|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ.
Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Н.А. Головина, Е.Г. Офицерова Воспитание культурных
навыков в семье Творчество А.С. Макаренко очень многогранно. В каждой исследуемой им области мы можем найти достаточно ценные рекомендации по разрешению самых разнообразных педагогических ситуаций. Довольно много внимания уделял А.С.Макаренко работе с семьёй, воспитанию в семье. Семья несравнима по своей роли в обществе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит усвоение им социального опыта, овладение различными социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья фактически является первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственной, эстетической культуры, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулируя его социальную, творческую активность, раскрывая индивидуальность. 1. «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, – отмечал А.С.Макаренко. – Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед всей страной. Воспитывать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т.4, с.59). Макаренко отмечал, что данная работа не у всех одинаково успешна. Это зависит от многих причин, и прежде всего от применения правильных методов воспитания. А.С.Макаренко указывал, что родитель должен понимать, что в семье он не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива. Если эта мысль будет хорошо понята, то правильно пойдёт и вся воспитательная работа, ибо благополучие и гармония в развитии ребёнка могут быть только в той семье, где царят доброжелательные отношения, взаимопонимание, взаимная забота. «Культурное воспитание в семье – дело вовсе нетрудное, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребёнка, что воспитание культурных навыков составляет только педагогическую их обязанность. В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребёнка. И, наоборот, в той семье, в которой сами родители живут активной культурной жизнью, там культурное воспитание будет иметь место даже тогда, когда родители как будто и не думают о нём. Отсюда, конечно, не нужно делать вывода, что воспитание культурных привычек может идти самотёком, что это – самая лучшая форма работы. Самотёк в этом деле может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Культурное воспитание будет только в том случае полезно, когда оно организовано сознательно, сопровождается некоторыми планами, правильным методом и контролем. Оно должно начинаться очень рано, когда ребёнок наиболее восприимчив, когда ему ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» (Там же, с.108). Подлинное воспитание культурных навыков невозможно без формирования широкого круга духовных интересов и культурных потребностей, вне системы эстетического воспитания. Приобщение ребёнка к красоте окружающего мира, формирование у него способности эмоционального переживания красоты, умения видеть её вокруг себя и создавать – это главное содержание воспитания. А.С. Макаренко отмечал, что в воспитании культурных навыков важны все моменты, насыщающие культурную жизнь маленького человека: чтение книг, сказок, газет, просмотры фильмов, посещение театра, выставок, музеев и т.д. «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания. Однако сначала для рассказывания малым детям многие сказки нужно, конечно, сокращать, изменять язык, и обязательно «доводить сказку до полного понимания» (Там же, с.67). А.С. Макаренко считал, что лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных, однако по мере роста ребёнка нужно переходить к сказкам о человеческих отношениях. Предпочитать нужно такие сказки, которые возбуждают энергию, уверенность в своих силах, стимулируют оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. 2. Значительный переломный момент в работе семьи по воспитанию культурных навыков, считал А.С. Макаренко, наступает во время обучения грамоте. Обычно этот перелом происходит в школе. Данный момент имеет большое значение в жизни ребёнка. «Ребёнок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает неохотно, с трудом преодолевая те технические затруднения, которые ставят перед ним буква и сам процесс чтения. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями. Книги нужно приобретать самые доступные, напечатанные крупным шрифтом, с большим количеством иллюстраций. Если даже ребёнок ещё не может прочитать их, то они, во всяком случае, возбуждают у него интерес к чтению и желание преодолеть трудности грамоты» (Там же, с. 112). С обучения грамоте начинается второй период детства, посвящённый учёбе и приобретению знаний. В это время школа приобретает в жизни ребёнка виднейшее место; это ни в какой мере не снижает воспитательной роли семьи, но акцентирует необходимость постоянно согласовывать её влияние с влиянием школы. К сожалению, многие родители недооценивают роль семьи в организации учебной деятельности детей или понимают её узко, ограничиваясь тем, что обеспечивают ребёнка необходимыми школьными принадлежностями, отведут ему рабочее место и помогают в затруднительных случаях. Но этого бывает, как правило, недостаточно. Школьная жизнь насыщена массой впечатлений и представлений, и поэтому очень важно, чтобы в семье была создана атмосфера, которая бы поддерживала и углубляла внутреннюю жизнь ребёнка, способствовала бы качеству и энергии его учёбы, установлению правильных отношений с учителями, товарищами и всем школьным сообществом. Именно в это время приобретает большое значение чтение газет, журналов, книг, посещение театра, кино, музеев, выставок и другие формы культурного развития. А.С. Макаренко считал, что семья обязательно должна выписывать хотя бы одну из газет. Чтение газеты не должно происходить в отдалении от ребёнка, а родители не должны просматривать газету каждый сам для себя. В каждой газете найдётся материал, который можно прочитать вслух и поговорить о нём всем вместе, если не специально для ребёнка, то обязательно в его присутствии. Когда он уже и сам научится читать, газета должна приобретать для него всё большее значение. Знакомство с книгой также должно начинаться с чтения вслух. Однако и в дальнейшем, как бы хорошо ни был грамотен ребёнок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи. Очень полезно, если такое чтение происходит не специально для ребёнка-слушателя, а в кругу всей семьи, с расчётом на то, что оно вызовет и коллективный отзыв, и обмен мнениям; тогда и ребёнок сможет высказать своё отношение. Только при помощи такого коллективного чтения можно сформировать читательские вкусы ребёнка и выработать в нём привычку критически относиться к прочитанному. А.С. Макаренко отмечал, что городская семья располагает ограниченными возможностями для приобщения ребёнка к красоте природы, но красота городских пейзажей, архитектурных ансамблей, театры, музыка, кино представляют родителям широкое поле для эстетического воспитания детей. Значительная часть семейного досуга может быть отведена совместному просмотру телевизионных передач. Эта форма проведения свободного времени выполняет целый комплекс функций досуга: познавательную, эстетическую и т.д. Телевизионный экран предоставляет возможности для пополнения знаний и расширения кругозора, для восприятия произведений искусства и даже для опосредованного общения с природой (передача «В мире животных», например). Кроме того, просмотр телепередач в кругу семьи стимулирует внутрисемейное общение, формирует взаимопонимание и доброе отношение друг к другу. Тем не менее, телевизионный экран не может заменить непосредственного живого общения с искусством и тем более с природой. Одним из самых могучих воспитательных факторов по отношению не только к детям, но и к взрослым является кино, считал А.С. Макаренко. Отечественные кинофильмы, как правило, являются прекрасным, высокохудожественным воспитательным средством. Здесь, так же, как и в других случаях, необходимы совместное обсуждение, обмен мнениями. Тем не менее А.С. Макаренко отмечал, что это вовсе не означает, что кино можно предложить детям в неограниченном количестве и без контроля. Всё, что относится к кино, может быть отнесено и к театру. Но театр гораздо чаще предлагает темы, непосильные и для интеллекта, и для эмоциональной сферы ребёнка. Пьеса в театре требует от ребёнка более серьёзного и длительного напряжения внимания; в этом отношении театр гораздо сложнее кино. Ещё больше, чем кинофильм, театральная пьеса должна сопровождаться обсуждением и обменом мнений в семье, только тогда её влияние будет более полным и сильным. А.С. Макаренко также считал, что музей, выставка, галерея представляют собой очень важное воспитательное средство. Они требуют от ребёнка серьёзного внимания, сосредоточенности, а развлекательный момент в них очень незначителен. Однако они организуют работу детского интеллекта и вызывают большие, глубокие не только эстетические, но и нравственные чувства. Нужно только стараться, чтобы осмотр музея не превратился в пустое «глазенье». Поэтому никогда не нужно большие музеи осматривать за один раз. Культурные навыки – это не только развитие духовного потенциала ребёнка, но и его физическое развитие. Семья, считал А.С.Макаренко, также должна поощрять интерес к спорту. «Каждой семье необходимо стремиться к тому, чтобы её дети были спортсменами не только по интересу, но и в собственном опыте. Конечно, в этом случае всего лучше, если и сами родители принимают участие в спорте» (Там же, с.115). Необходимо воспитывать умение не только смотреть и слушать, но и желать, хотеть, добиваться, стремиться к победе, преодолевать препятствия, стимулировать товарищей и младших детей. Путь развития человека бесконечен, и потому воспитание не может дать ничего законченного – оно лишь открывает путь и учит идти им. В связи с этим необходимо, чтобы в ребёнке постоянно развивалось стремление идти вперёд к совершенству.
|
|
||
|
|
|
|
|