|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Л.М. Кадцын К проблеме о
сущности педагогической деятельности Обращаясь
к педагогическому наследию прошлого, мы говорим о педагогической деятельности конкретных личностей. На наш взгляд,
данное понятие требует специального рассмотрения. Педагогическая
деятельность хорошо знакома всем, поскольку каждый из нас (все члены
общества) вовлечён в эту деятельность с рождения и участвует в ней всю жизнь.
Педагогом в античности первоначально называли раба, который водил детей в
школу, затем вольнонаёмных граждан,
работающих учителями в школе. Так, слово «педагог» стало синонимом слова «учитель» и позднее –
русских слов «наставник», «воспитатель»; словосочетание «педагогическая
деятельность» традиционно означает
«деятельность профессионального педагога» [1, с. 37; 2, с. 24].
Данная трактовка соответствует представлению об общественном устройстве,
которое длительное время было авторитарным
и во многом ещё остаётся таковым. С этих позиций педагогическая
деятельность понимается как влиятельная, определяющая и безоговорочная для
послушания и подчинения учеников, а педагог – как непререкаемый авторитет,
носитель истины, мнение которого является законом. В данной парадигме педагог выступает как
субъект, а воспитанник как материал (объект) его деятельности. Отражает ли
эта трактовка современную действительность, способствует ли развитию
педагогической практики и педагогической науки? Сегодня, когда общество
изменяется и наше сознание
освобождается от авторитарных
представлений, изменяется и
педагогическая деятельность, и наше представление о ней. Прежде всего,
является ли деятельность педагога индивидуальной, автономной и независимой от
деятельности воспитанников? Конечно
же, мы должны признать, что
деятельность эта всегда выступает одной из составляющих в совместной
деятельности воспитанников и педагогов и вне такого единства не существует.
Именно совместная деятельность
воспитанников и педагогов (не только профессиональных) и понимается
сегодня как педагогическая
деятельность. Данное, более широкое, представление о педагогической
деятельности, бесспорно, требует уточнения многих положений – о субъектах и
их функциях, формах и назначении, видах и разновидностях, о законах данной деятельности. Состав субъектов
в педагогической деятельности не ограничивается педагогами и воспитанниками.
Значительную роль в этой деятельности играют её организаторы и обслуживающий
персонал, например, директор школы, завуч, библиотекарь – все те, без кого
педагогическая деятельность неосуществима в необходимых для общества формах,
объёме и качестве. И если раньше
организованная педагогическая деятельность
была связана только с подготовкой подрастающего поколения к жизни в
школах и специальных учебных заведениях,
то сегодня она является необходимым элементом разных форм социальной
работы с людьми разного возраста. Конечно, главным субъектом педагогической
деятельности являются воспитанники, основные функции которых – быть
активным в выражении и реализации
своих желаний, интересов как в общении
с педагогом, так и в общении друг с другом. Именно активность
воспитанников является основой
ориентации в деятельности педагога и выступает основным критерием
эффективности педагогической деятельности. Функции педагога в ней – помочь
воспитанникам активно овладевать знаниями, навыками, умениями, познавать
окружающий мир и ориентироваться в
нём, осознавать себя и своё место в этом мире, овладевать опытом жизни людей.
Педагог выступает в роли старшего и опытного товарища, помощника,
консультанта, контролёра и организатора деятельности воспитанников. В этом смысле бытующие в практике выражения
«педагог даёт знания, формирует умения», «педагог учит и передаёт опыт» очень
неточны и неверны по сути. «Научить никого и ничему
нельзя, можно лишь помочь учиться», –
гласит народная мудрость, подчёркивая функции воспитанников и
педагогов. Таким образом, педагог не учит, а помогает учиться, не даёт знания
и формирует навыки, умения, а помогает овладеть знаниями, навыками и
умениями. Задачи и функции организаторов очень многообразны. Основные из них – создание условий для осуществления
педагогической деятельности (материально-технических, финансово-экономических и правовых), её
планирование (перспективное и оперативное) и контроль. В прошлом
данные аспекты педагогической деятельности практически не рассматривались, а
отдельные вопросы фактически решались
усилиями самих педагогов. Лишь с появлением университетов эти задачи были
признаны актуальными и в конце ХVIII столетия стали в
европейских странах предметом деятельности специальных учреждений – министерств и департаментов
просвещения и образования. Сегодня работники развитой системы
образования выполняют важные
общественные функции. Педагогическая
деятельность может осуществляться стихийно,
непреднамеренно, неосознанно и
неорганизованно, но может быть осознанной и организованной. Среди
её форм следует выделить стихийные,
преднамеренные и
планово-организованные. Стихийные – это разнообразные формы общественной
жизни и нашего ежедневного общения.
Осуществляемые нами постоянно, они не являются чисто педагогическими.
Однако назидательная направленность
является в этих формах одним из
аспектов (компонентов); часто он не самый важный, но обязательно
присутствует. При этом роли и функции субъектов общения в
назидательном плане не фиксируются и не контролируются. Преднамеренное, но недостаточно организованное общение осуществляется дома,
на работе, во время отдыха и в процессе общественной работы. В отличие
от стихийных форм общения назидательные
вопросы здесь осознанно инициируются либо совместно, либо кем-то из
участников общения, берущих на себя функции организаторов. Поучительная направленность данных форм общения является
очень важной, хотя может не быть главной. Определены здесь и роли участников
педагогического общения, но функции педагогов и организаторов, как
правило, выполняют непрофессионалы,
поэтому подобное общение нередко
оказывается недостаточно эффективным. В
планово-организованной педагогической деятельности ясно определены роли всех субъектов;
высшей формой, выступающей целостной единицей этой деятельности, является
педагогический процесс, в котором наиболее органично реализуется совокупная
деятельность всех субъектов и
раскрывается её специфика. Таким образом,
педагогическая деятельность, осуществляемая в разнообразных формах всеми членами общества, связана с
процессами передачи и усвоения социально-культурного опыта, адаптации и
ориентации в жизни, а в целом с
процессами социализации и развития как всего общества, так и каждого из её членов. Основная цель этой
совокупной деятельности общества – совершенствование его гуманной основы и
гуманистической направленности развития. Она является источником гуманности
как высшей ценности жизни общества – тех его качеств, которые отличают жизнь
человека от жизни животного. Педагогическая
деятельность выполняет и более прагматическую функцию – ориентации
в окружающей жизни, адаптации к её явлениям, требованиям и изменениям. Важно, что она всегда ориентирует на лучшее
в опыте и преодоление существующих недостатков. В этом смысле педагогическая
деятельность направлена к будущему, можно сказать, является идеалистической
по своей сути и потому выступает источником интереса к разным областям знания
человека, т.е. источником познавательной и исследовательской деятельности
человека. Видами
педагогической деятельности являются воспитание, обучение и образование. Воспитание – это процессы
передачи и усвоения социально-культурного опыта повседневной, гражданской
жизни, которые могут осуществляться и
в стихийных, и в планово-организованных формах. В стихийных формах процессы
воспитания выступают как автономные по
отношению к процессам обучения и образования. Более того, данные формы
воспитания выступают как атрибутивное качество (сторона, аспект) всех форм
и видов деятельности человеческого
общества. В организованных формах
процессы воспитания осуществляются неотрывно от процессов обучения и
образования, слиты с ними в один процесс, что и обусловливает сложность
различения данных процессов и их механизмов. Обучение – это сходные
процессы передачи и усвоения опыта, но опыта специальной или профессиональной
деятельности человека, который эффективнее усваивается в организованных формах с участием профессиональных
педагогов. И поскольку усвоение опыта профессиональной деятельности
невозможно без опыта повседневной жизни, её знаний и ценностей, поэтому
процессы обучения неотрывны от воспитания и существуют в постоянном
взаимодействии с ними. Образование – это процессы
организации и управления педагогической деятельности, которые существуют как в
целостном единстве деятельности
представителей разных учреждений и ведомств – системе образования
страны, области и региона, района и города,
так и в деятельности отдельных людей, решающих те или иные
организационные задачи. Безусловно, процессы образования не могут
существовать изолированно и независимо от
воспитания и обучения,
представляя собой механизмы их внешней организации, направляющие их на решение актуальных
вопросов общества. Организованные
формы педагогической деятельности в
соответствии с контингентом воспитанников дифференцируются по возрастному, профессиональному,
дефектологическому признаку и по социальной направленности. В результате образуются специфические и нередко
автономные области педагогической деятельности: дошкольное и школьное
воспитание, начальное, среднее и
высшее профессиональное обучение,
коррекционное воспитание и обучение (лого-, сурдо-,
тифло- и олигофренопедагогика), социальные формы воспитания подростков, родителей, пенсионеров, правонарушителей, дополнительные
формы организации досуговой деятельности людей. Важнейшие и
неизменные качества педагогической деятельности фиксируются в её законах,
которые дают обобщённую характеристику этой сложной общественной
деятельности: ·
Педагогическая деятельность – это деятельность всего
общества, поскольку каждый из членов общества участвует в ней всю жизнь,
выполняя разные роли и функции. ·
Основное назначение педагогической деятельности –
быть источником высшей ценности
общества – гуманности как его основы. ·
Педагогическая деятельность устремлена к лучшему
будущему. ·
Ориентирование в жизни и коррекция деятельности
каждого члена общества в соответствии с идеалами общества и стремлениями
данного индивида – постоянные и важнейшие задачи педагогической деятельности. ·
Педагогическая деятельность всегда осуществляется во
взаимодействии воспитанников и педагогов. ·
Активность и самостоятельность воспитанников – основа
эффективности педагогической деятельности. ·
Научить никого и ничему нельзя, можно лишь помочь
учиться. ·
Разнообразие форм педагогической деятельности
свидетельствует о всеобщей её необходимости, сложности и многогранности. ·
Педагогическая деятельность в своих стихийных формах
выступает как атрибутивное качество
(сторона, аспект) самой жизни. ·
Взаимосвязь со всеми формами жизни человеческого
общества – главный источник совершенствования педагогической деятельности и
условие эффективности. Предложенная
трактовка педагогической деятельности актуализирует целый ряд вопросов об
изучении потребностей разных типов воспитанников,
о пересмотре существующих представлений о методах воспитания, обучения и
средствах педагогического общения, а также об уточнении терминологии
педагогического обихода, наконец, о необходимости общепедагогической
подготовки на разных уровнях воспитания и обучения. Вместе с тем, данная
трактовка педагогической деятельности позволяет осмыслить её категориальный
статус сегодня и, в соответствии с ней, уточнить педагогические категории,
что, бесспорно, будет значительным вкладом в развитие педагогической науки и
практики. Библиографический
список 1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001. 2. Сластенин В.А. и др.
Педагогика. М., 1998. |
|
||
|
|
|
|
|