|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе
современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. О.С. Ярчихина Роль
традиций в теории и практике управления воспитательным
коллективом А.С. Макаренко Пройдёт совсем немного времени, и
каждому из нас на практике придётся решать свои педагогические задачи.
Наверное, это будет непросто. И уж конечно мы не раз в своей практике
обратимся к трудам и произведениям А.С. Макаренко. Это будет правильно,
потому что в них он даёт ответы на многие и многие педагогические вопросы. В своей статье мы затрагиваем один
из важнейших: вопрос о роли традиций в управлении воспитательным коллективом.
В теории А.С. Макаренко традициям уделено очень большое внимание, а в его управленческой
практике они занимали едва ли не центральное место. Он всегда считал, что
любой стиль и порядок в работе возможны только при наличии определённых
традиций, и «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», а «школа, в
которой нет традиций… не может быть хорошей школой» [1, с. 268]. Под традициями Макаренко понимал
«положения и привычки, принимаемые сознательным уважением к опыту старших
поколений, к авторитету коллектива, живущего во времени» [3, с. 125]. «Таких традиций в моём коллективе
было очень много, просто сотни, – рассказывает Макаренко. – И я их не знал
всех, но ребята их знали. И ребята знали их незаписанными, узнавали какими-то
щупальцами, усиками. Так надо делать. Почему так? Так старшие делают» [1, с.
270]. Среди сотен этих традиций были
традиции повседневные, будничные и праздничные: традиции дисциплины и
порядка, дежурства и организации самоуправления; традиции игры, дружбы,
красоты, трудовые традиции и т.д. Все не перечислишь. Но напомнить о
некоторых стоит. Например, коммунар и воспитанник
считались в колонии людьми разного ранга.
Они имели разные права и обязанности. А звание коммунара традиционно
надо было заслужить. И хотя с коммунаров спрашивалось больше и строже, все
новички мечтали скорей стать коммунарами и всеми силами этого добивались. Из традиций
дежурства: рапорт
дежурного командира не проверяется. «Если мы будем каждого дежурного
проверять, что он говорит, так это будет не дежурный, а холуй, а нам нужен
дежурный командир», – так говорили
воспитанники Макаренко [1, с. 270]. «Дежурный член санкома каждый день
дежурит, носит красный крест на руке и имеет большие права, права диктатора,
он может любому из комсомольцев или членов коллектива предложить встать из-за
стола и пойти помыть руки; он может зайти в любую квартиру инженера,
сотрудника, педагога, доложить на общем собрании, что в квартире такого-то
педагога грязь» [1, с. 270]. Традиция: выбирать в санкомы девочек и
причём младших, потому что «уж если девочка, то она никому – ни другу, ни
недругу не спустит» [1, с. 271]. Из традиций дисциплины на одном из
первых мест была точность. Потому что «точность – это производительность
труда, это продуктивность, это вещи, это богатство, это уважение к себе и к
товарищам. Десятиклассники в школе говорят: не хватает времени. А в коммуне
была полная десятилетка и завод, который отнимал 4 часа в день. Но у нас
хватало времени. И гуляли, и отдыхали, и веселились, и танцевали. И мы дошли
до настоящего этического пафоса – за опоздание самое большое наказание.
Скажем, коммунар говорил мне: ухожу в отпуск до 8 часов. Он сам назначал себе
время. Но если он приходил в 5 минут 9-го, я его сажал под арест. Кто тебя
тянул за язык? Ты мог сказать в 9 часов, а сказал в 8, значит, и приходи так. Точность – это большое дело. И
когда я вижу, коммунар дожил до точности, я считаю, что хороший человек из
него выйдет», – искренне считал Макаренко [1, с. 105 – 106]. Все дисциплинарные нюансы
приобретали в колонии форму традиций, которые устанавливались в большинстве
своём самими коммунарами. Например:
с лучших спрашивать больше и поручать им самую трудную работу. На собраниях
говорить по песочным часам только одну минуту (сначала было трудно, а
потом привыкли, и получалось просто
замечательно). Коммунар не должен держаться за перила лестницы, не должен
прислоняться к стене, он всегда должен надеяться на свою талию, которая
крепко стянута ремнем. «Стиль поведения воспитанников в
кабинете руководителя и совета командиров должен быть по традиции обязательно
сдержанным, вежливым, деловым. Какая бы то ни было фамильярность недопустима
в такой же мере, как и излишняя сухость, официальность или раздражительность»
[1, с. 192]. Педагоги вписывались в общий стиль отношений, вырабатывая
свои традиции. Так, в колонии считалось совершенно недопустимым, чтобы педагоги и
руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными,
крикливыми. Так же точно, как и воспитанники, «педагогический персонал должен
говорить тогда, когда нужно, и столько, сколько нужно, не должен валиться на
стены и столы, не разваливаться на диванах, не плевать, не бросать окурков,
не стряхивать на пол пепел, не ходить в помещениях в шапках и пальто» [1, с. 228]. Многими Макаренко обвинялся в
муштре воспитанников. Но сигналы труб, салюты, рапорты, чёткий строй, марши в
походах, слово «есть» в ответ на приказы, часовые при входе в колонию – все
эти военизированные традиции страшно нравились мальчишкам и помогали в
воспитании. «Я прежде всего заметил хорошее влияние военной выправки, –
отмечает Макаренко. – Совершенно изменился облик колониста: он стал стройнее
и тоньше, перестал валиться на стол и на стену, мог спокойно и свободно
держаться без подпорок. Уже новенький колонист стал заметно отличаться от
старого. И походка ребят сделалась увереннее и пружиннее, и голову они стали
носить выше, забыли привычку засовывать руки в карманы» [2, с.183]. Много можно рассказать о красоте
знамённых традиций и многих-многих других. Макаренко говорил о них: «Такие
традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют
себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и
стараются его улучшать. Без таких традиций я считаю невозможным правильное
воспитание» [1, с. 270]. Читайте о традициях Макаренко и в
будущем создавайте свои, чтоб ваши воспитанники вырастали такими же физически
и нравственно красивыми, как макаренковские. Библиографический
список 1.
Макаренко
А.С. О коммунистическом воспитании.
М., 1952. 2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Соч.: в 7-и т. Т.1. М.,1958. 3. Путь к мастерству. М., 1978. |
|
||
|
|
|
|
|