«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

 

Раздел 1

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

А.С. МАКАРЕНКО И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

 

Р.М. Ситько

Педагогическое творчество и наследие А.С. Макаренко

ХХI век прогнозировался как век человека, век гуманитарной культуры. О педагогике завтрашнего дня не только размышлял, но и творил её один из самых видных педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, столетие которого в 1988 г., по решению ЮНЕСКО, широко отмечалось прогрессивной общественностью во всём мире.

За эти годы в нашей стране произошло много изменений, и среди позитивных перемен следует выделить отказ от идеологической нетерпимости, зарождение плюрализма, что позволяет объективно оценить наш прошлый педагогический опыт, самым значительным явлением которого предстаёт педагогическая система А.С. Макаренко.

Отношение к новаторству А.С. Макаренко всегда было и остаётся неоднозначным. Если одни восторженно принимали его идеи и становились его последователями и учениками, то другие относились к нему отрицательно. В 1930-е годы некоторые педагоги и деятели народного образования, не отрицая его достижений в практике, глубоко заблуждались относительно научной значимости его педагогических идей. «Макаренко – хороший практик, но в теории…», – говорили они и недоумённо пожимали плечами. Не случайно одна из лучших статей А.С. Макаренко, написанная по поводу пятилетия коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, так и названа «Педагоги пожимают плечами». Так было. Очевидно, опережая время, новаторы остаются непонятыми в период своего новаторства. Но и в современный перестроечный период были попытки навесить на Макаренко ярлык творца «педагогики ГУЛАГа», «сталинщины». Несостоятельность подобных попыток очевидна. В связи с этим актуализируется задача вне политической и идеологической конъюнктуры вдумчиво осмыслить непреходящие ценности педагогического наследия А.С. Макаренко, преодолевая сложившиеся стереотипы.

История педагогики убеждает, что все великие педагогические теории вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего собственного, что педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для А.С. Макаренко таким источником стала его работа в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, куда он пришёл, будучи уже опытным и зрелым педагогом.

В мучительных поисках формировалось профессиональное кредо педагога; налаживание нормальной жизни детей составляло самую суть и цель воспитательной работы. Макаренко сформулировал основной закон педагогики – «жизнь воспитывает», причём он уточнял, что не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребёнка и есть его воспитание. Верность этого закона он подтвердил результатами своей системы, где не было «ни одного процента брака». Из воспитанников Макаренко выросли тысячи достойных граждан. Они стали рабочими, художниками, кадровыми военными, врачами, юристами, преподавателями вузов. Среди них были орденоносцы, лучшие люди страны, герои труда. Многие продолжили дело Макаренко, став педагогами. Об одном из его замечательных, но отнюдь не самых «лёгких» воспитанников – Семёне Афанасьевиче Калабалине (в «Педагогической поэме» – Семён Карабанов), педагоге, заслуженном учителе РСФСР, директоре детских домов, написана книга Ф.А. Вигдоровой «Дорога в жизнь. Это мой Дом. Черниговка». С.А. Калабалин – не единственный колонист, ставший педагогом. Как писал А.С. Макаренко, «есть целая школа воспитанных мной педагогов».

Мне посчастливилось в 1984 г. 20 лет тому назад участвовать в конференции, посвящённой 95-летию со дня рождения А.С. Макаренко, на которой присутствовали его воспитанники. В их выступлениях, в общении с участниками конференции, в неформальном общении в кругу близких друзей мы видели людей «высшей пробы»: надёжных, творческих, отзывчивых, честных, которые горячо и искренне отзывались об «Антоне» как родном человеке, отце, великом гуманисте, умевшем найти и раскрыть в каждом воспитаннике самое лучшее. Это ли не высочайшая награда педагогу за его нелёгкую, но благородную миссию?

А.С. Макаренко оставил своё педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее – «педагогику завтрашнего дня». Остановимся на некоторых проблемах богатого теоретического наследия педагога-новатора.

На первом месте – проблема воспитания и развития личности. Один из первых исследователей педагогического опыта А.С. Макаренко, научный сотрудник НИИ школ Наркомпроса РСФСР И.Ф. Козлов, защитивший за несколько дней до начала войны первую диссертацию об опыте Макаренко, писал: «В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлечённых в неё естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом» (Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1987. С. 57).

Развивая традиции гуманистической педагогики, Макаренко утверждает, что задача воспитания состоит в организации жизни ребёнка, в насыщении её богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом направлении он выстраивал стратегию воспитательного процесса. А.С. Макаренко смог осуществить переход к высшему этапу научного знания – этапу технологическому. Он опередил своё время на десятилетия, и в этом он наш современник. Введённый им в педагогику целый ряд принципиально новых терминов – отражение новых педагогических явлений, фактов, новых действий педагогов, направлений воспитательной работы. Многие из них стали хрестоматийными, вошли в учебники, многие ещё нам предстоит осмыслить: «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка, или программа, личности», «воспитательный коллектив», «тон, или стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива», «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспектива» и др.

Макаренко разработал концепцию «проектировки» личности, суть которой – в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям». Забвение этой формулы обернулось тем, что в педагогике советского периода в «Примерном содержании воспитания школьников» проект личности был заменён абстрактной моделью «всесторонне развитой личности», против чего предостерегал А.С. Макаренко.

Как педагог-гуманист Макаренко утверждал, что человек воспитывается для себя, для своего счастья. Этот важный постулат воспитательной системы А.С. Макаренко был подвергнут забвению. Его идеал – гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единении со своим народом. К пониманию этого Макаренко шёл долгим путём, но он вернее, правильнее, чем кто-либо до него, разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему: воспитать человека – значит «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Сделать счастливым каждого ребёнка, подарить ему радость сегодня и радость завтрашнего дня – в этом оптимизм педагога, его вера в человека, неограниченные возможности его воспитанников.

В антологии гуманной педагогики яркой страницей предстают педагогическое и творческое наследие А.С. Макаренко, педагогическая концепция которого была пронизана заботой о судьбе каждого ребёнка, а развитие личности составляло содержательную основу воспитания и обучения. Главная задача в работе педагога определяется в его концепции не как воздействие на ребёнка, а как содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.

Педагогика завтрашнего дня А.С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы, где не было «ни одного процента брака», – возвращение стране достойных граждан. В силу этого педагогическая теория и практическая работа Макаренко – образец гуманной педагогики.

Макаренко одним из первых поставил в полном объёме вопрос о мастерстве в педагогике. Сегодня практически во всех педагогических вузах читаются спецкурсы, создаются кафедры педагогического мастерства. Символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском педагогическом институте, том самом, который в своё время закончил А.С. Макаренко, а спустя 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист – В.А. Сухомлинский.

А.С. Макаренко оставил оптимистический завет молодым педагогам, утверждая, что мастерство – это то, чему можно научиться, и что каждый педагог может стать большим мастером.

В выборе верных направлений движения к мастерству наследие А.С. Макаренко является надёжным путеводителем молодого педагога. Прикоснитесь – без посредников – к живительному истоку педагогического творчества – наследию А.С. Макаренко: у истока вода всегда чище.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению