: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Е. А. Шакуто

Научно-методическая компетентность как условие
успешной социально-педагогической деятельности

В современной педагогической науке и практике категориями «компетентность» и «компетенция» стали активно оперировать лишь в конце 1990-х гг. Под компетентностью мы понимаем совокупность знаниевых компонентов в структуре сознания человека, то есть систему информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие. Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. С этих позиций компетенции можно условно обозначить как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – чем он владеет. В педагогическом плане компетенция рассматривается нами как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной и успешной деятельности в образовательном процессе. Н. В. Кузьмина выделяет пять видов компетентности [2, с. 90]:

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов и способностей учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [2, с. 90].

 Компетентности предоставляют из себя многоплановые и многоструктурные характеристики качества профессиональной готовности педагогических кадров. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия. Компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую профессиональной квалификации; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания профессиональной подготовки в зависимости от планируемого результата; в-третьих, профессиональная компетентность предполагает характеристику работника с позиций социально-личностной активности.

Профессионально-педагогическая компетентность – это способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Компетентности формируются в процессе профессиональной подготовки и под воздействием окружающей социокультурной и профессиональной среды при условии постоянного совершенствования системы управления образовательным учреждением и научно-методической работы с педагогами.

В образовательных учреждениях, работающих в режиме педагогической инновации, научно-методическая работа стала занимать в последние годы все больший объём. Участвуя в разработке и апробации новых учебных программ, подготовке и издании учебно-методических пособий, дидактических и диагностических материалов, педагогический коллектив оказывается вовлеченным в научно-методический процесс [1, с. 8-9].

В связи с этим на протяжении ряда лет (2005-2010 гг.) в Свердловском областном педагогическом колледже нами отрабатываются условия, обеспечивающие формирование научно-методической компетентности педагогов. Для этого они включаются в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают и реализуют программы саморазвития, проводят исследования в рамках своей дисциплины.

Творческие группы организуют и направляют научно-исследовательскую работу преподавателей и студентов, курируют их учебно-исследовательскую деятельность. Научно-практические семинары «Я-Профи», психологические тренинги с использованием метода интерактивного обучения, индивидуальные и групповые консультации педагогов позволяют включить их в процесс саморазвития. Педагог из исполнителя постепенно превращается в исследователя.

В колледже создаются условия для предъявления педагогического опыта на конкурсах научно-методической продукции, педагогического мастерства, научно-методических идей, информационных технологий «Путь к успеху», на педагогических и научно-практических конференциях, творческих дискуссиях. Они позволяют обеспечивать развитие научно-методической компетентности педагогов колледжа и будущих учителей.

В качестве ведущих показателей научно-методической компетентности педагога мы выделяем следующие:

·        знание теоретических и практических основ исследовательской деятельности;

·        знание способов работы в команде и в инновационном режиме;

·        знание путей повышения профессионального мастерства;

·        готовность к исследовательской деятельности;

·        умение выбирать актуальное направление научного исследования, отличающееся теоретической новизной и практической значимостью;

·        умение обосновывать актуальность избранной темы научного исследования, формулировать его цель, задачи, объект, предмет, гипотезу и предполагаемый практический результат, отбирать и использовать методы исследования;

·        умение вести библиографический поиск, работать с научной литературой, анализировать, обобщать и делать самостоятельные выводы;

·        умение правильно интерпретировать теоретические положения и пользоваться научно-методической терминологией;

·        умение разрабатывать на основе теории практические учебные материалы и пособия;

·        умение использовать на практике результаты новейших экспериментально-педагогических исследований;

·        умение профессионально излагать и защищать основные теоретические и методические положения своего научного исследования, грамотно представлять его результаты;

·        умение проектировать собственную профессиональную деятельность;

·        умение организовывать учебно-исследовательскую деятельность студентов.

Компетентность должна отрабатываться и при подготовке социальных педагогов. Поэтому мы и выносим данную проблему на обсуждение.

 

Библиографический список

1. Гладик Н. В. Внутришкольное управление научно-методической работой [Текст] / Н. В. Гладик. М.: 2008. 202 с.

2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. М., 1990. с. 90.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению