«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Л.М. Кадцын

К проблеме о сущности педагогической деятельности

Обращаясь к педагогическому наследию прошлого, мы говорим о педагогической деятельности конкретных личностей. На наш взгляд, данное понятие требует специального рассмотрения.

Педагогическая деятельность хорошо знакома всем, поскольку каждый из нас (все члены общества) вовлечён в эту деятельность с рождения и участвует в ней всю жизнь. Педагогом в античности первоначально называли раба, который водил детей в школу,  затем вольнонаёмных граждан, работающих  учителями в школе. Так, слово «педагог» стало синонимом слова «учитель» и позднее – русских слов «наставник», «воспитатель»; словосочетание «педагогическая деятельность» традиционно означает  «деятельность профессионального педагога» [1, с. 37; 2, с. 24]. Данная трактовка соответствует представлению об общественном устройстве, которое длительное время было авторитарным  и во многом ещё остаётся таковым. С этих позиций педагогическая деятельность понимается как влиятельная, определяющая и безоговорочная для послушания и подчинения учеников, а педагог – как непререкаемый авторитет, носитель истины, мнение которого является законом.  В данной парадигме педагог выступает как субъект, а воспитанник как материал (объект) его деятельности. Отражает ли эта трактовка современную действительность, способствует ли развитию педагогической практики и педагогической науки? Сегодня, когда общество изменяется и наше сознание  освобождается от  авторитарных представлений,  изменяется и педагогическая деятельность, и наше представление о ней.

Прежде всего, является ли деятельность педагога индивидуальной, автономной и независимой от деятельности воспитанников?  Конечно же,  мы должны признать, что деятельность эта всегда выступает одной из составляющих в совместной деятельности воспитанников и педагогов и вне такого единства не существует. Именно совместная деятельность  воспитанников и педагогов (не только профессиональных) и понимается сегодня как педагогическая  деятельность. Данное, более широкое, представление о педагогической деятельности, бесспорно, требует уточнения многих положений – о субъектах и их функциях, формах и назначении, видах и разновидностях, о  законах данной деятельности. 

Состав субъектов в педагогической деятельности не ограничивается педагогами и воспитанниками. Значительную роль в этой деятельности играют её организаторы и обслуживающий персонал, например, директор школы, завуч, библиотекарь – все те, без кого педагогическая деятельность неосуществима в необходимых для общества формах, объёме и качестве.  И если раньше организованная педагогическая деятельность  была связана только с подготовкой подрастающего поколения к жизни в школах и специальных учебных заведениях,  то сегодня она является необходимым элементом разных форм социальной работы с людьми разного возраста. Конечно, главным субъектом педагогической деятельности являются воспитанники, основные функции которых – быть активным  в выражении и реализации своих желаний, интересов  как в общении с педагогом, так и в общении друг с другом. Именно активность воспитанников  является основой ориентации в деятельности педагога и выступает основным критерием эффективности педагогической деятельности. Функции педагога в ней – помочь воспитанникам активно овладевать знаниями, навыками, умениями, познавать окружающий  мир и ориентироваться в нём, осознавать себя и своё место в этом мире, овладевать опытом жизни людей. Педагог выступает в роли старшего и опытного товарища, помощника, консультанта, контролёра и организатора деятельности воспитанников.  В этом смысле бытующие в практике выражения «педагог даёт знания, формирует умения», «педагог учит и передаёт опыт» очень неточны и неверны по сути. «Научить никого и ничему нельзя, можно лишь помочь учиться», –  гласит народная мудрость, подчёркивая функции воспитанников и педагогов. Таким образом, педагог не учит, а помогает учиться, не даёт знания и формирует навыки, умения, а помогает овладеть знаниями, навыками и умениями. Задачи и функции организаторов очень многообразны. Основные из них – создание условий для осуществления педагогической деятельности (материально-технических,  финансово-экономических и правовых), её планирование (перспективное и оперативное) и контроль. В прошлом данные аспекты педагогической деятельности практически не рассматривались, а отдельные вопросы  фактически решались усилиями самих педагогов. Лишь с появлением университетов эти задачи были признаны актуальными  и в конце ХVIII столетия стали в европейских странах предметом деятельности специальных  учреждений – министерств и департаментов просвещения и образования. Сегодня работники развитой системы образования  выполняют важные общественные функции.

Педагогическая деятельность может осуществляться стихийно,  непреднамеренно,  неосознанно и неорганизованно, но может быть осознанной и организованной.  Среди  её форм следует выделить стихийные, преднамеренные  и планово-организованные.

Стихийные – это разнообразные формы общественной жизни и нашего ежедневного общения.  Осуществляемые нами постоянно, они не являются чисто педагогическими. Однако назидательная направленность  является  в этих формах одним из аспектов (компонентов); часто он не самый важный, но обязательно присутствует.  При этом  роли и функции субъектов общения в назидательном плане не фиксируются и не контролируются. Преднамеренное, но недостаточно организованное общение  осуществляется  дома,  на работе, во время отдыха и в процессе общественной работы. В отличие от стихийных форм общения назидательные  вопросы здесь осознанно инициируются либо совместно, либо кем-то из участников общения, берущих на себя функции организаторов. Поучительная  направленность данных форм общения является очень важной, хотя может не быть главной. Определены здесь и роли участников педагогического общения, но функции педагогов и организаторов, как правило,  выполняют непрофессионалы, поэтому  подобное общение нередко оказывается недостаточно  эффективным.  В планово-организованной педагогической деятельности   ясно определены роли всех субъектов; высшей формой, выступающей целостной единицей этой деятельности, является педагогический процесс, в котором наиболее органично реализуется совокупная деятельность всех субъектов и  раскрывается  её специфика.

Таким образом, педагогическая деятельность, осуществляемая в разнообразных формах  всеми членами общества, связана с процессами передачи и усвоения социально-культурного опыта, адаптации и ориентации в жизни, а в целом  с процессами социализации и развития  как всего общества, так и  каждого из её членов. Основная цель этой совокупной деятельности общества – совершенствование его гуманной основы и гуманистической направленности развития. Она является источником гуманности как высшей ценности жизни общества – тех его качеств, которые отличают жизнь человека от жизни животного. Педагогическая  деятельность  выполняет  и более прагматическую функцию – ориентации в окружающей жизни, адаптации к её явлениям, требованиям и изменениям.  Важно, что она всегда ориентирует на лучшее в опыте и преодоление существующих недостатков. В этом смысле педагогическая деятельность направлена к будущему, можно сказать, является идеалистической по своей сути и потому выступает источником интереса к разным областям знания человека, т.е. источником познавательной и исследовательской деятельности человека.

Видами педагогической деятельности являются воспитание, обучение и образование.

Воспитание – это процессы передачи и усвоения социально-культурного опыта повседневной, гражданской жизни, которые  могут осуществляться и в стихийных, и в планово-организованных формах. В стихийных формах процессы воспитания выступают как автономные  по отношению к процессам обучения и образования. Более того, данные формы воспитания выступают как атрибутивное качество (сторона, аспект) всех форм и  видов деятельности человеческого общества.  В организованных формах процессы воспитания осуществляются неотрывно от процессов обучения и образования, слиты с ними в один процесс, что и обусловливает сложность различения данных процессов и их механизмов.

Обучение – это сходные процессы передачи и усвоения опыта, но опыта специальной или профессиональной деятельности человека, который эффективнее усваивается в организованных  формах с участием профессиональных педагогов. И поскольку усвоение опыта профессиональной деятельности невозможно без опыта повседневной жизни, её знаний и ценностей, поэтому процессы обучения неотрывны от воспитания и существуют в постоянном взаимодействии с ними.

Образование – это процессы организации и управления педагогической деятельности, которые существуют как в целостном единстве деятельности  представителей разных учреждений и ведомств – системе образования страны, области и региона, района и города,  так и в деятельности отдельных людей, решающих те или иные организационные задачи. Безусловно, процессы образования не могут существовать изолированно  и независимо от  воспитания и обучения,  представляя собой механизмы их внешней организации,  направляющие их на решение актуальных вопросов общества.

Организованные формы педагогической деятельности  в соответствии с контингентом воспитанников дифференцируются  по возрастному, профессиональному, дефектологическому признаку и по социальной направленности. В результате  образуются специфические и нередко автономные области педагогической деятельности: дошкольное и школьное воспитание,  начальное, среднее и высшее профессиональное обучение,  коррекционное воспитание и обучение (лого-, сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика),  социальные формы воспитания  подростков, родителей,  пенсионеров, правонарушителей, дополнительные формы организации досуговой деятельности людей.

Важнейшие и неизменные качества педагогической деятельности фиксируются в её законах, которые дают обобщённую характеристику этой сложной общественной деятельности:

·                         Педагогическая деятельность – это деятельность всего общества, поскольку каждый из членов общества участвует в ней всю жизнь, выполняя разные роли и функции.

·                         Основное назначение педагогической деятельности – быть источником высшей  ценности общества – гуманности как его основы.

·                         Педагогическая деятельность устремлена к лучшему будущему.

·                         Ориентирование в жизни и коррекция деятельности каждого члена общества в соответствии с идеалами общества и стремлениями данного индивида – постоянные и важнейшие задачи педагогической деятельности.

·                         Педагогическая деятельность всегда осуществляется во взаимодействии воспитанников и педагогов.

·                         Активность и самостоятельность воспитанников – основа эффективности педагогической деятельности.

·                         Научить никого и ничему нельзя, можно лишь помочь учиться.

·                         Разнообразие форм педагогической деятельности свидетельствует о всеобщей её необходимости, сложности и многогранности.

·                         Педагогическая деятельность в своих стихийных формах выступает как атрибутивное качество  (сторона, аспект) самой жизни.

·                         Взаимосвязь со всеми формами жизни человеческого общества – главный источник совершенствования педагогической деятельности и условие  эффективности.

Предложенная трактовка педагогической деятельности актуализирует целый ряд вопросов об изучении  потребностей разных типов воспитанников, о пересмотре существующих представлений о методах воспитания, обучения и средствах педагогического общения, а также об уточнении терминологии педагогического обихода, наконец, о необходимости общепедагогической подготовки на разных уровнях воспитания и обучения. Вместе с тем, данная трактовка педагогической деятельности позволяет осмыслить её категориальный статус сегодня и, в соответствии с ней, уточнить педагогические категории, что, бесспорно, будет значительным вкладом в развитие педагогической науки и практики.

 

Библиографический список

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению