«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Н.Г. Санникова, С.А. Ахромеев

 

О принципах управленческой деятельности А.С. Макаренко

В бытность свою студентом Полтавского учительского института, Макаренко, наверное, и не подозревал, что его ждёт карьера руководителя. И сегодня немногие студенты, наверное, мечтают стать директорами школ или детских исправительных учреждений. А вдруг придётся?

Управленческий опыт А.С.Макаренко представляет огромный интерес. Но если о нём много написано как о выдающемся педагоге, то с управленческих позиций деятельность Макаренко в литературе, к сожалению, почти не анализируется.

В институтском курсе лекций по управлению педагогическими системами, конечно, говорится и о Макаренко: каким он был управленцем, как справлялся с проблемами колонистов. А проблем этих было немало. Они связаны и с особенностями эпохи, и с отсутствием опыта руководителя, и с трудными детскими характерами. Его первые воспитанники – подростки и юноши с уголовным прошлым, привыкшие к безделью, – буквально издевались над ним. Они не хотели работать, жить по режиму, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, а воспитателей просто не замечали. Им хотелось есть – и они добывали себе еду воровством. Они мёрзли – и, чтобы затопить печь, разбирали забор и жгли мебель.

«Колония всё больше и больше принимала характер “малины”, – во- ровского притона, – вспоминает Макаренко о начальном этапе создания колонии им. А.М.Горького, – в отношениях воспитанников к воспитателям всё больше определялся тон постоянного издевательства и хулиганства. При воспитательницах уже начали рассказывать похабные анекдоты, грубо требовали подачи обеда, швырялись тарелками в столовой, демонстративно играли финками и глумливо расспрашивали, сколько у кого есть награбленного добра» [3, с. 23].

Можно приводить множество таких примеров. И как поразительно меняется картина жизни колонистов под влиянием Антона Семёновича! Отъявленные представители «малины» вскоре становятся его опорой, а сама колония постепенно преображается в образцовое воспитательное уч- реждение.  Говорить об этом легко. А читая Макаренко, понимаешь, насколько трудно всё давалось и какие огромные усилия он приложил как руководитель, чтобы произошли такие перемены. Его деятельность основывалась на определённых управленческих принципах, которые он свято соблюдал. Поэтому разговор о Макаренко-управленце, на наш взгляд, следует начинать с принципов, которыми он руководствовался в своей управленческой деятельности. И если кому-то из нас выпадет быть руководителем, то именно эти принципы в первую очередь стоит у него позаимствовать.

Термин «принцип» переводится с латинского как «первоначало», «руководящая идея», «основное правило поведения». Под принципами управления понимаются основные руководящие положения, на которые ориентируется менеджер в процессе управления. Они определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса и составляют его идейную основу. Ведущим у Макаренко является принцип целеполагания. Он подробно разработан им как с воспитательных, так и с управленческих позиций. Воспитательной целью является формирование гражданина, а управленческая направлена на такую организацию детской жизни, которая давала бы возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность и максимально способствовала бы формированию гражданина. Такая организация у него связана с созданием воспитательного коллектива, без которого невозможно полноценно управлять процессом воспитания ни руководителю учреждения, ни отдельному учителю. Он считал, что не метод влияния от случая к случаю, не метод «благополучного непротивления», не метод «умеренности и тишины», а организация коллектива, организация требований к человеку, организация реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, – вот что должно составить содержание воспитательной работы.

Коллективное воздействие даёт воспитателю-директору большую силу и при этом силу чрезвычайно нежную, говорил Антон Семёнович, и никакими уговорами нельзя сделать того, что может дать правильно организованный, гордый коллектив. Создание, а затем развитие такого коллектива и было главной целью Макаренко-руководителя.

Макаренко много размышлял о роли директора детского учреждения в воспитательной работе. И одним из важнейших управленческих принципов им был выделен принцип централизации, основанный на авторитете руководителя. В своей практике он пришёл к твёрдому убеждению в том, что в каждой школе обязательно должен быть авторитетный воспитательный центр, которым может быть только директор как самое ответственное в школе лицо, как уполномоченный государством руководитель.

Не секрет, что многие руководители наших современных образовательных учреждений в большей степени являются хозяйственниками, а не воспитателями, перекладывая эти функции на плечи заместителей. Здесь же всё было иначе, потому что главные ниточки управления процессом воспитания Макаренко держал в своих руках. Очень образно он назвал воспитательный центр учреждения «капитанским мостиком», где полномочия капитана должны выполняться руководителем учреждения.

Однако «капитан» не обязан лично руководить всеми процессами в жизни учреждения от мытья полов до покраски потолков. «Центр – это капитанский мостик, откуда идёт всё управление учениками, а не центр административный» [2, с. 468]. Причём по отношению к детям это управление должно осуществляться так, чтобы воспитанникам не была заметна даже в малой степени «педагогическая поза» руководителя. В связи с этим, оставаясь на «капитанском мостике» главным ответственным лицом, Макаренко делегирует часть руководящих полномочий представителям коллектива, разветвляя центр на несколько направлений. «У нас, – рассказывает он, – четыре центра плюс N центров неучтённых: директор, завпед, комсорг, старший вожатый» [2, с. 468].

