: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

А. Е. Великанова

Институт кураторства: сущность и становление

Важную роль в организации деятельности учреждения высшего профессионального образования играет правильное и грамотное управление, реализация которого возможна при осуществлении основных управленческих функций. Общеизвестными являются следующие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование. В высшем учебном заведении на уровне управления студенческими коллективами данные функции реализует куратор академической группы.

В среде современных учреждений высшего профессионального образования слово «куратор» не является новым. Каждый студент вуза имеет представление о том, кто такой куратор академической группы. Работа куратора связана с различными сторонами жизнедеятельности образовательного учреждения и требует больших психологических затрат. В связи с этим необходимо осознавать большую роль кураторства в образовательно-воспитательном процессе вуза.

В педагогическом словаре даётся несколько определений термина «куратор»: «Куратор [лат. curator – попечитель] – 1) попечитель учебного округа; 2) защитник интересов и ходатай по делам Московского университета перед верховной властью; 3) студент-медик, ведущий в клинике наблюдения за больными; 4) учитель, руководящий в Финляндии ученическими кружками; 5) иногда – профессор, руководящий научной подготовкой прикреплённых к нему аспирантов» [2, с. 592]. В словаре иностранных слов термин «куратор» трактуется как «попечитель, опекун» [4, с. 223].

В статье «Особенности педагогической деятельности куратора в группе будущих педагогов профессионального обучения» Н. А. Зотикова определяет куратора как «лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы» [1, с. 19].

Из указанных трактовок видно, что в основном к термину «куратор» применяются такие значения как попечитель, защитник, руководящий какой-либо работой.

Институт кураторов формировался и развивался в процессе поиска эффективных путей подготовки и воспитания будущих специалистов. Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утверждённая в 1903 г. императором Николаем II. С тех пор институт кураторства никогда не прекращал официально своей работы. Из инструкции для кураторов Императора Николая II: «Кураторы, служа посредниками между Советом Института и студентами, являются, с одной стороны, руководителями студентов, с другой же стороны, – ходатаями перед соответствующими академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов» [5, с. 1]. Эта инструкция определяла порядок избрания кураторов из числа профессорско-преподавательского состава, обозначала основные функции и направления деятельности куратора в вузе.

В начале 1990-х гг. в сфере кураторства «наметился спад, обусловленный объективными внешними причинами. Кураторство осуществлялось в большинстве случаев формально. Последствия этого времени сказываются до сих пор: были утрачены традиции и преемственность» [5, с. 1].

Кураторство в Томском государственном университете (ТГУ) возрождается с середины 1990-х гг. «в связи с осознанием важности воспитательной работы» [5, с. 1]. Кураторы вуза начинают действовать по формуле «Куратор – друг и наставник, помощник в решении самых разных вопросов и проблем, связующее звено между студентами и администрацией вуза» [5, с. 1].

В настоящее время в ТГУ большое внимание уделяется организации и развитию института кураторов. Основной целью деятельности куратора является создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. «Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов» [5, с. 1].

В современном мире слово «куратор» используется во многих областях деятельности: говорят о кураторе учебной академической группы, курирующем враче, кураторе того или иного направления в деятельности банка, предприятия, политической организации и т.д. Однако наибольшее значение фигура куратора приобрела в области современного искусства.

Официальное признание кураторской деятельности в искусстве «условно связывается с 1968 г.» [3, с.50]. Как отмечает Е. Прилашкевич, в этой области «спектр выполняемых куратором функций на сегодняшний день необычайно широк: он анализирует художественные и социальные процессы; определяет и утверждает ценностные доминанты социума; даёт первичную оценку творчества художников; выявляет основную проблематику художественного проекта; выстраивает его концептуальную структуру; выбирает оптимальную форму  её воплощения; взаимодействует со средствами массовой информации; обеспечивает выполнение плана текущих работ по реализации проекта и так далее» [3, с. 51].

Роль куратора особенно важна в сфере образования. В соответствии с Положением о кураторе основными направлениями его деятельности являются изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении; формирование социально необходимых знаний и навыков; организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по избранной специальности; создание гуманистической атмосферы в студенческом коллективе как условие нравственного развития учащихся; помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности; индивидуальная работа со студентами; организация коллективной деятельности и общения; организация воспитывающей среды. На куратора академической группы возлагается огромное кличество обязанностей и ответственных поручений, справиться с которыми зачастую бывает весьма сложно. Все это требует от куратора высокой психологической выносливости, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, но самое главное – любви к своей работе и студентам.

 

Библиографический список

1.   Зотикова Н. А. Особенности педагогической деятельности куратора в группе будущих педагогов профессионального обучения [Текст] / Н. А. Зотикова // Среднее профессиональное образование. 2007. № 11. С. 19-25.

2.   Педагогический словарь [Текст]: в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. М.: Изд-во академии пед. наук, 1960. Т. 1. 775 с.

3.   Прилашкевич Е. Современный куратор: кто он? [Текст] / Е. Прилашкевич // Художественный совет. 2008. № 4. С. 50-51.

4.   Словарь иностранных слов для школьников [Текст]: / сост. Г.А. Лебедева. М.: Славянский дом книги, 2002. 510 с.

5. История кураторской деятельности. [Электронный ресурс]: Режим доступа к документу: http://www.tpu.ru/html/k-history.htm

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению