«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

И.С. Бусыгина

 

Вклад Макаренко в социальную психологию

Более 40 лет наследие А.С. Макаренко принято трактовать как педагогическое. Только к 1990-м г. в России начали более широко воспринимать его наследие без узко-педагогических штампов и установок. Свидетельством международного признания наследия Макаренко стало решение ЮНЕСКО о четырёх педагогах, определивших стиль психолого-педагогического мышления в ХХ в., таких, как Дьюи, Монтессори, Кершенштейнер и А.С. Макаренко.

Смыслом образования и воспитания принято считать формирование «социально-вменяемой личности», её успешную адаптацию и социализацию в обществе. Безусловно, качество воспитания и образования зависит от социальной ситуации в конкретное историческое время.

Социальную ситуацию в тот исторический период, когда жили Макаренко и его воспитанники, характеризовал ряд негативных явлений. Это, прежде всего, последствия Гражданской войны – большое количество беспризорников, сирот; засуха и голод; крайне тяжёлое экономическое положение; психологический разрыв между ценностями и установками поколений, крестьяне из окружающих макаренковские колонии деревень не отличались высокой культурой – постоянные пьяные драки и распри, хаос и смута; всё это являлось прямым следствием разрушений старой идеологии (веры в монархию, Бога) при отсутствии сформированной новой и т.д..; и, наконец, для того периода характерна крайне низкая ценность человеческой жизни вообще и детской в частности.

 Таким образом, психологическая ситуация того периода в целом была предельно нестабильной, как следствие психика ребёнка не выдерживала, ломалась. Дети рано взрослели, оказывались предоставленными сами себе, у них не существовало сформированных опор, на которые он мог ориентироваться, образцов для подражания. В результате эти ориентиры он был вынужден находить самостоятельно в своей среде, стихийно; они помогали выжить, но не делали ребёнка счастливым.

Таковы были условия, в которых предстояло родиться новой личности. Здесь отчётливо можно констатировать первую и основную социально-психологическую установку, предложенную А.С.Макаренко. Пожалуй, одним из первых в отечественной психолого-педагогической науке он начал относиться к ребёнку не как к низкоресурсному существу, не как к преступнику, т.е. не только не полезному, но и вредному для социума персонажу, а как к маленькому, но человеку, который попал в беду и которому нужна поддержка, маленькая жизнь которого не менее ценна для общества, нежели жизнь взрослого человека.

    В основе позиции Макаренко кладёт горьковский постулат ценности человека, его огромном потенциале, реализуемом при условии «как можно большего уважения к человеку, как можно большего требования к нему». А это значит, что в центре психолого-педагогических воздействий, по Макаренко, находится личность, а не коллектив, как принято считать.

Это – пример классического гуманистического подхода в психологии, родоначальником которого был ещё Коменский, но который в России не был реализован по отношению к ребёнку вплоть до ХХ века.

В начале 20-х годов ХХ века Макаренко ставит перед собой вполне конкретные цели – возвратить беспризорникам качества «социально вменяемого» человека.

С неизбежностью перед ним встали вопросы: как это сделать? Какими средствами воспитывать ребёнка, имеющего опыт, который зачастую и не снился самому воспитателю? Он обращается к специальной литературе в надежде найти такие психолого-педагогические теории, согласно которым можно выстроить практику воспитания этих детей, и приходит к выводу, что таких теорий нет. Тогда Макаренко, руководствуясь собственными практическими наработками, приступает к формированию системы чётких и понятных вначале внешних ориентиров, в которой человек должен воспитываться, которая затем постепенно станет внутренней (интериоризируется). Что это за ориентиры?

1) Макаренко противопоставляет хаосу и смуте времени идеально организованное хозяйство колонии и коммуны. Оранжереи с цветами, теплицы, чистота и ухоженность спален, столовой, служебных помещений, форма воспитанников, ритуалы, чёткий ритм всего учреждения – дают достаточное основание сказать, что дисциплина   как первый психологический ориентир воспитания, это не просто условие воспитания, а процесс воспитания и его результат.

Фактический девиз коммун Макаренко: настоящая жизнь начинается с наведения порядка и красоты, и эта переделка – в твоих руках!

2) Макаренко отрицает наличие специфической «дефективной» психики. Отклоняющееся поведение свидетельствует для него о неправильных взаимоотношениях личности с обществом. Отсюда перевоспитание – это не какой-то особый по сравнению с обычным воспитанием процесс, требующий специальной логики. Преобразовательную активность коллектив должен направлять даже не на саму личность, а на её производное – опыт. Воспитание – это целенаправленный процесс формирования социально ценного опыта. Это зарождение новых мотивов поведения, привычек, чувств, отношений с людьми –  «ближними» и «дальними».

          Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу, что носителем новых моральных норм в социально-психологическом смысле у Макаренко оказывается группа малолетних правонарушителей, сумевшая в самые короткие сроки не только восстановить себя до социально ожидаемой нормы, но и подняться до социального творчества.

3) В особой ситуации, когда сама окружающая действительность не имеет смысловых и ценностных ориентиров, на которых возможно воспитывать нового человека, А. Макаренко предлагает в качестве такого ориентира мечту - с учётом ближних и дальних перспектив, причём позитивно окрашенных и имеющих отклик, эмоциональную опору в каждом дне каждого ребёнка.

Психологический смысл этого – работа на резерв и ресурс личности (вся отечественная традиционная педагогика традиционно строилась не запрете негативного поведения: здесь – наоборот, о прошлом негативе мы не вспоминаем – о прошлом запрещено говорить, даже старую одежду мы сжигаем…).

А.С. Макаренко – противник психологии потребителя, возводящего в абсолют материальные блага и культивирующего простое приспособление человека к существующему порядку вещей. Пафос его общинно-коллективистской педагогики - социальный оптимизм, устремлённость в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.

4) ещё одна психологическая интенция в творчестве АМ – идея соединить принцип свободы и достоинства личности с представлениями личности о долге по отношению к другим членам общества. Причём Макаренко не только даёт обоснование, но и создаёт в своём воспитательном опыте технологию соединения свободы и долга, свободы и дисциплины.

Суть этой технологии можно определить посредством современного психологического понятия ротации. Воспитание осуществляется через присвоение ребёнком социальной роли, которые меняются в зависимости от ситуации. Каждый должен уметь руководить, подчиняться, слушать и выполнять, командовать и принимать решения за всех. Отношения ответственной зависимости – социально-психологическое и этико-педагогическое открытие Макаренко (в современной социально-психологической терминологии – фукционально-ролевое распределение в группе), получившее достойную оценку в современных работах. Для воспитания равноправных, а не просто равностоящих будущих граждан Макаренко выстраивал сложную структуру зависимостей и подчинений в коллективе. Он намеренно шёл по линии всё большего переплетения, усложнения отношений ответственной зависимости отдельных уполномоченных коллектива, чтобы функции подчинения и приказания как можно чаще встречались, а ребята упражнялись не в одних и тех же ролях, а в гибком умении как приказать, так и подчиниться без ущерба для достоинства личности, для предотвращения появления «пожизненных командиров» (пример – завоевание Курежа: роли распределены так, что каждый чувствовал ответственность за других воспитанников и имел при этом общественно значимую социальную цель).

Т.о., феномен права интерпретируется через переживание, через «эмоцию долга» Нравственный рост воспитанника начинается с переживания им хозяйственной заботы, ответственности, порождающего переживание ценности (достоинства) своего коллектива в виде долга и чести. Согласно этой логике дисциплина – результат воспитания. Критерием дисциплинированности  является совесть («поступок наедине»). Глубокая включённость в общеколлективную жизнь в виде переживания даёт право на ответственность, право на наказание. Традиционное этическое противоречие между долгом и желанием (счастьем) Макаренко разрешает в форме долга и свободы. Основанием долга должны быть правовые взаимоотношения, установившиеся в обществе и коллективе как его производном.

5) В социально-психологическом наследии Макаренко теоретически наиболее полно отрефлексированы структура коллектива, а также стадии (уровни) его развития. Следует иметь в виду, что каждый элемент организационной структуры в опыте Макаренко был оптимально «приспособлен» для решения конкретных воспитательных задач. Новаторским решением Макаренко было выделение такой структурной единицы как первичный коллектив (ПК), представляющий собой малую группу численностью от 7 до 15 человек, через которую воспитанник связан с целым (большим) коллективом (на Западе аналогичное открытие сделано Ч.Кули и носит название «первичной группы»). Принципы построения ПК – производственный и разновозрастной (реже возрастной) обеспечивали, во-первых, межличностную совместимость детей, «чувство защищённости», а во-вторых, многообразие интересов, увлечений, знаний, стремлений, приносимых воспитанниками извне. Такой ПК не исчерпывался интересами школьными, учебными, или только производственными, а являлся их особым сплавом. Поэтому каждый ПК в макаренковских учреждениях выражает или способен выражать интересы целого коллектива. Это чрезвычайно ценное изобретение Макаренко, позволяющее практически решать такую фундаментальную задачу как связь интересов личности с коллективом, а через него – и в целом с обществом.

          6) Относительно конфликтных ситуаций Макаренко исходит из того, что не существует  раз и навсегда найденного способа урегулирования конфликта. Это всегда коллизия. Предлагаемая Макаренко «технология» разрешения конфликта содержит несколько принципиальных положений:

1.     Личность не должна оказаться в катастрофическом положении.

2.     Педагог имеет право на риск.

3.     Главное в разрешении конфликта - поиски компромисса.

          Макаренко создаёт коллектив, который позволял проявляться индивидуальности, но без страха перед ней, ценой потери целого. Коллектив колонии и коммуны обеспечил реальные условия для развития личности, для её интенсивного культурного роста. Вывод Макаренко о том, что максимума своих возможностей – быть гарантом прав для каждой личности – коллектив достиг только тогда, когда дисциплина стала фактом жизни. Об осуществлении главной социальной функции коллектива – гармонизации интересов личности и общества - свидетельствует сам факт преодоления отчуждения антиобщественных девиаций поведения трёх тысяч выпускников колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского.   Таким образом, коллектив выступает не как инструмент подавления, а как опора для развития личности. Идеологически акцент на коллективе был выгоден государству (ведь в тоталитарном обществе приоритета личности быть не может, все должны быть «серыми» – так ими легче управлять!), поэтому подобная оценка деятельности Макаренко долго была принята у современников. Но первична у Макаренко была именно личность! Он обращает внимание на то, как человек воспринимает события, его ценности. Одно из основных положений личностно-социальной концепции Макаренко – это развитие качеств личности, позволяющих быть хозяином и творцом собственной жизни (сегодня учреждения, работающие с детьми, оставленными без попечения родителей, к сожалению, формируют иждивенческие установки).

Говоря о необходимости «проектировки личности», создании комплексной программы человеческого характера, Макаренко «опередил» современные программы и карты реабилитации, содержащие в основном описание условий жизни ребёнка, характера взаимоотношений и перечень реабилитационных мероприятий. Проблемы, возникающие сегодня в ходе социально-психологической реабилитации (особенно на постреабилитационном этапе) можно объяснить, кроме того, «слабостью и неясностью перспективы» и отсутствием уверенности в завтрашнем дне, характерной для нашего общества, в то время как педагогическую систему Макаренко отличает наличие открытой жизненной перспективы как для личности, так и для целого коллектива. Существует ещё множество педагогических принципов, сформулированных А.С. Макаренко, использование которых могло бы способствовать успешному решению проблем реабилитации детства: принцип связи воспитания с жизнью, принцип уважения и требования к личности, принципы педагогического оптимизма и параллельного действия и др. Однако для успешного применения макаренковской педагогики в современных условиях требуется большое творчество, требуется душа, личность. В это дело надо вложить вашу собственную личность.

Возможно, для этого же необходима особая социальная ситуация, отсутствие единой концепции воспитания.

Но личность педагога – пожалуй, наиважнейшее условие, обеспечивающее эффективное воспитание, грамотную социализацию личности ребёнка.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению