|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ.
Екатеринбург, 3 марта 2004 г. И.А. Протасова, С.С. Худорожкова Возможности
индивидуального подхода в профилактике подростковой
девиантности Одной из
актуальных проблем, стоящих в настоящее время перед российским обществом,
является рост преступности
несовершеннолетних. Происшедшее не так давно и потрясшее всех жестокое убийство девочки-таджички в
Санкт-Петербурге подростками – скинхэдами является далеко не единственным
случаем проявления подросткового экстремизма, ставшего, к сожалению, одним из
привычных атрибутов современной действительности. Преступными группировками
несовершеннолетних каждый день совершаются кражи, налёты, грабежи, разбои,
убийства. Криминогенная обстановка сложилась и в Екатеринбурге; здесь на
конец 2003 года подростковая преступность составила 20%. Нигде не обучающиеся
и не работающие подростки составляют значительную часть преступных групп. Следует констатировать, что такие
институты социализации, как государство, школа, семья теряют свою референтную
значимость в процессе развития и формирования личности подростка, что
является одной из причин возникновения девиантного поведения
несовершеннолетних. Помимо социальных
факторов, обусловливающих подростковую девиантность, можно выделить и биологические, выражающиеся в существовании
анатомо-физиологических особенностей организма ребёнка, затрудняющих его
социальную адаптацию; а также психологические
факторы, одним из которых является наличие акцентуаций характера,
провоцирующих возникновение социально не одобряемых форм поведения. Одной из
педагогических причин возникновения девиантного поведения подростков является
и неправильный тип семейного воспитания, причём это не только воспитание в
обстановке эмоционального отвержения, но и воспитание по типу «кумира семьи»,
когда слепая родительская любовь приводит к проявлению различных форм
девиации. Важную роль в процессе социализации
современного подростка, освоения им общественных норм и нравственных
ценностей играет неформальная группа сверстников, асоциальная направленность
которой может привести к негативным проявлениям личности несовершеннолетнего.
Создание института социальной
педагогики позволяет комплексно, путём привлечения всех ресурсов общества
подойти к решению проблем, связанных с профилактикой девиантного поведения
подростков. Необходимо отметить, что в
советской школе сложилась определённая система мер профилактического
воздействия на несовершеннолетних с целью предупреждения социальных
отклонений через устранение или нейтрализацию порождающих их причин – в
первую очередь путём создания педагогически организованной среды, коллектива,
являющегося средством ресоциализации личности. Не менее значим в социальной
профилактике опыт работы зарубежных педагогов, которые при организации
профилактических мероприятий ориентируются на реализацию индивидуальных программ. Задача современного социального
педагога заключается в том, чтобы на основе изучения зарубежного и
отечественного опыта организации профилактических мероприятий разработать и внедрить
в педагогическую практику эффективную систему мер воздействия на
дезадаптированных подростков с целью формирования у них социально одобряемых
форм поведения, содействия в достижении поставленных жизненных целей и
раскрытия внутреннего потенциала. В этом плане целесообразно
обратиться к педагогическому наследию Антона Семёновича Макаренко, который в
своей опытно-эксперименталь- ной работе реализовал не только идеи
коллективного воспитания личности, но и создал систему форм, методов, средств
и приёмов индивидуального воздействия на неё, позволяющих эффективно
осуществлять профилактику социальной дезадаптации. Обосновывая необходимость
организации индивидуального воспитания, А.С. Макаренко обратил внимание на
тот факт, что нередко воспитательное воздействие педагогов начинается лишь
тогда, когда проступок уже совершён, и поэтому можно только позавидовать
подросткам, совершившим противоправные действия: ведь их «всё же
воспитывают». А остальные, которые ничего плохого ещё не совершили, но в силу
целого ряда причин близки к этому? Кто будет воспитывать их? С точки зрения реалий современной
российской школы это суждение великого педагога звучит весьма и весьма
актуально. Нередко в учебно-воспитательных учреждениях, где отсутствует
система профилактических мер воздействия на личность, воспитание начинается
только тогда, когда правонарушение уже совершено. Между тем при условии
реализации индивидуального подхода к воспитанникам, лежащего в основе
профилактики социальных отклонений, возможны их предупреждение и коррекция. В педагогическом наследии А.С.
Макаренко индивидуальный подход является неотъемлемой частью коллективного
воспитания. По мнению Антона Семёновича, он заключается в том, чтобы
применительно к индивидуальным особенностям каждого воспитанника сделать его
достойным членом своего коллектива. Практикуя объединение отрядов по
принципу «кто с кем хочет», Макаренко использовал коллектив для выявления тех
воспитанников, которые особо нуждались в индивидуальном внимании, помощи и
заботе. Говоря о необходимости учёта
индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, педагог разработал
систему форм и методов индивидуального воздействия на личность с целью
формирования у неё социально значимых качеств. Индивидуальный подход в
профилактической работе он рассматривал в аспекте реализации принципа
«параллельного действия», когда на личность воспитанника воздействуют не
только педагоги, но и весь коллектив, ставший в данном случае субъектом
воспитательного влияния. Разработав систему методов
индивидуального воздействия на личность, А.С. Макаренко уделял особое
внимание «методу взрыва», наиболее эффективному в случае, когда отношения
между личностью и коллективом достигли стадии конфликта и воспитаннику
грозило исключение из колонии. Большое значение педагог придавал
тем формам индивидуального воздействия, которые были инициированы самими
воспитанниками. Он очень ценил то доверие, которое они оказывали ему, «по
секрету» делясь проблемами и трудностями. Руководствуясь принципом
природосообразности, А.С. Макаренко реализовывал индивидуальный подход и в
организации клубной деятельности, создавая условия для проявления воспитанниками своих способностей и
развития заложенных в них природой задатков. Создание воспитательной среды,
по мнению педагога, позволяет нейтрализовать
воздействие десоциолизирующих факторов, влияющих на подростков. Подобная форма работы
зарекомендовала себя и нашла отражение в деятельности современных досуговых
молодёжных центров. Таким образом, разработанные и успешно апробированные А.С. Макаренко формы, методы и приёмы индивидуального воздействия на личность несовершеннолетних позволяют эффективно осуществлять профилактику социальных отклонений и в наше время. |
|
||
|
|
|
|
|