«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

О.С.  Ярчихина

 

Роль традиций в теории и практике управления

воспитательным коллективом  А.С. Макаренко

Пройдёт совсем немного времени, и каждому из нас на практике придётся решать свои педагогические задачи. Наверное, это будет непросто. И уж конечно мы не раз в своей практике обратимся к трудам и произведениям А.С. Макаренко. Это будет правильно, потому что в них он даёт ответы на многие и многие педагогические вопросы.

В своей статье мы затрагиваем один из важнейших: вопрос о роли традиций в управлении воспитательным коллективом. В теории А.С. Макаренко традициям уделено очень большое внимание, а в его управленческой практике они занимали едва ли не центральное место. Он всегда считал, что любой стиль и порядок в работе возможны только при наличии определённых традиций, и «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», а «школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой» [1, с. 268].

Под традициями Макаренко понимал «положения и привычки, принимаемые сознательным уважением к опыту старших поколений, к авторитету коллектива, живущего во времени» [3, с. 125].

«Таких традиций в моём коллективе было очень много, просто сотни, – рассказывает Макаренко. – И я их не знал всех, но ребята их знали. И ребята знали их незаписанными, узнавали какими-то щупальцами, усиками. Так надо делать. Почему так? Так старшие делают» [1, с. 270].

Среди сотен этих традиций были традиции повседневные, будничные и праздничные: традиции дисциплины и порядка, дежурства и организации самоуправления; традиции игры, дружбы, красоты, трудовые традиции и т.д. Все не перечислишь. Но напомнить о некоторых стоит.

Например, коммунар и воспитанник считались в колонии людьми разного ранга.  Они имели разные права и обязанности. А звание коммунара традиционно надо было заслужить. И хотя с коммунаров спрашивалось больше и строже, все новички мечтали скорей стать коммунарами и всеми силами этого добивались.

Из традиций дежурства: рапорт дежурного командира не проверяется. «Если мы будем каждого дежурного проверять, что он говорит, так это будет не дежурный, а холуй, а нам нужен дежурный командир», – так  говорили воспитанники Макаренко [1, с. 270].

«Дежурный член санкома каждый день дежурит, носит красный крест на руке и имеет большие права, права диктатора, он может любому из комсомольцев или членов коллектива предложить встать из-за стола и пойти помыть руки; он может зайти в любую квартиру инженера, сотрудника, педагога, доложить на общем собрании, что в квартире такого-то педагога грязь» [1, с. 270].

Традиция: выбирать в санкомы девочек и причём младших, потому что «уж если девочка, то она никому – ни другу, ни недругу не спустит»   [1, с. 271].

Из традиций дисциплины на одном из первых мест была точность. Потому что «точность – это производительность труда, это продуктивность, это вещи, это богатство, это уважение к себе и к товарищам. Десятиклассники в школе говорят: не хватает времени. А в коммуне была полная десятилетка и завод, который отнимал 4 часа в день. Но у нас хватало времени. И гуляли, и отдыхали, и веселились, и танцевали. И мы дошли до настоящего этического пафоса – за опоздание самое большое наказание. Скажем, коммунар говорил мне: ухожу в отпуск до 8 часов. Он сам назначал себе время. Но если он приходил в 5 минут 9-го, я его сажал под арест. Кто тебя тянул за язык? Ты мог сказать в 9 часов, а сказал в 8, значит, и приходи так.

Точность – это большое дело. И когда я вижу, коммунар дожил до точности, я считаю, что хороший человек из него выйдет», – искренне считал Макаренко [1, с. 105 – 106].

Все дисциплинарные нюансы приобретали в колонии форму традиций, которые устанавливались в большинстве своём самими коммунарами. Например: с лучших спрашивать больше и поручать им самую трудную работу. На собраниях говорить по песочным часам только одну минуту (сначала было трудно, а потом  привыкли, и получалось просто замечательно). Коммунар не должен держаться за перила лестницы, не должен прислоняться к стене, он всегда должен надеяться на свою талию, которая крепко стянута ремнем.

«Стиль поведения воспитанников в кабинете руководителя и совета командиров должен быть по традиции обязательно сдержанным, вежливым, деловым. Какая бы то ни было фамильярность недопустима в такой же мере, как и излишняя сухость, официальность или раздражительность» [1, с. 192]. Педагоги вписывались в общий стиль отношений, вырабатывая свои  традиции. Так, в колонии считалось  совершенно недопустимым, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми. Так же точно, как и воспитанники, «педагогический персонал должен говорить тогда, когда нужно, и столько, сколько нужно, не должен валиться на стены и столы, не разваливаться на диванах, не плевать, не бросать окурков, не стряхивать на пол пепел, не ходить в помещениях в шапках и  пальто» [1, с. 228].

Многими Макаренко обвинялся в муштре воспитанников. Но сигналы труб, салюты, рапорты, чёткий строй, марши в походах, слово «есть» в ответ на приказы, часовые при входе в колонию – все эти военизированные традиции страшно нравились мальчишкам и помогали в воспитании. «Я прежде всего заметил хорошее влияние военной выправки, – отмечает Макаренко. – Совершенно изменился облик колониста: он стал стройнее и тоньше, перестал валиться на стол и на стену, мог спокойно и свободно держаться без подпорок. Уже новенький колонист стал заметно отличаться от старого. И походка ребят сделалась увереннее и пружиннее, и голову они стали носить выше, забыли привычку засовывать руки в карманы»    [2, с.183].

Много можно рассказать о красоте знамённых традиций и многих-многих других. Макаренко говорил о них: «Такие традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать. Без таких традиций я считаю невозможным правильное воспитание» [1, с. 270].

Читайте о традициях Макаренко и в будущем создавайте свои, чтоб ваши воспитанники вырастали такими же физически и нравственно красивыми, как макаренковские.

 

Библиографический список

 

1.   Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании.  М., 1952.

2.   Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Соч.: в 7-и т. Т.1. М.,1958.

3.   Путь к мастерству. М., 1978.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению