«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Ю.А. Лутфуллина, О.Б. Набокова,

Е.В. Соломко, Н.П. Сулимова

 

Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Отец будущего педагога и писателя прожил большую трудовую жизнь. Суровый и чрезвычайно требовательный к себе и другим, Семён Григорьевич воспитывал у сына  чувство человеческого достоинства, рабочей гордости. Мать, Татьяна Михайловна, была доброй и весёлой женщиной, умелой рассказчицей, знала много народных пословиц и поговорок.

Летом 1901 года семья Макаренко переехала в Крюков, в то время большой рабочий посёлок. В том же году Макаренко поступил в Кременчугское городское четырёхклассное училище. Будучи очень способным учеником, он особенно увлекался литературой. Любимыми его писателями стали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасов, В.Г. Короленко, А.М. Горький.

В 1904 году Макаренко с отличием закончил училище и поступил на одногодичные педагогические курсы при этом же училище.

1 сентября 1905 года в 17-летнем возрасте Макаренко начал свою педагогическую деятельность в качестве учителя двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове.

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Антон Семёнович проявил себя способным педагогом. Он учил детей самостоятельно мыслить, воспитывал любовь к книге.

Кроме уроков в школе была организована разнообразная внеурочная культурная работа, устраивались праздники, экскурсии, походы, и в них обязательно принимали участие все учителя и родители. Макаренко систематически проводил литературные вечера, руководил художественным кружком. Инициатива, сила воли, настойчивость являлись  неотъемлемыми характеристиками его творческой натуры. Чуткий наставник и друг, он пользовался большим авторитетом среди воспитанников и педагогов.

В 1911 году А.С. Макаренко был переведён в железнодорожное училище на станции Долинская Херсонской губернии.

После трёх лет работы в этом училище А.С. Макаренко осуществил свою давнишнюю мечту – поступил в Полтавский учительский институт.

В 1917 году А.С. Макаренко, закончив с золотой медалью институт и возвратившись в Крюковское двухклассное железнодорожное училище, начинает свою педагогическую деятельность, но теперь уже в качестве заведующего. Вместе с коллегами А.С. Макаренко провёл работу по реорганизации двухклассного железнодорожного училища в высшее начальное, в котором занял должность инспектора.

Уже в эти годы проявились его новаторство и творчество. Он создал ученический комитет и организовал трудовую ученическую сельскохозяйственную дружину – прообраз современных летних лагерей труда и отдыха школьников, организовал бригады по месту жительства.

Осенью 1919 года А.С. Макаренко переехал в Полтаву, где сначала заведовал городским начальным училищем, а в августе 1920 года был назначен директором трудовой школы.

В 1920 году А.С. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся в с. Ковалёвка под Полтавой. С этого периода началась новая эпоха педагогического творчества педагога.

В первое время кроме Макаренко в колонии были ещё два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности так описан самим Макаренко в «Педагогической поэме»:

«Пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов, десяток «дачек» вместо кроватей, топор и лопата в качестве инструмента и полдесятка воспитанников, категорически отрицавших не только нашу педагогику, но и всю человеческую культуру…» [1, с. 21].

Первые месяцы для Макаренко и его соратников были не только временем отчаяния, но и периодом поисков истины. Вскоре появилось пополнение – новые педагоги и воспитанники, но оставалась, по словам Макаренко, «умопомрачительная бедность», где бедны были одинаково все – и воспитанники, и воспитатели.

Первые ростки «хорошего коллективного тона» дали не столько моральные поучения, сколько совместная работа, интересное и настоящее дело. Случайно обнаруженное А.С. Макаренко неподалеку от колонии заброшенное имение было передано коллективу. Здесь имелись жилые помещения, хозяйственные постройки, большой сельскохозяйственный участок. Вскоре заработали столярная мастерская и кузница. Постепенно все  воспитанники и воспитатели  включились в сельскохозяйственные работы. Колонисты начали зарабатывать деньги, оказывая посильную помощь нуждающимся.

Свои объединения первые колонисты решили называть отрядами. Во главе каждого отряда стоял командир. Отряды распределялись по мастерским. Отряд сапожников всегда носил номер первый, кузнецов – шестой, конюхов – второй, свинарей – десятый и т.д. Командиры собирались на совещание, которое позже получило название «совет командиров», без которого не принималось ни одно важное решение в жизни колонии.

Весной 1923 года были созданы сводные отряды. В них возникла необходимость потому, что 70 десятин земли требовали рабочих рук. Колонисты же из постоянных отрядов при мастерских неохотно отрывались от своей работы, поскольку она давала будущую квалификацию. Работа в сводном отряде была связана с переменой мест. В него могли входить от 2 до 20 человек. Работа отряда была организована по сетке: «О» – огород, «С» – сад, «Р» – ремонт, «П» – парник и т.д. и в соответствии с точным расписанием - с 8 утра до 4 дня.

Командир сводного отряда назначался советом командиров на одну неделю, следовательно, командиром мог стать любой колонист. А поскольку выполнение подобных обязанностей воспитывает ответственность, внимательность, то почти все колонисты имели опыт выполнения организаторских функций.

Особое внимание обращал А.С. Макаренко на чтение. Он сам составил список литературы, куда входили произведения А.С. Пушкина, Ю.М. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, М.Е Салтыкова-Щедрина, А.М. Горького. В качестве поощрения он разрешал ученикам пользоваться своей личной библиотекой.

Читая длинными осенними вечерами вместе с А.С. Макаренко книги А.М. Горького, колонисты были поражены сходством своих судеб с судьбой писателя. Они написали ему письмо, на которое сразу же получили ответ, и завязалась переписка. Спустя некоторое время, по ходатайству колонии, она стала называться «Трудовая колония им. А.М.Горького».

Через 3 года своего существования колония была признана Наркомпросом Украины образцовым воспитательным учреждением, в котором была чётко налажена жизнь воспитанников. Особо отмечалось сельскохозяйственное производство колонии.

Затем последовало предложение Наркомпроса  переехать в Куряж – запущенную детскую колонию. Совет командиров, посовещавшись, решил спасать куряжскую колонию. Общее собрание постановило: просить Наркомпрос передать горьковцам Куряж. Отметим, что там находились 280 воспитанников, а горьковцев было 120 человек. В очень короткие сроки куряжские воспитанники влились в коллектив колонии им. Горького. Были отремонтированы старые помещения, построены новые, налажено хозяйство, заработала школа. В колонии организовали деревообделочную мастерскую, заключили договоры, открыли в банке текущие счета. Делали ульи, мебель, ящики и др.

В колонии велась большая культурная работа: был организован оркестр, действовал киноклуб, практиковались экскурсии. Часто приезжали гости: студенты вузов, рабочие, педагоги, журналисты, иностранные гости.

Годы становления и развития колонии им. Горького были для Макаренко временем осмысления практического опыта, разработки педагогической системы, определения основных целей и принципов воспитания.

Однако идеи, на которых строилась его система, получили не только поддержку единомышленников, но и большое сопротивление со стороны представителей так называемой «официальной науки», «кабинетной педагогики», отдельных сотрудников органов образования. Постоянные проверки, комиссии стали уделом колонии.

Заслушав отчёт А.С. Макаренко о его педагогических взглядах, представители Наркомпроса осудили его методы.

В 1928 году Макаренко был вынужден уйти из колонии, но сделал это уже после долгожданного приезда А.М. Горького в колонию, превратившегося для всех в большой праздник.

Педагогическая деятельность А.С. Макаренко после его ухода в 1928 году из колонии им. А.М. Горького продолжилась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил.

Ещё в 1927 году на личные средства чекистов на окраине Харькова было выстроено здание для детской коммуны. Это был красивый дом со светлыми спальнями и нарядными залами, большой библиотекой, оборудованными мастерскими.

Шефы коммуны поручили А.С. Макаренко и колонии им. Горького взять на себя подготовку к открытию этого учреждения. Из колонии Горького для создания нового коллектива советом командиров были отобраны 50 человек. К ним присоединились 100 беспризорников. Вскоре количество воспитанников возросло до 500 человек. «Только 50 пацанов-горьковцев пришли в пушистый зимний день в красивые комнаты коммуны Дзержинского, но они принесли с собой свои традиции» [2, с. 638].

За короткое время были созданы деревообрабатывающая, швейная, литейная мастерские. Был выдвинут лозунг: «Нам нужен целый завод». И вскоре на средства, заработанные самими коммунарами, было организовано настоящее промышленное производство – здесь впервые в СССР начали изготавливать фотоаппараты марки «ФЭД» (в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского) и электросвёрла (1931).

Коммуна никогда не получала денег от государства. Вначале она жила на средства, отчисляемые из заработка чекистов, а позже была на хозрасчёте. Это очень важное обстоятельство, ведь с 1930 года окупались все расходы: жалованье учителям, оборудование кабинетов в школе, содержание воспитанников, проведение летних походов, посещение театров, покупка автобуса и т.д. Работа на производстве обеспечивала возможность приобретения различных рабочих квалификаций, помогала подготовить воспитанников к жизни.

Воспитательная работа в коммуне строилась на принципах, выработанных Макаренко в прежние годы. Хорошо организованный производственный труд он считал одним из основных звеньев воспитательной системы.

В 1935 году Макаренко оставил работу в коммуне им. Дзержинского, переехал в Москву и, по совету А.М. Горького, занялся литературной деятельностью. В 1933 – 1935 годах была написана «Педагогическая поэма»; затем были опубликованы «Книга для родителей», «Флаги на башнях», различные литературоведческие и педагогические статьи. Произведения Макаренко издавались в СССР около 250 раз и были переизданы на разных языках мира. Его «Педагогическая поэма» вошла в золотой фонд мировой литературы; уже в 1936 году она была издана в Англии, Голландии, Италии, Дании, Финляндии, Японии и других странах, по ней были сделаны инсценировки. Это свидетельствует о востребованности педагогических идей Макаренко.

1 апреля 1939 года Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Судьбы более трёх тысяч воспитанников – яркое свидетельство педагогического успеха А.С. Макаренко.

Пока мы осуществили только первое знакомство с огромным педагогическим полем, созданным замечательным педагогом. Однако, хорошо понимая значимость его наследия для деятельности современного социального педагога, постараемся в рамках исследовательской работы макаренковского педагогического отряда сосредоточить внимание на трудах А.С. Макаренко и выстроить для себя картину его педагогической системы.

 

Библиографический список

 

1.  Макаренко А.С. Педагогическая поэма //Собр.соч.: В 7 т. М., 1957-1958. Т.1.

2.  Макаренко А.С. О воспитании // Собр.соч.: В 7 т. М., 1957-1958. Т.1.

 

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению