«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Т.И. Зубкова, А.А. Батуева

 

Самоуправление как метод воспитания:

 теория А.С. Макаренко и современные проблемы

Самоуправление рассматривается сегодня в качестве одного из основных методов воспитания. Проблема самоуправления исследовалась многими отечественными учёными: Н.К. Крупской, В.М. Коротовым,   А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и др.; в зарубежной педагогике – Ч. Бернардом, Т. Парсонсом, Г. Сайменом и др.

А.С. Макаренко принадлежит ведущая роль в разработке теории детского коллектива и его самоуправления. Все его работы написаны в контексте теории коммунистического воспитания, так как он был представителем своей эпохи, пафос которой заключался в построении коммунистического общества. Однако педагогические взгляды Макаренко на проблемы развития  детского коллектива и самоуправления оказались шире идеологических рамок коммунистического общества и остаются значимыми и для современной демократической  России, и для мировой педагогической общественности.

Антон Семёнович был разносторонне талантливой личностью. Блестящий педагог-практик, он создал в 1920 – 30-е годы два воспитательных учреждения – колонию им. А.М. Горького и коммуну Ф.Э. Дзержинского, выпустившие  в жизнь тысячи граждан социалистического общества.

Основой воспитательной системы этих учреждений стало самоуправление, о котором он пишет в своих трудах: «Марш 30 года», «ФД-1», «Педагогическая поэма», «Из истории коммуны имени Ф.Э. Дзержинского», «Письмо заведующему главным управлением социального воспитания НКП УССР», «Очерк о работе Полтавской колонии им. М. Горького», «Операционный план педагогической работы трудовой коммуны им.    Ф.Э. Дзержинского», «“Конституция” трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского» и др.  Педагогическая система А.С. Макаренко – это сложная, цельная и динамичная совокупность идей и практических решений, воплощённых в опыте выдающегося педагога, отражённых в его произведениях и выявленных исследователями при изучении и творческом использовании его наследия в свете новых достижений и актуальных задач теории и практики социального воспитания.

Воспитание, по Макаренко, – процесс социальный в самом широком смысле. Ребёнок входит со всей окружающей действительностью в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями и усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя. А воспитать человека, по Макаренко, – значит выработать у него перспективные пути, по которым «располагается его завтрашняя радость». Эта целевая установка отразилась в основах современной методики воспитания, системе перспективных линий развития коллектива и личности.

При разработке проблем детского коллектива и самоуправления   А.С. Макаренко исходил из того, что методика воспитания должна основываться на общей организации жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы развития, достижении её ясности, на внимании к отдельному человеку.

В своей работе «Методика организации воспитательного процесса» Макаренко чётко и подробно рассмотрел следующие стороны воспитательной работы, связанные с организацией детского самоуправления:

1.      организационное строение коллектива;

2.      самоуправление в отряде;

3.      органы самоуправления;

4.      общее собрание;

5.      совет коллектива;

6.      санкомиссия;

7.      актив;

8.      дисциплина и режим;

9.      наказание и меры воздействия;     

10.  центр;

11.  материальная часть;

12.  новые воспитанники;

13.  культработа;

1.      перспективы;

2.      стиль работы с детским коллективом;

3.      работа воспитателей;

4.      выпуск.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял вопросу организации коллектива и органов самоуправления, основным  направлениям их работы. Во главе отряда должен стоять командир – один из членов коллектива. Из числа воспитанников выбираются также помощник командира и спорторганизатор. В каждом отряде должен быть комсорг. В школе коммуны имени Ф.Э. Дзержинского имелся институт командиров класса. Эти командиры находились в распоряжении заведующего школой и являлись помощниками классных руководителей.

Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Оно должно было собираться в период организации и прорывов в работе учреждений или в коллективе не реже одного раза в шестидневку; а в остальное время – не реже двух раз в месяц. В начале полугодия  на общем собрании избирались такие органы самоуправления, как совет коллектива, санкомиссия, хозкомиссия.

Весьма важной формой самоуправления, значительно разгружающей работу её органов и имеющей массу полезных воспитательных сторон, являлась работа отдельных уполномоченных, несущих персональную ответственность за свою работу.

Общее собрание всех воспитанников рассматривалось администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления,  авторитет которого должен неуклонно поддерживаться всеми  силами учреждения.

Совет командиров являлся органом самоуправления, проводящим всю текущую работу в коллективе детского учреждения.

Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

Моменту выборности Макаренко придавал меньшее значение, нежели функционированию. Он считал, что каждый воспитанник должен освоить не только навыки рабочего, но и навыки организатора и хозяина. Он решительно предостерегал против замыкания органа самоуправления в самом себе, его отрыва от массы. Он  стремился не к игре в самоуправление, а к действительному самоуправлению. В соответствии с этим и другими принципами он совершенно не допускал никаких конституционных изменений от имени педагогического совета, считая, что педагогам предоставляется только один путь «законотворчества» – через влияние в совете командиров и на общих собраниях.

В современных детских коллективах при создании органов самоуправления возникают аналогичные практические проблемы: определения задач, структуры, направлений и видов деятельности органов детского самоуправления, форм его организации и форм педагогического руководства его органами.

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы определила детское общественное движение и ученическое самоуправление как важнейшие факторы социализации ребёнка, являющиеся мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития  демократического государства в новом тысячелетии.

Ученическое самоуправление даёт учащимся возможность самостоятельно планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги,  участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела по интересам.

Ученическое самоуправление даёт возможность детям и подросткам проверить себя в различных социальных ролях, испытать ответственность за свои поступки. В образовательных учреждениях оно обеспечивает:

·       участие ученического коллектива в управлении образовательным учреждением;

·       формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;

·       реализацию социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества;

·       осуществление культуросообразной деятельности школьников.

          Современные органы самоуправления и самодеятельности старшеклассников имеют различную организационную форму: советы старшеклассников, координационные центры, старостаты, комитеты, школьные парламенты, думы, штабы, ассамблеи, министерства, центры инициатив и др.  Самоуправленческие структуры школьников действуют на основании уставов, положений, программ, принятых на уровне ученических конференций, сборов, слётов, собраний. Существуют различные модели ученического самоуправления, символика и атрибуты.

Направления работы органов ученического самоуправления  также разнообразны: нравственное, интернациональное, патриотическое и гражданское воспитание; общественно-политическое, экологическое, трудовое и профориентационное, спортивно-оздоровительное, экономическое, краеведческое, половое, семейное, интеллектуально-познавательное, эстетическое воспитание и образование; воспитание правовой культуры; благотворительная деятельность; профилактика асоциального поведения; развитие детско-юношеских средств массовой информации; становление лидерских и организаторских качеств; организация досуга.

К наиболее актуальным современным проблемам развития ученического самоуправления относятся:

·     недостаточная активность и инициатива самих учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности;

·     равнодушие педагогических коллективов к развитию общественного движения и ученического самоуправления, отсутствие доверия и авторитарность педагогов, нежелание поддержать детские инициативы, профессиональная неготовность качественно обеспечивать формирование культуры демократических отношений; недостаточное внимание руководителей органов управления образованием к развитию детского движения и ученического самоуправления, формальный подход к подбору и подготовке координаторов;

·     негативное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);

·     формальный, эпизодический характер или подмена игрой подлинного самоуправления учащихся на уровне классов и школ; формальный подход к отбору и реализации программ деятельности;

·     слабая общественно-полезная направленность в деятельности общественных и самоуправленческих структур;

·     обеднение содержания деятельности, использование устаревших, примитивных форм работы, неадекватных мировоззренческим установкам современных подростков, особенно в сфере патриотического, гражданского, нравственного воспитания, развития демократической культуры личности, экономического и трудового воспитания, подготовки старшеклассников к осознанному выбору, принятию самостоятельных решений.

Эти проблемы возможно решить, руководствуясь следующими положениями, сформулированными А.С. Макаренко и реализованными в его практической педагогической деятельности:

1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт отношений (школы лидера, учёбы школьного актива, разбор нарушений – то, что А.С. Макаренко называл работой актива).

2. Школьное самоуправление – не специальная детская деятельность по «управлению», но совместная деятельность детей, которая обеспечивает необходимое развитие демократических, деятельностных отношений в детской среде, задающей реальные возможности гражданского и личностного самоопределения детей и подростков (этот блок А.С. Макаренко связывал с самоуправлением в отряде).

3. Детское самоуправление как сеть демократических отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных дел (А.С. Макаренко называл это культработой).

4. Детское самоуправление является  результатом длительной работы взрослых и детей по созданию системы. Необходимо определить все компоненты системы самоуправления: общее деятельностное  поле, единую цель, органы управления и соуправления, жизненные позиции как педагогов, так и учащихся. К тому же необходимо ещё раз подчеркнуть, что элементом самоуправления является преемственность органов управления (всё это, согласно А.С. Макаренко,   выполняется на общем собрании и в каждодневной  работе с новыми воспитанниками).

5. Педагог должен очень чутко относиться к межличностным отношениям, которые возникают в процессе самоуправления, и помогать детям в укреплении их собственной позиции в процессе самоуправления. Опору на этот принцип мы также видим в стиле работы с детским коллективом А.С. Макаренко и его воспитателей.

Педагогические идеи А.С. Макаренко относительно организации ученического самоуправления остаются актуальными и сегодня, так как при модернизации отдельных элементов, форм, структуры самоуправления и видов самостоятельной деятельности сущность самоуправления остаётся неизменной.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению