер и причины этих изменений само определение не содержит. Понятие «перевоспитание» предполагает изменение в личности правонарушителя, произошедшее благодаря целесообразному воспитательному воздействию, специально спланированному, организованному и означающему, что человек стал внутренне другим. Конкретизация цели воспитательной работы с несовершеннолетними в условиях пенитенциарной системы позволила бы более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитательный процесс.

Следующая проблема, которая требует своего решения, может быть обозначена так: возможна ли реализация принципа природосообразности в условиях современной исправительной системы? В колонии им. А.М. Горького данный принцип был воплощён А.С. Макаренко на практике, однако в последующем он был деформирован, и деятельность осуждённых, в процессе которой должен был осуществляться процесс их перевоспитания, сводилась в основном к деятельности трудовой. Данный подход нашёл отражение и в современном законодательстве, где в соответствии со ст. 9, ч. 2 УИК РФ перечисляются основные средства исправления, к которым отнесены: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Из данного определения видно, что режим, общественно полезный труд и другие средства исправления рассматриваются наряду с воспитательной работой как равнозначные понятия, что вызывает определённые сомнения. Ещё А.С. Макаренко отмечал, что если дисциплина есть результат всей воспитательной работы, то режим есть только средство, только способ воспитания. То же самое следует сказать и в отношении общественно полезного труда, который может быть монотонным, тяжёлым, вредным для здоровья, что не позволяет его отнести к основным средствам исправления. Однако если рассматривать труд в контексте воспитательного воздействия, системы стимулов, подкрепляющих данную деятельность (соответствующий уровень заработной платы, возможность приобретения на неё качественных товаров, моральное стимулирование и т.д.), то он непременно будет являться важнейшим фактором трудового воспитания. При этом необходимо учитывать, что и правовое, и трудовое, и другие виды воспитательного воздействия должны стать составными частями всей воспитательной работы, организуемой в пенитенциарном учреждении.

Смещение акцентов в воспитательной работе с осуждёнными нашло отражение в изменении названия пенитенциарных учреждений, которые согласно новому Уголовно-исправительному кодексу РФ называются вместо «исправительно-трудовых» «исправительными».

Ещё А.С.Макаренко обращал внимание на то, что создание условий для проявления способностей осуждённых подростков – вещь серьёзная. И если не удаётся организовать воспитательную среду так, чтобы эти способности развивались, то возрастает риск появления различных форм агрессивного поведения, скрытых и открытых протестов, конфликтов, воровства, хулиганства и т. д. Поэтому исправительная среда должна быть организована таким образом, чтобы подростки могли приобщиться к культуре, образованию, искусству, творческой деятельности, что и будет способствовать их успешной адаптации после освобождения. Но для этого необходимо создание социально-педагогической системы, обеспечивающей исправление нравственным, правовым, трудовым, физическим и иными направлениями воспитательного воздействия, повышением образовательного и культурного уровня подростков. Ведущая роль в создании этой системы принадлежит социальному педагогу.

Организация исправительной среды в пенитенциарных учреждениях также является одной из актуальных проблем, требующих своего решения. Эта среда должна принципиально отличаться от того мира, который в своё время определил преступное поведение осуждённого.

При создании исправительной среды необходимо осуществить дифференциацию осуждённых в зависимости от степени их исправления, их участия в решении вопросов жизнедеятельности пенитенциарного учреждения или же, наоборот, сопротивления воспитательному процессу. Отсутствие педагогической дифференциации, являющейся определённой иерархией, созданной в целях оптимизации исправительного процесса, на практике сразу же «компенсируется» установлением иерархии «воровского мира», его худших традиций и обычаев [1]. В связи с этим особую значимость приобретает индивидуальная работа с осуждёнными подростками. Смысл её состоит в том, чтобы осуществить качественное изменение сознания, чувств и поведения личности, обусловившее участие её в преступной деятельности. Не случайно А.С. Макаренко особое внимание уделял разработке техники индивидуальной работы, подчёркивая необходимость большого разнообразия и гибкости её форм, их применения с учётом интересов развития коллектива, особенностей личности воспитуемого и личности воспитателя, организующего это воспитательное воздействие, а также конкретной ситуации, в которой оно осуществляется. Для выполнения такой работы от социального педагога требуются специальные знания в области педагогики и психологии.

Эффективность организации исправительно-воспитательной среды в значительной степени зависит от того, насколько умело сочетаются формы воздействия на коллектив в целом с индивидуальной работой, направленной на конкретную личность подростка. Коллектив осуждённых может оказать положительное влияние на личность подростка только тогда, когда он достигнет стадии зрелости и станет инициатором воспитательных мероприятий. Это в значительной степени зависит от опыта и мастерства педагога – организатора воспитательных воздействий.

Нами были рассмотрены лишь некоторые аспекты проблемы, связанные с организацией исправительно-воспитательной работы с осуждёнными, эффективность которой в значительной степени повысится, если ею будут заниматься специалисты в области социальной педагогики.

 

Библиографический список

1.   Ветошкин С.А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики // Педагогика. 2003. № 4.

2.   Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. М., 1997.

3.   Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1958. Т. 4.

4.   Ялпаева Н.П. Основы коррекционной педагогики. М., 2001.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению