«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

К.М. Ольховиков, Е.Ю. Петрова

 

Социальное и педагогическое наследие А.С. Макаренко

На протяжении многих десятилетий наследие А. С. Макаренко является причиной дискуссий в педагогике, обостряющихся в периоды радикальных социально-экономических изменений. Как правило, это столкновение различных позиций в области идеологии и морали, расхождение взглядов на ценности, положенные в основу той или иной концепции педагогики.

Творчество А. С. Макаренко выступает как осмысление и реализация в педагогике новых ценностей, которые общество вырабатывало в период кризиса, смены социально-экономической парадигмы. Исследователи утверждают, что Макаренко внёс ощутимый вклад в развитие социальной и педагогической психологии, этики, социологии. Отмечают также значимость его наследия для развития экономической науки.

Отличительной чертой педагогики А.С. Макаренко  составляет отрицание грубо политизированного подхода к социально-педагогическим ценностям. Центральное место в его системе социально-этических воззрений занимают идеалы социализма и коммунизма, под которыми он подразумевает прежде всего человеческую солидарность, справедливость, уважение к труду, ценность личности. Поэтому макаренковское понимание социалистической идеи и её реализация в воспитании значительно опережают своё время и отнюдь не совпадают с теорией и практикой строящегося государственного социализма. Этим объясняется тот факт, что деятельность А.С. Макаренко одновременно и поддерживалась властями, и вызывала упорное сопротивление.

Под воспитанием Макаренко понимает процесс организации жизни детей, накопление ими опыта правильного поведения и вместе с тем повышение их сознательности на основе разумно организованного опыта. Политическое и этическое образование, эстетическое просвещение включаются в систему воспитания. По мнению Макаренко, единство воспитания и жизни приводит к единству сознания и поведения.

Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко обычно ассоциируется прежде всего с понятием «коллектив». Термин «коллектив» Макаренко использовал как синоним понятий общины и коммуны.

Основным принципом своего воспитания Макаренко считал не просто трудовое воспитание как воспитание труженика,  а хозяйственное воспитание, т.е. выработку у человека умений и навыков коллективного хозяйствования, формирование трудовой морали.

Работа А.С. Макаренко со специфическим контингентом детей иногда рассматривается как опыт перевоспитания «трудных» детей в «закрытом» учреждении, неприемлемый для воспитания «нормальных» детей в учреждениях обычного типа. Данный вывод игнорирует ряд весьма важных обстоятельств. Во-первых, в гуманитарном знании значимые открытия нередко совершались именно на «специфическом» материале. Во-вторых, не учитывается его девятилетний опыт работы в обычной школе. В-третьих, его учреждения с самого начала было организованы как «открытые» учреждения (без заборов и сторожей), где действовал принцип добровольного пребывания в них.

Наследие А. С. Макаренко – уникальный в истории педагогики результат органического сочетания длительной (25 лет!) и успешной практической педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике и разработки педагогических основ художественно-эстетического освоения действительности. Опираясь на эти три главных метода познания в их единстве, А.С. Макаренко вплотную подошёл к воспитанию и развитию целостной человеческой личности в гармонической связи трёх её главных начал: практически-волевого, эмоционально-эстетического и интеллектуально-научного.

Сегодня возникает вопрос о возможности применения системы Макаренко в современных условиях. С одной стороны, система достаточно детально разработана, подкреплена практикой, с другой – педагогическая ситуация изменилась и соответственно требует изменений в методах, т.е. система Макаренко безусловно должна быть модернизирована. Но в таком случае это уже будет воспитание не по системе Макаренко. Таким образом, возникает проблема целесообразности использования системы воспитания Макаренко в современных условиях, проблема оценки: либо система Макаренко – это феномен своего времени, либо его идеи сохраняют актуальность и по сегодняшний день.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению