«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Н.П. Сулимова, Т.С. Шабанова

 

Что мы знаем о Макаренко?

(результаты социологического исследования)

В феврале 2004 года на факультете социальной работы и социальной педагогики Социального института Российского государственного профессионально-педагогического университета  (г. Екатеринбург) был создан педагогический отряд, основой деятельности которого стали идеи А.С. Макаренко и его последователей. Однако, как оказалось, члены этого отряда, большинство из которых оказались первокурсниками, довольно плохо знакомы с творчеством не только самого Макаренко, но и других отечественных педагогов, чьи идеи легли в основу социальной педагогики. В связи с этим нас заинтересовал вопрос о том, насколько хорошо знают студенты-старшекурсники педагогическое наследие, работы и ведущие идеи А.С. Макаренко. С этой целью было организовано исследование по выявлению уровня компетентности студентов в этой области. В качестве объекта исследования определили студентов 4-х курсов специальностей «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Физическая культура». Выбор данной категории студентов связан с тем, что в соответствии с учебными планами они уже должны были познакомиться с историей педагогики и иметь определённые представления по исследуемой теме.

В начале исследования была разработана анкета-тест, включающая четыре вопроса. Каждый вопрос имел несколько вариантов ответов, среди которых испытуемые могли выбрать верный. Результаты исследования представлены в виде диаграмм.

С помощью первого вопроса предстояло выявить, насколько студенты знают, как звали Макаренко. В качестве показателей итогов по данному вопросу были выбраны следующие: «Дан верный ответ»; «Дан неверный ответ»; «Дан ответ не знаю»; «Нет никакого ответа».

Результаты представлены в Таблице №1, из которой следует, что верный ответ на этот вопрос дали почти все студенты специальностей «Социальная педагогика» (СПд), «Социальная работа» (СР); только половина студентов специальности «Физическая культура» (ФК) верно ответили на данный вопрос.

Небольшое количество студентов специальностей СПд и СР дали неверный ответ, и около половины студентов специальности ФК ответили неверно. Дали ответ «Не знаю» или затруднились с ответом (не дали никакого ответа) небольшое количество студентов специальности СПд. 

 

Таблица №1

 

 

Специальность

Верный ответ

Неверный ответ

Не знаю

Нет никакого ответа

 

 

Социальная педагогика

83%

5%

6%

6%

 

 

Социальная работа

81%

19%

0%

0%

 

 

Физическая культура

56%

44%

0%

0%

 

 

 

Второй вопрос был направлен на выявление знания студентами биографии А.С. Макаренко. Показатели в данном вопросе были идентичны первому.

Согласно данным, представленным в Таблице №2, можно отметить, что верный ответ примерно в равном количестве дали студенты всех специальностей. Более половины студентов специальностей СР и ФК дали неверные ответы. Воздержались от ответа более половины студентов специальности СПд.

 

Таблица №2

 

 

Специальность

Верный ответ

Неверный ответ

Не знаю

Нет никакого ответа

 

 

Социальная педагогика

11%

11%

56%

22%

 

 

Социальная работа

19%

67%

0%

14%

 

 

Физическая культура

19%

75%

0%

6%

 

 

 

В третьем вопросе студентам предлагалось назвать педагогические труды А.С. Макаренко. В качестве показателей итогов по этому вопросу были выделены следующие: «Дан полный ответ», «Дан неполный ответ», «Дан ответ «Не знаю» «Не дали никакого ответа».

Результаты исследования представлены в Таблице №3, из которой следует, что, к сожалению, менее четверти студентов всех специальностей дали верные полные ответы. В анкете была названа в основном «Педагогическая поэма» и в редких случаях перечислены «Книга для родите­лей», «Флаги на башнях».

 

Таблица №3

 

 

Специальность

Полный ответ

Неполный ответ

Не знаю

Нет никакого ответа

 

Социальная педагогика

6%

88%

0%

6%

Социальная работа

19%

71%

5%

5%

Физическая культура

6%

38%

18%

38%

 

 

Четвёртый вопрос был направлен на выявление осведомленности студентов об основных педагогических идеях А.С. Макаренко. В качестве показателей по данному вопросу были выбраны те же, что и в первых двух  случаях. Результаты, представленные в Таблице №4, показывают, что около половины студентов специальности СПд дали верные ответы; более половины студентов специальностей СР и ФК выбрали неверные варианты.

 

Таблица №4

 

 

Специальность

Верный ответ

Неверный ответ

Не знаю

Нет никакого ответа

 

Социальная педагогика

44%

33%

12%

11%

Социальная работа

14%

76%

10%

0%

Физическая культура

12%

56%

32%

0%

 

 

Таким образом, результаты студенческого исследования в целом позволяют сделать вывод о том, что, к сожалению, знание педагогического наследия прошлого, истоков современной педагогики пока находится на недостаточном уровне у студентов всех специальностей. Участие в педагогических чтениях должно стать толчком к детальному его изучению, начиная с первого курса. Деятельность макаренковского педагогического отряда должна быть направлена на исследование педагогического творчества прошлого, изучение возможностей использования его в современной педагогической деятельности социального педагога.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению