|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ.
Екатеринбург, 3 марта 2004 г. К.М. Ольховиков, Е.Ю. Петрова Социальное и педагогическое
наследие А.С. Макаренко На протяжении многих десятилетий
наследие А. С. Макаренко является причиной дискуссий в педагогике,
обостряющихся в периоды радикальных социально-экономических изменений. Как
правило, это столкновение различных позиций в области идеологии и морали,
расхождение взглядов на ценности, положенные в основу той или иной концепции
педагогики. Творчество А. С. Макаренко выступает как осмысление и
реализация в педагогике новых ценностей, которые общество вырабатывало в
период кризиса, смены социально-экономической парадигмы. Исследователи
утверждают, что Макаренко внёс ощутимый вклад в развитие социальной и
педагогической психологии, этики, социологии. Отмечают также значимость его
наследия для развития экономической науки. Отличительной чертой педагогики А.С. Макаренко составляет отрицание грубо
политизированного подхода к социально-педагогическим ценностям. Центральное
место в его системе социально-этических воззрений занимают идеалы социализма
и коммунизма, под которыми он подразумевает прежде всего человеческую
солидарность, справедливость, уважение к труду, ценность личности. Поэтому
макаренковское понимание социалистической идеи и её реализация в воспитании
значительно опережают своё время и отнюдь не совпадают с теорией и практикой
строящегося государственного социализма. Этим объясняется тот факт, что
деятельность А.С. Макаренко одновременно и поддерживалась властями, и
вызывала упорное сопротивление. Под воспитанием Макаренко понимает процесс организации
жизни детей, накопление ими опыта правильного поведения и вместе с тем
повышение их сознательности на основе разумно организованного опыта.
Политическое и этическое образование, эстетическое просвещение включаются в
систему воспитания. По мнению Макаренко, единство воспитания и жизни приводит
к единству сознания и поведения. Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко обычно
ассоциируется прежде всего с понятием «коллектив». Термин «коллектив»
Макаренко использовал как синоним понятий общины и коммуны. Основным принципом своего воспитания Макаренко считал не
просто трудовое воспитание как воспитание труженика, а хозяйственное
воспитание, т.е. выработку у человека умений и навыков коллективного
хозяйствования, формирование трудовой морали. Работа А.С. Макаренко со специфическим контингентом детей
иногда рассматривается как опыт перевоспитания «трудных» детей в «закрытом»
учреждении, неприемлемый для воспитания «нормальных» детей в учреждениях обычного
типа. Данный вывод игнорирует ряд весьма важных обстоятельств. Во-первых, в
гуманитарном знании значимые открытия нередко совершались именно на
«специфическом» материале. Во-вторых, не учитывается его девятилетний опыт
работы в обычной школе. В-третьих, его учреждения с самого начала было
организованы как «открытые» учреждения (без заборов и сторожей), где
действовал принцип добровольного пребывания в них. Наследие А. С. Макаренко – уникальный в истории педагогики
результат органического сочетания длительной (25 лет!) и успешной
практической педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике и
разработки педагогических основ художественно-эстетического освоения
действительности. Опираясь на эти три главных метода познания в их единстве,
А.С. Макаренко вплотную подошёл к воспитанию и развитию целостной
человеческой личности в гармонической связи трёх её главных начал:
практически-волевого, эмоционально-эстетического и интеллектуально-научного. Сегодня возникает
вопрос о возможности применения системы Макаренко в современных условиях. С
одной стороны, система достаточно детально разработана, подкреплена
практикой, с другой – педагогическая ситуация изменилась и соответственно
требует изменений в методах, т.е. система Макаренко безусловно должна быть
модернизирована. Но в таком случае это уже будет воспитание не по системе
Макаренко. Таким образом, возникает проблема целесообразности использования
системы воспитания Макаренко в современных условиях, проблема оценки: либо
система Макаренко – это феномен своего времени, либо его идеи сохраняют
актуальность и по сегодняшний день. |
|
||
|
|
|
|
|