«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Н.Г. Санникова

 

Наследие А.С. Макаренко и проблемы

современной отечественной педагогики

Антон Семёнович Макаренко родился 1 марта 1888 года в небольшом городке Белополье Харьковской губернии. И никогда бы мир не узнал этого имени, если бы он пошёл, скажем,  по стопам своего отца – старшего маляра железнодорожных мастерских. Но жизнь распорядилась иначе. Ему выпало стать творцом педагогики нового времени. Время это было не из лёгких и не из лучших. Но идея создания человека коммунистической формации, берущая своё начало в недрах гуманистической педагогики, не могла оставить равнодушной педагогическую молодёжь, воспитанную на идеалах К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова… Антону Макаренко, по натуре мечтателю и романтику, на роду было написано оставить своё имя в истории педагогики – рядом с этими именами.

О Макаренко написано немало книг, и в каждой из них он предстаёт перед нами как личность глубоко незаурядная. Со школьных лет Антон выделялся среди соучеников глубиной знаний и широтой кругозора. После, будучи студентом Полтавского учительского института, он поражал всех своими необыкновенными способностями. «Никто из студентов не знал столько, сколько знал Макаренко. Даты, факты, события – всё это было ему хорошо известно, всё вспоминалось к месту, являлось веским аргументом в споре. Казалось, невозможно было подыскать такой вопрос, на который бы не смог ответить Макаренко, назвать книгу, которую, бы он не помнил» [3, с. 13 – 14]. При этом «поражали не только изумительная память (он цитировал наизусть целые страницы из произведений Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова, А.М. Горького), но и его желание всё узнать, всё прочитать, всё увидеть… Готовясь к докладу, Макаренко пользовался не одной, двумя или тремя книгами. Он приносил домой кипы книг и успокаивался только тогда, когда каждая из них была обстоятельно изучена» [3, с. 14]. Биографию А.С. Макаренко можно использовать при обучении студентов как учебник по формированию педагога-учёного.

Он прожил недолгую, но феноменальную жизнь. В философии понятие «феномен» интерпретируется как проявление и выражение сущности или идеи. С проявлением сущности А.С. Макаренко как человека, педагога, руководителя, учёного-исследователя и писателя, с его идеями мы сталкиваемся в отечественной педагогике на каждом шагу. Какой области педагогики ни коснёшься, непременно обнаруживаешь, что её основы разработаны Макаренко. Без его идей отечественная педагогика для нас сегодня просто немыслима. Пожалуй, это единственный педагог, который вошёл в историю педагогики, как А.С. Пушкин в историю литературы.

Педагогический феномен А.С. Макаренко уникален, но не только разносторонностью, а, прежде всего, поразительной глубиной, таким постижением педагогической истины, при котором человеку открываются самые сокровенные тайны воспитания. Его педагогические труды поражают своей философичностью и тончайшим психологизмом. Современные во все времена, доступные и понятные для каждого, они действуют на читателей завораживающе и формируют педагогическое мышление даже у людей, далёких от педагогики. А педагогов его работы заставляют думать, искать, творить, создавать свои методики, побуждают хоть в чём-то соответствовать педагогическому гению Макаренко.

У А.С. Макаренко много заслуг перед педагогикой, и одна из них заключается в том, что он раскрыл сущность процесса воспитания как сложнейшего инструмента формирования и развития личности и теоретически обосновал его структуру как взаимосвязь целей, содержания, средств (форм и методов) и результатов воспитания. В его работах содержится огромный содержательный материал по каждому из этих компонентов и интереснейшие рекомендации по управлению воспитательным процессом. Сегодня, когда в литературе так много внимания уделяется воспитательным системам образовательных учреждений, Макаренко и здесь раскрывается для нас по-новому. Для управления воспитательным процессом в своих учреждениях им была создана уникальная система воспитания, главным субъектом управления в которой были сами дети. Макаренко написал о ней немало. В какой-то мере она нашла своё выражение в коммунарской методике И.Иванова. Однако эта система ещё требует нашего осмысления с позиций целостности и целесообразности. Не случайно понятия «целостность» и «целесообразность» имеют один корень. И не случайно в работах Макаренко проблемам целеполагания и целесообразности в педагогике отводится центральное место.

В теории  управления  существует  понятие «дерева целей» как способа упорядочения целей. Это «дерево» даёт возможность руководителю видеть общую стратегию управления системой и ставить конкретные задачи на основе общей идеи. Макаренко определяет эту идею как «наибольшее приближение личности к коммунистическому идеалу» [6, с. 9]. Считая, что «от педагога-теоретика требуется решение проблемы не идеала, а путей к этому идеалу» [4, с. 28.], он определяет эти пути на основе своего «дерева целей», в котором цели по организации и развитию детского коллектива трансформируются в воспитательную цель учреждения, а затем в развёрнутую программу формирования личности воспитанника, его характера.

«Я под целью воспитания, – писал Макаренко, – понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причём в понятие “характер” я вкладываю всё содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убеждённости, и политическое воспитание, и знания – решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться» [6, с. 33].

В последние годы наши образовательные учреждения начали активно проектировать модели своих выпускников. Они очень многообразны по содержанию и многие заслуживают серьёзного внимания. Однако общим для всех недостатком при их формировании чаще всего является отсутствие чёткой программно-целевой установки на развитие личности современного школьника. А.С. Макаренко писал в своё время: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря – он должен ощущать достоинство своё и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закалён, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день» [6, с. 9].

Модель выпускника Макаренко связана с особенностями его времени, она не может быть скопирована нами. Но она должна заставить нас задуматься:  кого же мы желаем воспитать сегодня? И как мы должны это делать?

В сентябре 2003 года в г. Егорьевске Московской области, где провёл последние годы жизни воспитанник и последователь Макаренко С.А. Калабалин, состоялась Международная научно-практическая конференция, посвящённая 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А. Калабалина. В ней приняли участие дети Семёна Афанасьевича – Светлана Семёновна и Антон Семёнович Калабалины, которые всю свою жизнь, как и их отец, посвятили педагогическому делу. Это необыкновенные люди и настоящие профессионалы. В одном из разговоров  А.С. Калабалин сказал о себе, что он такой же, как и все, однако ему посчастливилось увидеть в своей жизни, как надо делать то, что делать надо.

А всем нам посчастливилось, что в своём психолого-педагогическом наследии А.С. Макаренко оставил подробные ответы на эти вопросы: как и что надо делать, чтобы воспитать достойного гражданина своего общества. Удивителен их диапазон в плане тех проблем, которые сегодня решает общая и социальная педагогика. Так, на юбилейной конференции обсуждались проблемы подготовки учителя-воспитателя, педагогического мастерства, духовного, нравственного, культурного, эстетического формирования личности, коллективного и индивидуального подходов к воспитанию, работы в интернатных и пенитенциарных учреждениях и т.д. Все эти проблемы были представлены в свете его идей, и настолько многоаспектно, будто речь шла не об одном, а по крайней мере о десятке педагогов:    «А.С. Макаренко о профессиональной компетенции учителя», «Педагогические идеи А.С. Макаренко о культуре здоровья», «А.С. Макаренко о речевой культуре учителя», «А.С. Макаренко о политической культуре», «Проблемы педагогической логики А.С. Макаренко и его последователей», «Фактор эстетического воздействия в педагогической системе А.С. Макаренко», «Духовно-нравственное воспитание в свете идей А.С. Макаренко», «Реабилитация детей в интернатных учреждениях по системе А.С. Макаренко», «О ювенологической подготовке воспитателей в свете идей А.С. Макаренко», «Формирование морально-волевых качеств у несовершеннолетних правонарушителей в педагогической системе А.С. Макаренко», «Формы и методы предупреждения и пресечения агрессивно-насильственных и корыстных проявлений у осуждённых в свете учения А.С. Макаренко» и т.д. Темы докладов говорят сами за себя. Сегодня многие научные направления в процессе модернизации российской системы образования разрабатываются на основе наследия Макаренко.

Одной из особенностей педагогического феномена А.С. Макаренко является то, что при всей изученности и известности его идей мы постоянно делаем для себя в его трудах какие-то открытия. Они всегда удивительны по степени созвучия современным проблемам педагогики. Например, до сих пор исследователями творчества Макаренко не обобщён в достаточной мере его управленческий опыт. А между тем он был при жизни не только замечательным педагогом-воспитателем, а и умным, грамотным руководителем сложнейших по своей специфике специальных детских учреждений. И, надо сказать, что все его педагогические идеи связаны именно с управленческими нюансами. Анализируя управленческую практику и теоретическое наследие А.С. Макаренко с позиций современного менеджмента, открываешь для себя, что и в этой области его идеи часто не имеют достойных аналогов и на многие годы опережают своё время. Так, его теория коллектива представляет собой стройную систему управления формированием и развитием личности, её социализации. В последние годы в работах по внутришкольному менеджменту она всё чаще комментируется учёными именно с позиций управления, причём не только развитием ребёнка, а и развитием образовательного учреждения в целом [1; 2]. Система детского самоуправления разработана А.С. Макаренко таким образом, чтобы воспитанники принимали реальное участие в управленческой деятельности, отрабатывая в ней навыки хозяйственников и организаторов.

В художественных произведениях и теоретических работах Макаренко представлен образ руководителя образовательного учреждения, в котором органически сочетаются качества организатора и воспитателя, наставника и сотрудника, помощника и друга, человека по-отцовски заботливого и в то же время требовательного, а иногда бескомпромиссного в достижении воспитательных целей. К сожалению, в современной педагогической практике руководители такого уровня встречаются не так уж часто.

Произведения Макаренко можно использовать как учебники по внутришкольному менеджменту, потому что в них раскрыта технология деятельности менеджера образовательного учреждения, актуальная и для современной педагогики. Все функции управления, стиль и методы руководства педагогическим и детским коллективом, управленческие принципы, законы и традиции, которым нам необходимо учиться, находят в них своё отражение.

Таким образом, мы приходим к выводу об актуальности макаренковских идей для решения многих проблем современной педагогики: общественного и семейного воспитания, воспитания и перевоспитания, коллектива и личности, педагогического мастерства и подготовки педагогов, управления и самоуправления.

«Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, – писал А.С.Макаренко, – страшно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности» [6, с. 280]. Его желание исполнилось. Он вошёл в будущее, увлекая за собой других. Читая Макаренко, мы слышим его обращение к нам. Уверены, что оно будет услышано в будущем и нашими потомками.

Библиографический список

 

1.   Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М., 1998.

2.   Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000.

3.  Кроль Т.Г.  А.С. Макаренко. Биография.  М. – Л., 1964.

4.  Макаренко А.С. О воспитании. М., 1998.

5.  Макаренко А.С. Педагогическая поэма. // Соч. в 7-ми т. Т.1. М., 1958.

6.  Путь к мастерству. М., 1978.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению