|
|
|
||||||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ.
Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Н.П. Сулимова, Т.С. Шабанова Что мы
знаем о Макаренко? (результаты социологического исследования) В феврале 2004 года на факультете социальной работы и социальной педагогики Социального института Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург) был создан педагогический отряд, основой деятельности которого стали идеи А.С. Макаренко и его последователей. Однако, как оказалось, члены этого отряда, большинство из которых оказались первокурсниками, довольно плохо знакомы с творчеством не только самого Макаренко, но и других отечественных педагогов, чьи идеи легли в основу социальной педагогики. В связи с этим нас заинтересовал вопрос о том, насколько хорошо знают студенты-старшекурсники педагогическое наследие, работы и ведущие идеи А.С. Макаренко. С этой целью было организовано исследование по выявлению уровня компетентности студентов в этой области. В качестве объекта исследования определили студентов 4-х курсов специальностей «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Физическая культура». Выбор данной категории студентов связан с тем, что в соответствии с учебными планами они уже должны были познакомиться с историей педагогики и иметь определённые представления по исследуемой теме. В начале исследования была разработана анкета-тест, включающая четыре вопроса. Каждый вопрос имел несколько вариантов ответов, среди которых испытуемые могли выбрать верный. Результаты исследования представлены в виде диаграмм. С помощью первого вопроса предстояло выявить, насколько студенты знают, как звали Макаренко. В качестве показателей итогов по данному вопросу были выбраны следующие: «Дан верный ответ»; «Дан неверный ответ»; «Дан ответ не знаю»; «Нет никакого ответа». Результаты представлены в Таблице №1, из которой следует, что верный ответ на этот вопрос дали почти все студенты специальностей «Социальная педагогика» (СПд), «Социальная работа» (СР); только половина студентов специальности «Физическая культура» (ФК) верно ответили на данный вопрос. Небольшое количество студентов специальностей СПд и СР дали неверный ответ, и около половины студентов специальности ФК ответили неверно. Дали ответ «Не знаю» или затруднились с ответом (не дали никакого ответа) небольшое количество студентов специальности СПд. Таблица №1 |
|
||||||
|
Специальность |
Верный ответ |
Неверный ответ |
Не знаю |
Нет никакого ответа |
|
||
|
Социальная педагогика |
83% |
5% |
6% |
6% |
|
||
|
Социальная работа |
81% |
19% |
0% |
0% |
|
||
|
Физическая культура |
56% |
44% |
0% |
0% |
|
||
|
Второй вопрос был направлен на выявление знания студентами биографии А.С. Макаренко. Показатели в данном вопросе были идентичны первому. Согласно данным, представленным в Таблице №2, можно отметить, что верный ответ примерно в равном количестве дали студенты всех специальностей. Более половины студентов специальностей СР и ФК дали неверные ответы. Воздержались от ответа более половины студентов специальности СПд. Таблица №2 |
|
||||||
|
Специальность |
Верный ответ |
Неверный ответ |
Не знаю |
Нет никакого ответа |
|
||
|
Социальная педагогика |
11% |
11% |
56% |
22% |
|
||
|
Социальная работа |
19% |
67% |
0% |
14% |
|
||
|
Физическая культура |
19% |
75% |
0% |
6% |
|
||
|
В третьем вопросе студентам предлагалось назвать педагогические труды А.С. Макаренко. В качестве показателей итогов по этому вопросу были выделены следующие: «Дан полный ответ», «Дан неполный ответ», «Дан ответ «Не знаю» «Не дали никакого ответа». Результаты исследования представлены в Таблице №3, из которой следует, что, к сожалению, менее четверти студентов всех специальностей дали верные полные ответы. В анкете была названа в основном «Педагогическая поэма» и в редких случаях перечислены «Книга для родителей», «Флаги на башнях». Таблица №3 |
|
||||||
|
Специальность |
Полный ответ |
Неполный ответ |
Не знаю |
Нет никакого ответа |
|
||
Социальная педагогика |
6% |
88% |
0% |
6% |
||||
Социальная работа |
19% |
71% |
5% |
5% |
||||
Физическая культура |
6% |
38% |
18% |
38% |
||||
|
Четвёртый вопрос был направлен на выявление осведомленности студентов об основных педагогических идеях А.С. Макаренко. В качестве показателей по данному вопросу были выбраны те же, что и в первых двух случаях. Результаты, представленные в Таблице №4, показывают, что около половины студентов специальности СПд дали верные ответы; более половины студентов специальностей СР и ФК выбрали неверные варианты. Таблица №4 |
|
||||||
|
Специальность |
Верный ответ |
Неверный ответ |
Не знаю |
Нет никакого ответа |
|
||
Социальная педагогика |
44% |
33% |
12% |
11% |
||||
Социальная работа |
14% |
76% |
10% |
0% |
||||
Физическая культура |
12% |
56% |
32% |
0% |
||||
|
Таким образом, результаты студенческого исследования в целом позволяют сделать вывод о том, что, к сожалению, знание педагогического наследия прошлого, истоков современной педагогики пока находится на недостаточном уровне у студентов всех специальностей. Участие в педагогических чтениях должно стать толчком к детальному его изучению, начиная с первого курса. Деятельность макаренковского педагогического отряда должна быть направлена на исследование педагогического творчества прошлого, изучение возможностей использования его в современной педагогической деятельности социального педагога. |
|
||||||
|
|
|
|
|
||||