«Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко

в работе современного социального педагога»

Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г.

 

 

Предисловие

История развития социальной педагогики в России связана с именами многих выдающихся педагогов: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и др. Но многие её страницы остались бы тёмными для потомков без трудов замечательного педагога, учёного, писателя А.С. Макаренко, посвящённых теории и практике социального воспитания.

Он относится к числу тех великих людей, образы которых просто не могут покрыться с течением времени хрестоматийным глянцем. 1 марта 2004 г. исполнилось 116 лет со дня его рождения; более 60 лет прошло с того времени, как его не стало. Однако он навсегда остался в педагогическом строю рядом с нами, а где-то и впереди нас как ведущий к новым целям и перспективам в соответствии со своими заповедями и законами, которые сегодня приняты мировой педагогикой и занимают в ней почётное место. Педагогическое наследие Макаренко широко используется в образовательных системах Германии, Кубы, Японии, Франции, многих других стран. Оно давно стало всеобщим, и не случайно в честь 100-летия со дня рождения великий педагог был объявлен ЮНЕСКО «учителем всех времён и народов».

Российским педагогам выпала огромная честь быть соотечественниками А.С. Макаренко и продолжать начатое им дело. Это «продвижение» по пути, намеченном великим педагогом, начинается со студенческой скамьи, с постижения его психолого-педагогических идей и знакомства с его уникальным опытом воспитания и перевоспитания трудных подростков.

К сожалению, сегодня нам нередко приходится сталкиваться с забвением этого опыта или пренебрежительным отношением к нему. В конечном счёте это пагубно сказывается на качестве воспитания наших детей и подростков. Да, мы живём в другое время, в другой социальной и идеологической ситуации. Однако воспитанию как категории вечной присущи закономерности, которым оно подчиняется во все времена и у всех народов. Уникальность макаренковских идей в том и заключается, что все они вытекают из этих закономерностей и носят всеобщий и независимый от конкретного времени и места характер. Так, разве не закономерно, что формирование социальных качеств личности возможно только при её включённости в определённые общественные (социальные) отношения? Или разве можно воспитать «деятеля» вне деятельности? А разве не зависит качество воспитания человека от условий, в которых он проживает?

Макаренко тонко и мудро сумел вычленить главные закономерности воспитания и всем своим опытом, всей жизнью доказал, какой огромной силой для педагога может быть умелое следование им, постоянный учёт их в педагогической практике. Верность его выводов была прекрасно подтверждена впоследствии деятельностью его воспитанника и последователя С.А. Калабалина, 101-ю годовщину со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, и тысячами других педагогов в нашей стране и за рубежом.

Участие в макаренковских педагогических чтениях и подготовка этого сборника явились для студентов поводом для активного приобщения к психолого-педагогическому наследию А.С. Макаренко. Заново прочитаны его труды. Это позволило участникам педагогических чтений составить целостное впечатление о Макаренко как талантливом педагоге, умелом руководителе, пытливом учёном, необыкновенном человеке и гражданине. Прочитаны и его художественные произведения, причём некоторыми студентами впервые. У многих в ходе самих педагогических чтений появилось желание прочитать или заново перечитать произведения А.С. Макаренко, глубже осмыслить его идеи в связи с теми социально-педагогическими переменами, которые сегодня переживает наше общество.

К сожалению, в учебной программе по истории социальной педагогики слишком мало часов отведено на изучение творчества и педагогического наследия А.С. Макаренко и его последователей. Поэтому любое обращение к прошлому, открывающее студентам какие-то новые его грани, является для них значимым и необходимым.

Настоящий сборник включает в себя в основном студенческие работы, в которых затрагиваются самые разные стороны педагогического творчества Макаренко. Заслуживает внимания прежде всего стремление авторов статей соотнести его опыт и теорию с современными психолого-педагогическими проблемами социальной педагогики и психологии и сосредоточиться на актуальных для сегодняшнего социального педагога моментах.

Эпоха активной компьютеризации и развития разнообразных информационных технологий накладывает свой отпечаток на формирование современного молодого поколения. Это влияние не всегда носит позитивный характер, что заставляет нас задумываться о необходимости поиска новых направлений в организации и содержании воспитательной работы. В этом плане нам представляются интересными попытки осмысления студентами макаренковских принципов воспитания с помощью коллектива, самоуправления, игры, создания традиций и т.д. через призму современных социальных ситуаций.

Особо следует отметить работы старшекурсников, в которых качество воспитания в практике Макаренко рассматривается в связи с особенностями его управленческой деятельности.

В настоящий сборник включены и статьи студентов теологического отделения Социального института, которые сделали попытку анализа творческого наследия А.С. Макаренко и его педагогической деятельности, исходя из православных традиций христианской педагогики. Думается, что материалы их публикаций также послужат серьёзной информацией к размышлению для будущих социальных педагогов, так как реабилитация религиозных ценностей приобретает сегодня в воспитании всё большее значение. В соответствии с направленностью содержания публикаций в сборнике выделены два раздела. Первый раздел посвящён психолого-педагогическим и социальным проблемам в творческом наследии А.С. Макаренко и его последователей, а также проблемам управления развитием коллектива и образовательного учреждения в теории и практике А.С. Макаренко. Второй – актуальным проблемам и технологиям деятельности современного социального педагога.

Желание осмыслить свою будущую профессиональную деятельность с макаренковских позиций имеет для студентов немаловажное значение, поскольку решение любой проблемы не может осуществляться на пустом месте. Оно требует определённых умений и навыков, опыта научно-исследовательской деятельности, теоретического анализа. Участие в педагогических чтениях и подготовка статей к публикации для многих студентов стали началом обретения такого опыта, проверки и пополнения своих знаний и умений. И как знать, какое последует продолжение? Может, для кого-то этот студенческий сборник явится истоком для серьёзной научно-исследовательской работы в недалёком будущем.

А.С. Макаренко закончил «Педагогическую поэму» такими словами: «И, может быть, очень скоро у нас перестанут писать “педагогические поэмы” и напишут простую деловую книжку: “Методика коммунистического воспитания”». Думается, что эту методику он создал сам. Сегодня же её продолжением может стать методика социального воспитания. Кому, как не социальным педагогам быть её авторами?

В создании этого сборника активное участие приняли и преподаватели: профессор Ростовского государственного педагогического университета, неизменный приверженец и исследователь творчества А.С. Макаренко – Римма Михайловна Ситько, доценты кафедры социальной педагогики и психологии Социального института РГППУ Нина Георгиевна Санникова, Инна Сергеевна Бусыгина и др. Многие студенческие работы выполнены совместно с профессорами и доцентами кафедры. Однако участие преподавателей в сборнике отнюдь не умаляет его статуса как студенческого. Напротив, оно является важным показателем творческого содружества студентов и педагогов в научно-исследовательской деятельности.

Материалы этого издания могут быть использованы для обсуждения на учебных занятиях по социальной педагогике и её истории, социальной психологии и философии образования. Надеемся, что многие из них станут для студентов серьёзным шагом на пути к своим педагогическим открытиям.

Н. Г. Санникова

 

 

 

 

||:

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению