|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. И.С. Бусыгина Вклад Макаренко в социальную
психологию Более 40
лет наследие А.С. Макаренко принято трактовать как педагогическое. Только к
1990-м г. в России начали более широко воспринимать его наследие без
узко-педагогических штампов и установок. Свидетельством международного
признания наследия Макаренко стало решение ЮНЕСКО о четырёх педагогах,
определивших стиль психолого-педагогического мышления в ХХ в., таких, как
Дьюи, Монтессори, Кершенштейнер и А.С. Макаренко. Смыслом образования и воспитания принято считать формирование
«социально-вменяемой личности», её успешную адаптацию и социализацию в
обществе. Безусловно, качество воспитания и образования зависит от социальной
ситуации в конкретное историческое время. Социальную ситуацию в тот
исторический период, когда жили Макаренко и его воспитанники, характеризовал
ряд негативных явлений. Это, прежде всего, последствия Гражданской войны –
большое количество беспризорников, сирот; засуха и голод; крайне тяжёлое
экономическое положение; психологический разрыв между ценностями и
установками поколений, крестьяне из окружающих макаренковские колонии
деревень не отличались высокой культурой – постоянные пьяные драки и распри,
хаос и смута; всё это являлось прямым следствием разрушений старой идеологии
(веры в монархию, Бога) при отсутствии сформированной новой и т.д..; и,
наконец, для того периода характерна крайне низкая ценность человеческой
жизни вообще и детской в частности. Таким образом, психологическая ситуация того
периода в целом была предельно нестабильной, как следствие психика ребёнка не
выдерживала, ломалась. Дети рано взрослели, оказывались предоставленными сами
себе, у них не существовало сформированных опор, на которые он мог
ориентироваться, образцов для подражания. В результате эти ориентиры он был
вынужден находить самостоятельно в своей среде, стихийно; они помогали
выжить, но не делали ребёнка счастливым. Таковы были условия, в которых
предстояло родиться новой личности. Здесь отчётливо можно констатировать
первую и основную социально-психологическую установку, предложенную
А.С.Макаренко. Пожалуй, одним из первых в отечественной
психолого-педагогической науке он начал относиться к ребёнку не как к
низкоресурсному существу, не как к преступнику, т.е. не только не полезному,
но и вредному для социума персонажу, а как к маленькому, но человеку, который
попал в беду и которому нужна поддержка, маленькая жизнь которого не менее
ценна для общества, нежели жизнь взрослого человека. В
основе позиции Макаренко кладёт горьковский постулат ценности человека, его
огромном потенциале, реализуемом при условии «как можно большего уважения к
человеку, как можно большего требования к нему». А это значит, что в центре
психолого-педагогических воздействий, по Макаренко, находится личность, а не
коллектив, как принято считать. Это – пример классического гуманистического подхода в психологии,
родоначальником которого был ещё Коменский, но который в России не был
реализован по отношению к ребёнку вплоть до ХХ века. В начале 20-х годов ХХ века Макаренко ставит перед собой вполне конкретные
цели – возвратить беспризорникам
качества «социально вменяемого» человека. С неизбежностью перед ним встали
вопросы: как это сделать? Какими средствами воспитывать ребёнка, имеющего
опыт, который зачастую и не снился самому воспитателю? Он обращается к
специальной литературе в надежде найти такие психолого-педагогические теории,
согласно которым можно выстроить практику воспитания этих детей, и приходит к
выводу, что таких теорий нет. Тогда Макаренко, руководствуясь собственными
практическими наработками, приступает к формированию системы чётких и
понятных вначале внешних ориентиров, в которой человек должен воспитываться,
которая затем постепенно станет внутренней (интериоризируется). Что это за
ориентиры? 1) Макаренко противопоставляет хаосу и смуте времени идеально
организованное хозяйство колонии и коммуны. Оранжереи с цветами, теплицы,
чистота и ухоженность спален, столовой, служебных помещений, форма
воспитанников, ритуалы, чёткий ритм всего учреждения – дают достаточное
основание сказать, что дисциплина –
как первый психологический ориентир воспитания, это не просто условие
воспитания, а процесс воспитания и его результат. Фактический девиз коммун Макаренко: настоящая жизнь
начинается с наведения порядка и красоты, и эта переделка – в твоих руках! 2) Макаренко отрицает наличие специфической «дефективной» психики.
Отклоняющееся поведение свидетельствует для него о неправильных
взаимоотношениях личности с обществом. Отсюда перевоспитание – это не
какой-то особый по сравнению с обычным воспитанием процесс, требующий
специальной логики. Преобразовательную
активность коллектив должен
направлять даже не на саму личность, а на её производное – опыт. Воспитание –
это целенаправленный процесс формирования социально ценного опыта. Это
зарождение новых мотивов поведения, привычек, чувств, отношений с людьми
– «ближними» и «дальними». Таким
образом, мы приходим к парадоксальному выводу, что носителем новых моральных норм в социально-психологическом смысле у
Макаренко оказывается группа малолетних правонарушителей, сумевшая в
самые короткие сроки не только восстановить себя до социально ожидаемой
нормы, но и подняться до социального творчества. 3) В особой ситуации, когда сама окружающая действительность не имеет
смысловых и ценностных ориентиров, на которых возможно воспитывать нового
человека, А. Макаренко предлагает в качестве такого ориентира мечту - с учётом ближних и дальних
перспектив, причём позитивно окрашенных и имеющих отклик, эмоциональную опору
в каждом дне каждого ребёнка. Психологический смысл этого – работа на резерв и
ресурс личности (вся отечественная традиционная педагогика традиционно
строилась не запрете негативного поведения: здесь – наоборот, о прошлом
негативе мы не вспоминаем – о прошлом запрещено говорить, даже старую одежду
мы сжигаем…). А.С. Макаренко – противник психологии потребителя,
возводящего в абсолют материальные блага и культивирующего простое
приспособление человека к существующему порядку вещей. Пафос его
общинно-коллективистской педагогики - социальный оптимизм, устремлённость в
будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества. 4) ещё одна психологическая интенция в творчестве АМ – идея соединить
принцип свободы и достоинства личности с представлениями личности о долге по
отношению к другим членам общества. Причём Макаренко не только даёт
обоснование, но и создаёт в своём воспитательном опыте технологию соединения свободы и долга, свободы и дисциплины. Суть этой технологии можно определить посредством современного
психологического понятия ротации. Воспитание осуществляется через присвоение
ребёнком социальной роли, которые меняются в зависимости от ситуации. Каждый
должен уметь руководить, подчиняться, слушать и выполнять, командовать и
принимать решения за всех. Отношения ответственной зависимости –
социально-психологическое и этико-педагогическое открытие Макаренко (в
современной социально-психологической терминологии – фукционально-ролевое
распределение в группе), получившее достойную оценку в современных работах.
Для воспитания равноправных, а не просто
равностоящих будущих граждан
Макаренко выстраивал сложную структуру зависимостей и подчинений в
коллективе. Он намеренно шёл по линии всё большего переплетения, усложнения
отношений ответственной зависимости отдельных уполномоченных коллектива, чтобы
функции подчинения и приказания как можно чаще встречались, а ребята
упражнялись не в одних и тех же ролях, а в гибком умении как приказать, так и
подчиниться без ущерба для достоинства личности, для предотвращения появления
«пожизненных командиров» (пример – завоевание Курежа: роли распределены так,
что каждый чувствовал ответственность за других воспитанников и имел при этом
общественно значимую социальную цель). Т.о., феномен права интерпретируется через переживание, через «эмоцию
долга» Нравственный рост воспитанника начинается с переживания им хозяйственной заботы, ответственности, порождающего переживание ценности (достоинства)
своего коллектива в виде долга и чести. Согласно этой логике дисциплина – результат воспитания. Критерием
дисциплинированности является совесть («поступок наедине»). Глубокая
включённость в общеколлективную жизнь в виде переживания даёт право на
ответственность, право на наказание. Традиционное этическое противоречие
между долгом и желанием (счастьем) Макаренко разрешает в форме долга и
свободы. Основанием долга должны быть правовые
взаимоотношения, установившиеся в обществе и коллективе как его производном. 5) В социально-психологическом наследии Макаренко теоретически наиболее
полно отрефлексированы структура коллектива, а также стадии (уровни) его развития. Следует иметь
в виду, что каждый элемент организационной структуры в опыте Макаренко был
оптимально «приспособлен» для решения конкретных воспитательных задач.
Новаторским решением Макаренко было выделение такой структурной единицы как первичный коллектив (ПК), представляющий собой малую группу численностью от
7 до 15 человек, через которую воспитанник связан с целым (большим)
коллективом (на Западе аналогичное открытие сделано Ч.Кули и носит название
«первичной группы»). Принципы построения ПК – производственный и
разновозрастной (реже возрастной) обеспечивали, во-первых, межличностную
совместимость детей, «чувство защищённости», а во-вторых, многообразие
интересов, увлечений, знаний, стремлений, приносимых воспитанниками извне.
Такой ПК не исчерпывался интересами школьными, учебными, или только
производственными, а являлся их особым
сплавом. Поэтому каждый ПК в
макаренковских учреждениях выражает или способен выражать интересы целого коллектива. Это чрезвычайно
ценное изобретение Макаренко, позволяющее практически решать такую
фундаментальную задачу как связь интересов личности с коллективом, а через
него – и в целом с обществом. 6) Относительно конфликтных ситуаций Макаренко исходит из
того, что не существует раз и навсегда
найденного способа урегулирования конфликта. Это всегда коллизия. Предлагаемая Макаренко «технология» разрешения
конфликта содержит несколько принципиальных положений: 1. Личность не должна оказаться в катастрофическом
положении. 2. Педагог имеет право на риск. 3. Главное в разрешении конфликта - поиски
компромисса. Макаренко создаёт коллектив, который позволял проявляться
индивидуальности, но без страха перед ней, ценой потери целого. Коллектив
колонии и коммуны обеспечил реальные условия для развития личности, для её
интенсивного культурного роста. Вывод Макаренко о том, что максимума своих
возможностей – быть гарантом прав для каждой личности – коллектив
достиг только тогда, когда дисциплина стала фактом жизни. Об осуществлении
главной социальной функции коллектива
– гармонизации интересов личности и общества - свидетельствует сам факт
преодоления отчуждения антиобщественных девиаций поведения трёх тысяч
выпускников колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Таким образом,
коллектив выступает не как инструмент подавления, а как опора для развития
личности. Идеологически акцент на коллективе был выгоден государству (ведь в
тоталитарном обществе приоритета личности быть не может, все должны быть
«серыми» – так ими легче управлять!), поэтому подобная оценка деятельности
Макаренко долго была принята у современников. Но первична у Макаренко была
именно личность! Он обращает внимание на то, как человек воспринимает
события, его ценности. Одно из основных положений личностно-социальной
концепции Макаренко – это развитие качеств личности, позволяющих быть
хозяином и творцом собственной жизни (сегодня учреждения, работающие с
детьми, оставленными без попечения родителей, к сожалению, формируют иждивенческие
установки). Говоря о необходимости «проектировки личности»,
создании комплексной программы человеческого характера, Макаренко «опередил»
современные программы и карты реабилитации, содержащие в основном описание
условий жизни ребёнка, характера взаимоотношений и перечень реабилитационных
мероприятий. Проблемы, возникающие сегодня в ходе социально-психологической
реабилитации (особенно на постреабилитационном этапе) можно объяснить, кроме
того, «слабостью и неясностью перспективы» и отсутствием уверенности в
завтрашнем дне, характерной для нашего общества, в то время как
педагогическую систему Макаренко отличает наличие открытой жизненной
перспективы как для личности, так и для целого коллектива. Существует ещё
множество педагогических принципов, сформулированных А.С. Макаренко,
использование которых могло бы способствовать успешному решению проблем
реабилитации детства: принцип связи воспитания с жизнью, принцип уважения и
требования к личности, принципы педагогического оптимизма и параллельного
действия и др. Однако для успешного применения макаренковской педагогики в
современных условиях требуется большое творчество, требуется душа, личность.
В это дело надо вложить вашу собственную личность. Возможно, для этого же необходима особая социальная
ситуация, отсутствие единой концепции воспитания. Но
личность педагога – пожалуй, наиважнейшее условие, обеспечивающее эффективное
воспитание, грамотную социализацию личности ребёнка. |
|
||
|
|
|
|
|