|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе
современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Н.Г. Санникова, Н.С. Месилова Организация
детского самоуправления как способ привлечения
воспитанников к управленческой деятельности в
практике А.С. Макаренко «Достойной нашей эпохи и нашей
революции организационной задачей может быть только создание метода, который,
будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности
развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность», – писал А.С. Макаренко [1, с. 45]. И он создал этот
метод, нацеленный на организацию деятельного участия ребёнка в жизни
общества, развитие его общественной активности, гражданского самосознания,
ответственности перед людьми за свои дела и поступки, совершенствование своих личностных качеств, за формирование
характера. Название этому методу –
самоуправление. К разработке
самоуправления как метода воспитания Макаренко подтолкнули коммунистические
идеи преобразования общества и человека. Прежде всего это были идеи
коллективизма и активизации общественной деятельности советских людей. В
Программе КПСС, в решениях пленумов и съездов партии перед всеми советскими
тружениками ставилась задача пройти «школу управления государством». Для
Макаренко было «совершенно очевидно, что навыки управления обществом, идущим
к коммунизму, станут достоянием “сотен тысяч и миллионов тружеников” лишь
тогда, когда эти навыки будут прививаться каждому с его первых шагов в школе»
[4, с. 90]. Размышляя над созданием нового
метода, он разработал стройную теорию организации самоуправления в
образовательном учреждении, положения которой являются основополагающими в
воспитательной работе советской школы. Её краеугольным камнем стало изменение
позиции воспитанника: из объекта педагогического воздействия он превратился в
субъекта педагогического взаимодействия. «…Нельзя наших воспитанников
подавлять слишком большой опытностью педагогов. Где-то должен быть выход для
их стремления руководить, командовать, показывать, решать», – считал А.С.
Макаренко [4, с. 15]. Пожалуй, главной заслугой Макаренко как учёного
является теоретическое и практическое решение именно этой проблемы:
разработка хорошо продуманной системы
детского самоуправления, стимулирующего воспитанника к изменению своих
жизненных установок. Работа в колонии для малолетних
преступников и беспризорников, которых нужно было сделать полноценными
участниками новой жизни, открывала Макаренко широкие возможности для проведения
социально-педагогического эксперимента, суть которого заключалась в следующей
посылке: существо и формы организации воспитательной работы будут правильными
только в том случае, когда станет обязательным участие каждого воспитанника в
самоуправлении. Он считал, что ни «парным морализированием», ни бесконечными
беседами и нравоучениями нельзя добиться сознательного изменения
воспитанником своего поведения. «Создать характер, – писал А.С. Макаренко, – можно только очень
длительным участием человека в жизни правильно организованного,
дисциплинированного, выдержанного, гордого коллектива» [3, с. 89]. Его
многолетняя педагогическая практика замечательно доказала справедливость
этого положения. Участвовать в жизни коллектива
можно по-разному: выполняя отдельные поручения, под давлением или
добровольно, с желанием или без желания, с интересом или просто по
необходимости. А можно быть организатором этой жизни, чувствующим
ответственность за всё, что происходит вокруг тебя. А.С. Макаренко разработал
уникальную технологию организации самоуправления, включающую каждого
воспитанника в активные отношения ответственной зависимости. Под его
руководством в детских коллективах была создана такая сеть постоянных и
временных самоуправленческих органов и комиссий, в которой невозможно было
оставаться пассивным наблюдателем происходящих событий. При этом каждый
воспитанник не только принимал участие в жизни и делах коллектива, но и нёс
ответственность перед всеми за порученное ему дело. Макаренко сугубо
отрицательно относился к тому, что «часто руководители детских учреждений
увлекаются стройностью разных схем самоуправления и, без всякой надобности,
проектируют сложные системы самоуправления», не отражающие его сути и
воспитательного предназначения [4, с.50]. В его системе огромное значение имело то, что колонисты не
просто выполняли поручения – на них лежала забота о состоянии всех больших и
малых дел в коллективе. «Самоуправление, охватывавшее все области жизни и
работы коллектива, прививало каждому воспитаннику умение быть хозяином своей
жизни, а также и навыки деятеля, строителя нового
общества» [4, с. 91]. Для Макаренко – педагога и гражданина – этот
аспект представлялся самым важным и необходимым. А разве сегодня, когда наше
общество снова переживает капитальные перемены, он может восприниматься
иначе? Разве сегодня мы меньше озадачены формированием деятеля, активного
строителя жизни, а не стороннего наблюдателя? А.С. Макаренко не случайно
объявлен ЮНЕСКО педагогом всех времён и народов. Его идеи организации
детского самоуправления, как и многие другие, актуальны для любой эпохи и не
знают границ в мировой педагогике. Они универсальны. Важным моментом при разработке
самоуправления как метода воспитания у Макаренко является осмысление его
организации с управленческих позиций. Недостаточно добиться, чтобы каждый
воспитанник был занят каким-то делом, даже имеющим «государственное
значение». Система самоуправления должна обладать способностью вовлечения
детей в конкретные управленческие отношения, наделения их реальными правами в
процессе управления учреждением и реальной ответственностью. Не секрет, что в
«стройных схемах» современной педагогики эта деталь не всегда учитывается.
Наши дети чаще играют в самоуправление, нежели наделяются серьёзными
управленческими правами и обязанностями, серьёзной ответственностью за дела
образовательного учреждения. Самоуправление же как метод воспитания, по
Макаренко, в таком случае по-настоящему действенным быть не может. «Нельзя
“играть” в самостоятельность – всё должно быть без тени притворства или
неискренности, всё должно носить деловой характер» – такова суть его позиции
в организации детского самоуправления [3, c. 94]. «Воспитанник нашего детского
учреждения есть раньше всего член трудового коллектива, а потом уже воспитанник,
таким он должен представляться самому себе, – читаем мы у Макаренко. – Поэтому официально он и не называется
воспитанником, а кандидатом или членом коллектива. В его глазах и воспитатель
должен выступать тоже, прежде всего, как член того же трудового коллектива, а
потом уже как воспитатель, как специалист-педагог, и поэтому соприкосновения
воспитателя и воспитанника должны происходить не столько в специальной
педагогической плоскости, сколько в плоскости трудового производственного
коллектива, на фоне интересов не только узкопедагогического процесса, а
борьбы за лучшее учреждение, за его богатство, процветание и добрую славу, за
культурный быт, за счастливую жизнь коллектива, за радость и разум этой
жизни» [4, с. 149 – 150]. Именно на этой основе Макаренко
выступал за единство детского и взрослого коллективов в образовательном
учреждении. «Коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а
один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический», – говорил он [1, с.
419]. Это важно, потому что дети, участвующие в управлении делами учреждения,
нуждаются в постоянном педагогическом руководстве. Исходя из собственного опыта,
Макаренко определил управленческие принципы, на основе которых должны
строиться отношения педагогов и руководителя учреждения с участниками
самоуправления, показал, каким должен быть характер его управленческого
стиля, тон общения с воспитанниками при организации управленческих
взаимоотношений. Вот как он об этом пишет: «Чрезвычайно важным
обстоятельством является самый тон, в каком руководство организует свои
соприкосновения с коллективом. Это должен быть тон серьёзный, простой,
точный, решительный, но в то же время доверчивый, расположенный к
воспитаннику, иногда украшенный улыбкой и шуткой и всегда сопровождаемый особенным
вниманием к каждому человеку» [1, с. 180]. «По отношению к воспитанникам
руководящий и педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан… Во
всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей
стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких
вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны
совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии
воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми. В отдельных
случаях серьёзных проступков можно допустить выражение негодования, но такой
тон должен быть обязательно оправдан серьёзностью проступка» [1, с. 228]. Система самоуправления, в которой
дети становятся полноправными участниками управления жизнью своего дома,
выступает в произведениях А.С. Макаренко одним из выражений принципа
коллегиальности. Коллегиальный подход к
взаимоотношениям с детьми, по его мнению, формирует у воспитанника чувство
равноправного гражданина, чувство человеческого достоинства, которое
«возникает у воспитанников только тогда, когда учреждение, его жизнь и работа
в значительной степени лежат на ответственности детского коллектива,
разделённой с руководящим составом. Если организация и положение дел в
учреждении является предметом общего внимания и общих усилий всего
коллектива, только тогда каждый, даже незначительный успех будет рождать и
чувство достоинства» [1, с. 225]. Коллегиальность в руководстве,
считал Макаренко, открывает перед школой огромную возможность стать поистине
творческой лабораторией. Читая его произведения, мы видим, как в творческой
лаборатории коллектива колонии им. А.М. Горького, а затем коммуны им. Ф.Э.
Дзержинского создаются точнейшие и тончайшие методы воспитания, единые для
всех педагогов и воспитанников. Все они связаны с самоуправлением, в котором
дети незаметно для себя становятся субъектами воспитания. Высшим коллегиальным органом управления как в колонии, так и в коммуне
является общее собрание, авторитет которого «должен
неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения» [1, с.162]. По
примерам таких собраний, приведённых в «Педагогической поэме», мы видим,
какой огромной силой они обладают, давая воспитанникам реальную возможность
для реализации их управленческих прав и общественного мнения. Решения таких собраний
– закон для всех, в том числе и для руководителя колонии. При этом «бывает
часто, что и мне приходится оставаться в меньшинстве, –
рассказывает Макаренко. – В таких случаях я обычно подчиняюсь совету
командиров, и тогда ребята торжествуют и “задаются”: Ваша не пляшет!» [4, с.
55]. «Я имел право в колонии исключить воспитанника, но я никогда этим без
общего собрания не воспользовался», – читаем мы в «Педагогической
поэме» [2, с. 426]. Любое решение общего собрания не может быть продиктовано или отменено
руководителем. Только через совет командиров, с последующим коллективным
обсуждением. И это тоже один из важнейших управленческих законов, которым
неукоснительно руководствуются макаренковские коллективы. И «если
учреждение находится даже в самом тяжёлом положении, это не может явиться
основанием для конфликтов руководства с общим собранием. В таком случае
необходимо, чтобы это тяжёлое положение явилось предметом горячего внимания и
руководства, и общего собрания в совместном искреннем и энергичном стремлении
к выходу из тяжёлого положения» [1, с.164]. Наиболее важные решения, как правило, принимаются всем коллективом, но
главная ответственность за их правильность тем не менее лежит на руководстве
учреждением. Поэтому «руководству воспитательного учреждения необходимо
всегда помнить, что неправильные и ошибочные постановления общего собрания
возможны не потому, что состав собрания плохой или неопытен, а исключительно
потому, что самим руководством допущены в работе весьма важные ошибки» [4, с. 46]. Важнейшим в теории Макаренко
является положение о том, что детское самоуправление должно быть нацелено на
развитие учреждения, его движение вперёд. Поэтому, пишет он, «руководство
должно стремиться к тому, чтобы, разрешая все текущие вопросы жизни и работы,
общие собрания воспитанников не зарывались в мелочи сегодняшнего дня.
Необходимо, чтобы перед общим собранием всегда стояли широкие задачи всего
детского учреждения, чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда
не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах
строительства и улучшения жизни. Основной темой всей работы собраний должно
быть движение вперёд, расцвет учреждения, улучшение воспитательной работы,
успеваемости, производства» [4, с. 46.]. Особое внимание при организации самоуправления, по Макаренко, должно
уделяться работе с активом, потому что именно
«актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском
учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в
коллективе, сохраняет стиль, тон и
традиции коллектива. Подрастающий актив заменяет в общественной работе
окончивших учреждение воспитанников и
таким образом обеспечивается единство коллектива» [4, с. 57 – 58]. И
«работа общих собраний, которая имеет такое большое воспитывающее значение,
только тогда будет правильной, если в коллективе всё время накапливается
актив, если руководство не боится актива, а допускает его к самым
существенным отделам деятельности учреждения, если оно находится в постоянных
дружественных и деловых отношениях с активом, если крепко работают и
пользуются авторитетом органы самоуправления» [1, с. 164]. В теории и практике Макаренко органам самоуправления
отводится особое место. Для правильного взаимодействия с ними разработаны
специальные правила и положения, которые не должны нарушаться в процессе
управления учреждением. Вот некоторые из них: «Для того, чтобы органы
самоуправления имели именно такое значение, регулярно действующих институтов,
необходимо следующее: а) администрация учреждения, в том числе и педагогическая,
ни в коем случае не должна подменять органы самоуправления и самостоятельно
решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже если бы
решение руководства и казалось очевидно правильным или более быстрым; б) каждое решение органов самоуправления необходимо должно
быть выполнено и при этом без волокиты и откладывания; в) если администрация считает невозможным выполнение
ошибочного решения того или другого органа самоуправления, она должна
апеллировать к общем собранию, а не просто отменять решение; г) основным методом работы администрации должно быть
влияние в самих органах самоуправления, и тот товарищ, который таким влиянием
не пользуется и у которого всегда происходят конфликты с органами
самоуправления, совершенно очевидно, для работы в этом учреждении не годится»
[1, с. 159 – 160]. «Работа педагогического руководителя должна проходить
всегда в контакте с председателем самоуправления, со всеми группами очередных
дежурных. Обо всех своих начинаниях он должен советоваться с ними и
выслушивать их сообщения о делах учреждения» [1, с. 193]. На практике всё было продумано до мелочей: состав совета
самоуправления, правила выборности постоянных и временных командиров, их
права и обязанности, формы отчётности перед коллективом, система поручений и
полномочий, стиль и тон взаимоотношений и общения актива с руководством и
педагогами, условия работы актива, по которым даже «кабинет педагогического
руководителя должен находиться в том корпусе, в котором протекает жизнь
коллектива, где находятся спальни, столовая, клубы, в школе – в главном
здании. Этот кабинет должен располагаться рядом с кабинетом самоуправления –
совета командиров – и сообщаться с ним» [1, с. 192]. Этот кабинет, по мнению
Макаренко, вообще должен быть «центром внимания и притяжения всего коллектива
и, в особенности, любимой комнатой актива, с которым педагогический
руководитель всегда должен находиться в общении, не ожидая специальных
заседаний и собраний» [1, с. 192]. А «в комнате совета командиров происходят
и все заседания совета, на которых обязательно должен присутствовать
педагогический руководитель» [1, с. 193]. Права и обязанности воспитанников определялись в
детализированной системе правил и законов, специальной конституции, созданной
самими воспитанниками. Эти права были столь широки, что актив иногда выполнял
полномочия руководителя. Так, например, «если педагогический руководитель
куда-нибудь отлучается надолго, вместо него должен оставаться в кабинете
заменяющий его на это время. Центр не может бездействовать. В коммуне им.
Ф.Э. Дзержинского в таком случае в кабинете остаётся кто-нибудь из педагогов,
секретарь совета командиров (ССК) или дежурный по коммуне командир (ДК)» [1,
с. 193]. Что касается дежурного командира, то он отвечал за порядок в коммуне
наравне с её руководителем и выполнял многие его функции. В коммуне всегда действовало несколько комиссий из
воспитанников, выполняющих самые разные управленческие функции. Например,
«хозяйственная комиссия вместе с заведующим хозяйством и руководителем
учебно-воспитательной части должна входить в курс решительно всех вопросов
материальной жизни детского учреждения, а именно: а) приобретение и ремонт мебели, портретов, гардин,
дорожек, цветов. Организация столовой, покупка и использование клеёнок,
скатертей; б) украшение помещений; в) шитьё одежды и её распределение» [1, с. 201 – 202]. Таких примеров можно приводить немало. И все они
показывают, что самоуправление как метод воспитания может быть эффективно
использовано только через вовлечение детей в серьёзную управленческую
деятельность, которая должна стать их образом жизни и способом каждодневного
приобщения к конкретному и плодотворному участию в решении общественных
задач, без чего невозможно стать полноценным гражданином. Говоря о системе самоуправления Макаренко, нельзя не
затронуть следующую немаловажную деталь: эту систему он считал единой для
всего учреждения в целом, без подразделения на старших и младших, «трудных» и
обычных детей. «Трудными», по его мнению, они становятся именно потому, что
педагоги не считаются с их мнением и не доверяют им в серьёзных делах, что в
конечном итоге вызывает прямое сопротивление. Потому в первую очередь именно
у таких подростков нужно всемерно поддерживать стремление к самостоятельности,
направляя её в верное русло. Право на самостоятельность и участие в управлении недопустимо
ограничивать и рамками определённого возраста. «Малышам и тем более
подросткам самостоятельность нужна не менее, чем старшеклассникам, – ведь
задатки гражданина проявляются с самого раннего возраста. Лишая младших
школьников права на самостоятельность, а следовательно, передвигая воспитание
гражданственности на более поздние годы, мы превращаем воспитание в более
трудный процесс перевоспитания» [3, с. 94]. Труднейшим вопросом А.С.
Макаренко считал вопрос о главе первичного коллектива, о той фигуре, которая
должна руководить им, отвечать за него. Сначала командир выбирался из числа
лучших, но впоследствии самоуправление пришло к тому, что им становился
очередной старший, ничем не отличающийся от остальных. И этот старший
доказывал, что он способен руководить, не будучи для этого ни самым сильным,
ни самым талантливым, ни самым волевым, а имея только одно, казалось бы,
чисто формальное отличие от всех остальных – полномочие и ответственность [3,
с. 108]. Таким образом, в сводных отрядах или в первичных коллективах каждый
воспитанник Макаренко, наделяясь различными полномочиями и ответственностью,
проходил хорошую школу управления. «Благодаря такой системе большинство колонистов
участвовало не только в рабочей функции, но и в функции организаторской, –
пишет он. – Благодаря именно этому наша колония отличалась к 1926 году бьющей
в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для
выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились с избытком кадры
способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых
можно было положиться» [2, с. 202].
Не каждый из современных педагогов-воспитателей может оценить так
результаты своей работы с детьми. Система организации самоуправления А.С.
Макаренко показывает нам путь к таким результатам. Конечно, каждая социальная
ситуация имеет свои особенности, и эпоха его педагогической деятельности
многим отличается от современности. Но идеи Макаренко тем и замечательны, что
творческими педагогами они и сегодня могут быть использованы с большой
эффективностью. Библиографический список
1. Макаренко А.С.
О коммунистическом воспитании. М., 1952. 2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма //Соч.: В 7-и т.
Т.1. М., 1958. 3. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. М., 1980. 4. Путь к
мастерству. М., 1978. |
|
||
|
|
|
|
|