|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. А. Е. Великанова Институт
кураторства: сущность и становление Важную роль в
организации деятельности учреждения высшего профессионального образования
играет правильное и грамотное управление, реализация которого возможна при
осуществлении основных управленческих функций. Общеизвестными являются
следующие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль
и регулирование. В высшем учебном заведении на уровне управления
студенческими коллективами данные функции реализует куратор академической
группы. В среде современных
учреждений высшего профессионального образования слово «куратор» не является
новым. Каждый студент вуза имеет представление о том, кто такой куратор
академической группы. Работа куратора связана с различными сторонами
жизнедеятельности образовательного учреждения и требует больших
психологических затрат. В связи с этим необходимо осознавать большую роль
кураторства в образовательно-воспитательном процессе вуза. В педагогическом
словаре даётся несколько определений термина «куратор»: «Куратор [лат. curator – попечитель] – 1) попечитель учебного округа; 2)
защитник интересов и ходатай по делам Московского университета перед
верховной властью; 3) студент-медик, ведущий в клинике наблюдения за
больными; 4) учитель, руководящий в Финляндии ученическими кружками; 5)
иногда – профессор, руководящий научной подготовкой прикреплённых к нему
аспирантов» [2, с. 592]. В словаре иностранных слов термин «куратор»
трактуется как «попечитель, опекун» [4, с. 223]. В статье
«Особенности педагогической деятельности куратора в группе будущих педагогов
профессионального обучения» Н. А. Зотикова определяет куратора как «лицо,
которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы» [1, с. 19]. Из указанных
трактовок видно, что в основном к термину «куратор» применяются такие
значения как попечитель, защитник, руководящий какой-либо работой. Институт
кураторов формировался и развивался в процессе поиска эффективных путей
подготовки и воспитания будущих специалистов. Одним из первых официальных
документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является
Инструкция для кураторов Томского технологического института, утверждённая в В начале 1990-х
гг. в сфере кураторства «наметился спад, обусловленный объективными внешними
причинами. Кураторство осуществлялось в большинстве случаев формально.
Последствия этого времени сказываются до сих пор: были утрачены традиции и
преемственность» [5, с. 1]. Кураторство в
Томском государственном университете (ТГУ) возрождается с середины 1990-х гг.
«в связи с осознанием важности воспитательной работы» [5, с. 1]. Кураторы
вуза начинают действовать по формуле «Куратор – друг и наставник, помощник в
решении самых разных вопросов и проблем, связующее звено между студентами и
администрацией вуза» [5, с. 1]. В настоящее время
в ТГУ большое внимание уделяется организации и развитию института кураторов.
Основной целью деятельности куратора является создание оптимальных условий
для саморазвития личности студента. «Куратор участвует в решении этой задачи
путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов» [5,
с. 1]. В современном
мире слово «куратор» используется во многих областях деятельности: говорят о
кураторе учебной академической группы, курирующем враче, кураторе того или
иного направления в деятельности банка, предприятия, политической организации
и т.д. Однако наибольшее значение фигура куратора приобрела в области
современного искусства. Официальное
признание кураторской деятельности в искусстве «условно связывается с Роль куратора
особенно важна в сфере образования. В соответствии с Положением о кураторе
основными направлениями его деятельности являются изучение личности студента,
его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и
самоопределении; формирование социально необходимых знаний и навыков;
организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по
избранной специальности; создание гуманистической атмосферы в студенческом
коллективе как условие нравственного развития учащихся; помощь в развитии
мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер
личности; индивидуальная работа со студентами; организация коллективной
деятельности и общения; организация воспитывающей среды. На куратора
академической группы возлагается огромное кличество обязанностей и
ответственных поручений, справиться с которыми зачастую бывает весьма сложно.
Все это требует от куратора высокой психологической выносливости,
ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, но самое главное –
любви к своей работе и студентам. Библиографический список
1.
Зотикова Н. А. Особенности
педагогической деятельности куратора в группе будущих педагогов
профессионального обучения [Текст] / Н.
А. Зотикова // Среднее профессиональное образование. 2007. № 11. С. 19-25. 2.
Педагогический словарь [Текст]:
в 2 т. / под ред. И.А. Каирова. М.:
Изд-во академии пед. наук, 1960. Т. 1. 775 с. 3.
Прилашкевич Е. Современный
куратор: кто он? [Текст] / Е.
Прилашкевич // Художественный
совет. 2008. № 4. С. 50-51. 4.
Словарь иностранных слов
для школьников [Текст]: / сост. Г.А. Лебедева. М.: Славянский дом книги,
2002. 510 с. 5. История кураторской
деятельности. [Электронный ресурс]: Режим доступа к документу: http://www.tpu.ru/html/k-history.htm |
|
||
|
|
|
|
|