Таким образом, принцип централизации у Макаренко тесно связан с принципом коллегиальности: т.е. принципом управления жизнью и деятельностью учреждения через коллектив и с помощью коллектива, при котором ни одно важное управленческое решение не может быть принято руководителем в одиночку.

Коллегиальность в теории и практике Макаренко связана прежде всего с привлечением к управлению как можно большего числа участников, когда «мастерство руководителя проявляется не в простом администрировании, а в том, чтобы, сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор общественным силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу, школьной печати, инициативе отдельных лиц и развёрнутой системе школьного самоуправления» [2, с.572].

На наш взгляд, одним из ярких выражений именно принципа коллегиальности является у Макаренко его система самоуправления, в которой дети становятся полноправными участниками управления жизнью всего учреждения и своей деятельностью в нём. В его системе руководитель и воспитатели умело сочетают своё руководство детьми с большими и реальными правами детского коллектива как субъекта воспитания. Вовремя дать правильный совет, не нарушая у детей впечатления их самостоятельности, добиться того, чтобы воля руководителя (как и воспитателей) и воля коллектива стали единой волей – вот что должно быть смыслом коллегиальности в работе с воспитанниками. Но достичь этого можно при условии, если руководитель, равно как и каждый воспитатель, будет восприниматься детским коллективом как коллега, как боевой товарищ. И живя с детьми одной жизнью, Макаренко действительно выступает как их коллега и боевой товарищ, подчиняясь общим законам коллективной жизни. Так же действуют и его помощники-воспитатели.

«У меня был Иван Петрович Городич, – рассказывает Макаренко. – Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

      Кто дежурный? 5 часов ареста!

      Есть 5 часов ареста.

Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришёл ко мне в кабинет:

  Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему – “брось”. А потом думаю: “Ладно, садись”. И просидел пять часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом.

Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.

      За что?

      За то, что сел под арест и не спорил» [2, с. 400].

Всей своей практикой Макаренко доказал, что любые управленческие принципы могут быть реализованы только при соблюдении уважения и требовательности как к воспитанникам, так и к сотрудникам педагогического коллектива. Эти два понятия для него нераздельны и объединяются в одном принципе, потому что, по Макаренко, «это соединение требований к личности и уважения к ней – не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к её силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности. Это уважение не к чему-то внешнему, вне общества стоящему, к приятному и красивому. Это уважение к товарищам, участвовавшим в нашем общем труде, в нашей общей работе, это уважение к деятелю» [4, с.13]. По этой логике требовательность к «деятелю» – участнику общего труда у Макаренко тем выше, чем больше уважают его в коллективе. Таким образом, устанавливается традиция: самую трудную работу – самому лучшему отряду, и он этим гордится; самые трудные поручения – также лучшим, и они стараются справиться с ними достойно. А в результате на основе такого подхода к управлению создаётся ситуация, когда «худшие», которые тянутся за ними, начинают завидовать этой повышенной требовательности и заслуживать её. «И если логика такова, что чем выше ты стоишь, тем больше от тебя требуется, если эта логика делается настоящей, живой логикой, это значит, что вопросы дисциплинированности и воспитания доведены до известного удовлетворительного предела» [4, с. 14 – 15].

У Макаренко сложилась своя логика развития требования к воспитанникам: а) требования организатора («на первых порах»), б) требования актива («когда на вашу сторону перешли, второй, третий, четвёртый активисты»), в) требования коллектива («когда коллектив сбился в известном тоне и стиле»), г) требования к самому себе («когда каждый воспитанник требует от себя и больше всего интересуется своим поведением») [4, с. 25]. «Этот путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива, этот путь я считаю основным путём в развитии советского детского коллектива», – говорил  А.С. Макаренко [4, с. 26].

Принцип уважения к личности свято соблюдался им во всех случаях руководства детьми и педагогами. Мы постоянно находим его выражение и в требованиях Макаренко к себе как руководителю. Приведём один из примеров таких требований: «Я должен быть таким членом коллектива, который не только довлел бы над коллективом, но который также радовал коллектив. Я должен быть эстетически выразителен, поэтому я ни разу не вышел с непочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по силе и возможности, конечно. Я тоже должен быть таким же радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальную физиономию, грустное лицо. Даже если у меня были неприятности, если я болен, я должен уметь не выкладывать всего этого перед детьми» [2, с. 364].

В воспоминаниях бывших воспитанников колонии есть немало страниц о человеке, заменившем им отца. Все вспоминают строгость и непреклонность его требований. И в то же время все без исключения воспоминания о Макаренко наполнены горячей благодарностью за ту чуткость, за тот такт, который он проявлял к человеку.

Много лет спустя бывший колонист Семён Калабалин с чувством горячей признательности рассказывал о первой встрече с Антоном Семёновичем. Вот как пишет об этом писательница Татьяна Кроль:

«Когда Семёна ввели под конвоем в кабинет начальника тюрьмы, там находился Макаренко. Семён ожидал обычных вопросов: за что попал в тюрьму? Из каких колоний бежал? По каким статьям осуждался? – ждал приевшихся угроз и назиданий. Но он увидел и услышал совсем другое, непривычное и поэтому даже настораживающее. Незнакомый человек говорил с ним вежливо, доверительно, как будто советовался, а затем для чего-то попросил выйти на несколько минут из кабинета, употребив незнакомое: “извини, пожалуйста, но так нужно”.

Только через десяток лет, когда я уже был сотрудником Антона Семёновича, – вспоминает Калабалин, – он мне рассказал:

    А выставил я тебя из кабинета начальника тюрьмы затем, чтобы ты не видел, как я давал на тебя расписку; эта процедура могла оскорбить твоё человеческое достоинство.

Макаренко сумел заметить во мне достоинства человеческие, которых я тогда и не подозревал в себе. Это было его первое тёплое человеческое прикосновение ко мне» [1, с. 32 – 33].

В колонии Макаренко всегда существовал молчаливый запрет на разговоры или расспросы о прошлом воспитанников. Прошлое считалось бедой, которая должна быть забыта. Главное для воспитанника – его устремлённость в будущее. Это тоже одно из свидетельств уважения к личности и безграничной веры в её возможности.

Логика развития требования связана у Макаренко прежде всего с вопросами дисциплины. Требование является основанием дисциплины, без которой невозможно ни управление учреждением, ни управление развитием личности. Это для Макаренко-руководителя аксиома. Принцип дисциплины и порядка пронизывает всю его управленческую деятельность. В теории Макаренко он разработан глубоко и основательно. Дисциплина как основа порядка в учреждении выступает в его работах в качестве главной заботы руководителя. Первыми помощниками и опорой ему как руководителю становятся дети, «которые сознательно хотят поддержать дисциплину»; самые суровые взыскания получают от коллектива активисты, нарушившие дисциплинарные заповеди.

Законом является то, что дисциплина начинается с педагогического коллектива. «Как и от воспитанников, так и от педагогов и других работников детского учреждения, –  писал Макаренко, – необходимо требовать полного порядка и чистоты в костюмах, удовлетворительного состояния причёски, усов и бороды, чистоты обуви, чистоты рук, остриженных ногтей и наличия носового платка» [4, с. 89]. «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженер и архитектор ходили франтами», – рассказывает Макаренко [4, с. 93].

А в случаях каких-либо нарушений «необходимо руководству открыто вскрывать свои ошибки и ошибки отдельных сотрудников, не защищать их во что бы то ни стало, а, напротив, принимать против них решительные меры по административной линии» [4, с. 45].

Но не решительные меры по административной линии были ведущими в практике Макаренко при руководстве педагогическим коллективом. Он боролся за каждого хорошего педагога и в любых условиях стремился к сохранению педагогического коллектива с накопленным им опытом и традициями. В связи с этим в его работах чётко выделяется принцип длительности педагогического коллектива. «Длительность педагогического коллектива должна быть всегда предметом особого внимания организаторов», – считал он. Потому что «только воспитатель, осевший на месте, переживающий свою связь с колонией как нечто серьёзное и длительное, как эпоху в своей собственной жизни, а не только как эпизод, только такой воспитатель способен что-нибудь сделать. Те же гастролеры, которые пересиживают в детском учреждении тяжёлые времена (до окончания вуза, или до выхода замуж, или приискания лучшего места), – все они приносят только вред» [3, с. 666]. «Только длительно сохраняющийся коллектив создаёт множество крепких и часто оригинальных связей со старшими колонистами, создаёт тот единый коллектив, который так нужен… Пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радости и улыбка – всё это роднит людей, так же как и работа» [3, с. 667]. А единый сплочённый коллектив был для него залогом общих успехов, потому что даже самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом.

В своей статье мы выделили лишь некоторые управленческие принципы А.С. Макаренко. Наряду с ними можно было бы немало сказать о принципах самоуправления, полномочий и ответственности, принципе меры и мн. др. Самим Макаренко они нигде не характеризуются с управленческих позиций. Но в жизни он руководствовался ими. И все они говорят о сильном руководителе, незаурядном человеке, талантливейшем педагоге, а ещё о том, что, обращаясь сегодня к педагогическому наследию Макаренко, мы можем многому у него научиться.

 

Библиографический список

 

1.     Кроль Т.Г. А.С. Макаренко: Биография. М.; Л., 1964.

2.    Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952.

3.        Макаренко А.С. Педагогическая поэма. // Соч.: В 7 т. Т.1. М., 1958.

4.     Путь к мастерству.  М., 1978.


 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению