|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Т.И. Зубкова, А.А. Батуева Самоуправление
как метод воспитания: теория А.С. Макаренко и современные проблемы Самоуправление
рассматривается сегодня в качестве одного из основных методов воспитания.
Проблема самоуправления исследовалась многими отечественными учёными: Н.К.
Крупской, В.М. Коротовым, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким
и др.; в зарубежной педагогике – Ч. Бернардом, Т. Парсонсом,
Г. Сайменом и др. А.С.
Макаренко принадлежит ведущая роль в разработке теории детского коллектива и
его самоуправления. Все его работы написаны в контексте теории
коммунистического воспитания, так как он был представителем своей эпохи,
пафос которой заключался в построении коммунистического общества. Однако
педагогические взгляды Макаренко на проблемы развития детского коллектива и самоуправления
оказались шире идеологических рамок коммунистического общества и остаются
значимыми и для современной демократической
России, и для мировой педагогической общественности. Антон Семёнович был разносторонне талантливой личностью.
Блестящий педагог-практик, он создал в 1920 – 30-е годы два воспитательных
учреждения – колонию им. А.М. Горького и коммуну Ф.Э. Дзержинского,
выпустившие в жизнь тысячи граждан
социалистического общества. Основой воспитательной системы этих учреждений стало самоуправление, о
котором он пишет в своих трудах: «Марш 30 года», «ФД-1», «Педагогическая поэма», «Из истории коммуны
имени Ф.Э. Дзержинского», «Письмо заведующему главным управлением
социального воспитания НКП УССР», «Очерк о работе Полтавской колонии им. М.
Горького», «Операционный план педагогической работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского», «“Конституция”
трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского» и др.
Педагогическая система А.С. Макаренко – это сложная, цельная и
динамичная совокупность идей и практических решений, воплощённых в
опыте выдающегося педагога, отражённых в его произведениях и выявленных
исследователями при изучении и творческом использовании его наследия в свете
новых достижений и актуальных задач теории и практики социального воспитания. Воспитание, по Макаренко, – процесс социальный в самом
широком смысле. Ребёнок входит со всей окружающей действительностью в
бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается
с другими отношениями и усложняется физическим и нравственным ростом самого
ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он создаёт в каждый данный момент определённые
изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им – задача
воспитателя. А воспитать человека, по Макаренко, – значит выработать у него
перспективные пути, по которым «располагается его завтрашняя радость». Эта
целевая установка отразилась в основах современной методики воспитания,
системе перспективных линий развития коллектива и личности. При разработке проблем детского коллектива и
самоуправления А.С. Макаренко исходил
из того, что методика воспитания должна основываться на общей организации
жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей
работы, на организации здоровой перспективы развития, достижении её ясности,
на внимании к отдельному человеку. В своей работе «Методика организации воспитательного
процесса» Макаренко чётко и подробно рассмотрел следующие стороны
воспитательной работы, связанные с организацией детского самоуправления: 1.
организационное строение коллектива; 2.
самоуправление в отряде; 3.
органы
самоуправления; 4.
общее
собрание; 5.
совет
коллектива; 6.
санкомиссия; 7.
актив; 8.
дисциплина и
режим; 9.
наказание и
меры воздействия; 10. центр; 11. материальная часть; 12. новые воспитанники; 13. культработа; 1.
перспективы; 2.
стиль работы
с детским коллективом; 3.
работа
воспитателей; 4.
выпуск. Большое внимание А.С. Макаренко уделял вопросу организации
коллектива и органов самоуправления, основным
направлениям их работы. Во главе отряда должен стоять командир – один
из членов коллектива. Из числа воспитанников выбираются также помощник
командира и спорторганизатор. В каждом отряде
должен быть комсорг. В школе коммуны имени Ф.Э. Дзержинского имелся институт
командиров класса. Эти командиры находились в распоряжении заведующего школой
и являлись помощниками классных руководителей. Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех
воспитанников детского учреждения. Оно должно было собираться в период
организации и прорывов в работе учреждений или в коллективе не реже одного
раза в шестидневку; а в остальное время – не реже двух раз в месяц. В начале
полугодия на общем собрании избирались
такие органы самоуправления, как совет коллектива, санкомиссия,
хозкомиссия. Весьма важной формой самоуправления, значительно
разгружающей работу её органов и имеющей массу полезных воспитательных
сторон, являлась работа отдельных уполномоченных, несущих персональную
ответственность за свою работу. Общее собрание всех воспитанников рассматривалось
администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления, авторитет которого должен неуклонно
поддерживаться всеми силами
учреждения. Совет командиров являлся органом самоуправления, проводящим
всю текущую работу в коллективе детского учреждения. Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном
детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений,
сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. Моменту выборности Макаренко придавал меньшее значение,
нежели функционированию. Он считал, что каждый воспитанник должен освоить не
только навыки рабочего, но и навыки организатора и хозяина. Он решительно
предостерегал против замыкания органа самоуправления в самом себе, его отрыва
от массы. Он стремился не к игре в
самоуправление, а к действительному самоуправлению. В соответствии с этим и
другими принципами он совершенно не допускал никаких конституционных
изменений от имени педагогического совета, считая, что педагогам
предоставляется только один путь «законотворчества» – через влияние в совете
командиров и на общих собраниях. В современных детских коллективах при создании органов
самоуправления возникают аналогичные практические проблемы: определения
задач, структуры, направлений и видов деятельности органов детского
самоуправления, форм его организации и форм педагогического руководства его
органами. Программа развития воспитания в системе образования России
на 1999 – 2001 годы определила детское общественное движение и ученическое
самоуправление как важнейшие факторы
социализации ребёнка, являющиеся мощнейшим инструментом, позволяющим
эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы
развития демократического государства
в новом тысячелетии. Ученическое самоуправление даёт учащимся возможность
самостоятельно планировать, организовывать свою деятельность и подводить
итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни,
проводить разного рода мероприятия и дела по интересам. Ученическое самоуправление даёт
возможность детям и подросткам проверить себя в различных социальных ролях,
испытать ответственность за свои поступки. В образовательных учреждениях оно
обеспечивает: ·
участие ученического коллектива в управлении образовательным
учреждением; ·
формирование у учащихся демократической культуры,
гражданской позиции; ·
реализацию социально-значимых проектов и программ,
направленных на позитивные изменения в жизни общества; ·
осуществление культуросообразной
деятельности школьников. Современные
органы самоуправления и самодеятельности старшеклассников имеют различную
организационную форму: советы старшеклассников, координационные центры, старостаты, комитеты, школьные парламенты, думы, штабы,
ассамблеи, министерства, центры инициатив и др. Самоуправленческие структуры школьников
действуют на основании уставов, положений, программ, принятых на уровне
ученических конференций, сборов, слётов, собраний. Существуют
различные модели ученического самоуправления, символика и атрибуты. Направления работы органов
ученического самоуправления также
разнообразны: нравственное, интернациональное, патриотическое и гражданское
воспитание; общественно-политическое, экологическое, трудовое и профориентационное,
спортивно-оздоровительное, экономическое, краеведческое, половое,
семейное, интеллектуально-познавательное, эстетическое воспитание и
образование; воспитание правовой культуры; благотворительная деятельность;
профилактика асоциального поведения; развитие детско-юношеских средств
массовой информации; становление лидерских и организаторских качеств;
организация досуга. К наиболее актуальным современным проблемам развития ученического самоуправления относятся: · недостаточная активность и инициатива самих учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности; · равнодушие педагогических коллективов к развитию общественного движения и ученического самоуправления, отсутствие доверия и авторитарность педагогов, нежелание поддержать детские инициативы, профессиональная неготовность качественно обеспечивать формирование культуры демократических отношений; недостаточное внимание руководителей органов управления образованием к развитию детского движения и ученического самоуправления, формальный подход к подбору и подготовке координаторов; · негативное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности); · формальный, эпизодический характер или подмена игрой подлинного самоуправления учащихся на уровне классов и школ; формальный подход к отбору и реализации программ деятельности; · слабая общественно-полезная направленность в деятельности общественных и самоуправленческих структур; · обеднение содержания деятельности, использование устаревших, примитивных форм работы, неадекватных мировоззренческим установкам современных подростков, особенно в сфере патриотического, гражданского, нравственного воспитания, развития демократической культуры личности, экономического и трудового воспитания, подготовки старшеклассников к осознанному выбору, принятию самостоятельных решений. Эти проблемы возможно решить,
руководствуясь следующими положениями, сформулированными А.С. Макаренко и
реализованными в его практической педагогической деятельности: 1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы
дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том,
чтобы они приобретали личный опыт отношений (школы лидера, учёбы школьного
актива, разбор нарушений – то, что А.С. Макаренко называл работой актива). 2. Школьное самоуправление – не специальная детская
деятельность по «управлению», но совместная деятельность детей, которая
обеспечивает необходимое развитие демократических, деятельностных отношений в
детской среде, задающей реальные возможности гражданского и личностного
самоопределения детей и подростков (этот блок А.С. Макаренко связывал с
самоуправлением в отряде). 3. Детское самоуправление как сеть демократических
отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных
дел (А.С. Макаренко называл это культработой). 4. Детское самоуправление является результатом длительной работы взрослых и
детей по созданию системы. Необходимо определить все компоненты системы
самоуправления: общее деятельностное
поле, единую цель, органы управления и соуправления, жизненные позиции как педагогов, так и учащихся. К тому же
необходимо ещё раз подчеркнуть, что элементом самоуправления является
преемственность органов управления (всё это, согласно А.С. Макаренко, выполняется на общем собрании и в
каждодневной работе с новыми
воспитанниками). 5. Педагог должен очень чутко относиться к межличностным отношениям, которые возникают в процессе самоуправления, и помогать детям в укреплении их собственной позиции в процессе самоуправления. Опору на этот принцип мы также видим в стиле работы с детским коллективом А.С. Макаренко и его воспитателей. Педагогические идеи А.С. Макаренко относительно организации
ученического самоуправления остаются актуальными и сегодня, так как при
модернизации отдельных элементов, форм, структуры самоуправления и видов
самостоятельной деятельности сущность самоуправления остаётся неизменной. |
|
||
|
|
|
|
|