|
|
|
||
|
«Использование
психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в
работе современного социального педагога» Труды первых студенческих педагогических чтений в
РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Предисловие История развития социальной
педагогики в России связана с именами многих выдающихся педагогов: Л.Н.
Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и др.
Но многие её страницы остались бы тёмными для потомков без трудов
замечательного педагога, учёного, писателя А.С. Макаренко, посвящённых теории
и практике социального воспитания. Он относится к
числу тех великих людей, образы которых просто не могут покрыться с течением
времени хрестоматийным глянцем. 1 марта 2004 г. исполнилось 116 лет со дня
его рождения; более 60 лет прошло с того времени, как его не стало. Однако он
навсегда остался в педагогическом строю рядом с нами, а где-то и впереди нас
как ведущий к новым целям и перспективам в соответствии со своими заповедями
и законами, которые сегодня приняты мировой педагогикой и занимают в ней
почётное место. Педагогическое наследие Макаренко широко используется в
образовательных системах Германии, Кубы, Японии, Франции, многих других
стран. Оно давно стало всеобщим, и не случайно в честь 100-летия со дня
рождения великий педагог был объявлен ЮНЕСКО «учителем всех времён и
народов». Российским
педагогам выпала огромная честь быть соотечественниками А.С. Макаренко и
продолжать начатое им дело. Это «продвижение» по пути, намеченном великим
педагогом, начинается со студенческой скамьи, с постижения его
психолого-педагогических идей и знакомства с его уникальным опытом воспитания
и перевоспитания трудных подростков. К сожалению,
сегодня нам нередко приходится сталкиваться с забвением этого опыта или
пренебрежительным отношением к нему. В конечном счёте это пагубно сказывается
на качестве воспитания наших детей и подростков. Да, мы живём в другое время,
в другой социальной и идеологической ситуации. Однако воспитанию как
категории вечной присущи закономерности, которым оно подчиняется во все
времена и у всех народов. Уникальность макаренковских идей в том и
заключается, что все они вытекают из этих закономерностей и носят всеобщий и
независимый от конкретного времени и места характер. Так, разве не закономерно,
что формирование социальных качеств личности возможно только при её
включённости в определённые общественные (социальные) отношения? Или разве
можно воспитать «деятеля» вне деятельности? А разве не зависит качество
воспитания человека от условий, в которых он проживает? Макаренко тонко и
мудро сумел вычленить главные закономерности воспитания и всем своим опытом,
всей жизнью доказал, какой огромной силой для педагога может быть умелое
следование им, постоянный учёт их в педагогической практике. Верность его
выводов была прекрасно подтверждена впоследствии деятельностью его
воспитанника и последователя С.А. Калабалина, 101-ю годовщину со дня рождения
которого мы отмечаем в этом году, и тысячами других педагогов в нашей стране
и за рубежом. Участие в макаренковских
педагогических чтениях и подготовка этого сборника явились для студентов
поводом для активного приобщения к психолого-педагогическому наследию А.С.
Макаренко. Заново прочитаны его труды. Это позволило участникам
педагогических чтений составить целостное впечатление о Макаренко как
талантливом педагоге, умелом руководителе, пытливом учёном, необыкновенном
человеке и гражданине. Прочитаны и его художественные произведения, причём
некоторыми студентами впервые. У многих в ходе самих педагогических чтений
появилось желание прочитать или заново перечитать произведения А.С.
Макаренко, глубже осмыслить его идеи в связи с теми социально-педагогическими
переменами, которые сегодня переживает наше общество. К сожалению, в учебной
программе по истории социальной педагогики слишком мало часов отведено на
изучение творчества и педагогического наследия А.С. Макаренко и его
последователей. Поэтому любое обращение к прошлому, открывающее студентам
какие-то новые его грани, является для них значимым и необходимым. Настоящий сборник
включает в себя в основном студенческие работы, в которых затрагиваются самые
разные стороны педагогического творчества Макаренко. Заслуживает внимания
прежде всего стремление авторов статей соотнести его опыт и теорию с
современными психолого-педагогическими проблемами социальной педагогики и
психологии и сосредоточиться на актуальных для сегодняшнего социального
педагога моментах. Эпоха активной
компьютеризации и развития разнообразных информационных технологий
накладывает свой отпечаток на формирование современного молодого поколения.
Это влияние не всегда носит позитивный характер, что заставляет нас
задумываться о необходимости поиска новых направлений в организации и
содержании воспитательной работы. В этом плане нам представляются интересными
попытки осмысления студентами макаренковских принципов воспитания с помощью
коллектива, самоуправления, игры, создания традиций и т.д. через призму
современных социальных ситуаций. Особо следует
отметить работы старшекурсников, в которых качество воспитания в практике
Макаренко рассматривается в связи с особенностями его управленческой
деятельности. В настоящий
сборник включены и статьи студентов теологического отделения Социального
института, которые сделали попытку анализа творческого наследия А.С.
Макаренко и его педагогической деятельности, исходя из православных традиций
христианской педагогики. Думается, что материалы их публикаций также послужат
серьёзной информацией к размышлению для будущих социальных педагогов, так как
реабилитация религиозных ценностей приобретает сегодня в воспитании всё
большее значение. В соответствии с направленностью содержания публикаций в
сборнике выделены два раздела. Первый раздел посвящён
психолого-педагогическим и социальным проблемам в творческом наследии А.С.
Макаренко и его последователей, а также проблемам управления развитием
коллектива и образовательного учреждения в теории и практике А.С. Макаренко.
Второй – актуальным проблемам и технологиям деятельности современного социального
педагога. Желание осмыслить
свою будущую профессиональную деятельность с макаренковских позиций имеет для
студентов немаловажное значение, поскольку решение любой проблемы не может
осуществляться на пустом месте. Оно требует определённых умений и навыков,
опыта научно-исследовательской деятельности, теоретического анализа. Участие
в педагогических чтениях и подготовка статей к публикации для многих
студентов стали началом обретения такого опыта, проверки и пополнения своих
знаний и умений. И как знать, какое последует продолжение? Может, для кого-то
этот студенческий сборник явится истоком для серьёзной
научно-исследовательской работы в недалёком будущем. А.С. Макаренко
закончил «Педагогическую поэму» такими словами: «И, может быть, очень скоро у
нас перестанут писать “педагогические поэмы” и напишут простую деловую
книжку: “Методика коммунистического воспитания”». Думается, что эту методику
он создал сам. Сегодня же её продолжением может стать методика социального
воспитания. Кому, как не социальным педагогам быть её авторами? В создании этого
сборника активное участие приняли и преподаватели: профессор Ростовского
государственного педагогического университета, неизменный приверженец и
исследователь творчества А.С. Макаренко – Римма Михайловна Ситько, доценты
кафедры социальной педагогики и психологии Социального института РГППУ Нина
Георгиевна Санникова, Инна Сергеевна Бусыгина и др. Многие студенческие
работы выполнены совместно с профессорами и доцентами кафедры. Однако участие
преподавателей в сборнике отнюдь не умаляет его статуса как студенческого.
Напротив, оно является важным показателем творческого содружества студентов и
педагогов в научно-исследовательской деятельности. Материалы этого
издания могут быть использованы для обсуждения на учебных занятиях по
социальной педагогике и её истории, социальной психологии и философии
образования. Надеемся, что многие из них станут для студентов серьёзным шагом
на пути к своим педагогическим открытиям. Н. Г. Санникова |
|
||
|
||⇦: |
|
|
|