|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Е. А. Шакуто Научно-методическая
компетентность как условие В современной
педагогической науке и практике категориями «компетентность» и «компетенция»
стали активно оперировать лишь в конце 1990-х гг. Под компетентностью мы понимаем
совокупность знаниевых компонентов в структуре
сознания человека, то есть систему информации о наиболее существенных
сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное
социальное бытие. Под компетенциями подразумевается совокупность тех
социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально
значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. С
этих позиций компетенции можно условно обозначить как совокупность того, чем
человек располагает, а компетентность – чем он владеет. В педагогическом
плане компетенция рассматривается нами как совокупность профессиональных
полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной и успешной
деятельности в образовательном процессе. Н.
В. Кузьмина выделяет пять видов компетентности [2, с. 90]: 1. Специальная и
профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2. Методическая
компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся. 3. Социально-психологическая
компетентность в области процессов общения. 5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и
недостатков собственной деятельности и личности [2, с. 90]. Компетентности предоставляют из себя
многоплановые и многоструктурные характеристики качества профессиональной
готовности педагогических кадров. В мировой образовательной практике понятие
компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия.
Компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую профессиональной квалификации;
во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации
содержания профессиональной подготовки в зависимости от планируемого
результата; в-третьих, профессиональная компетентность предполагает
характеристику работника с позиций социально-личностной активности. Профессионально-педагогическая
компетентность – это способность педагога к эффективному осуществлению
профессиональной деятельности. Компетентности формируются в процессе
профессиональной подготовки и под воздействием окружающей социокультурной
и профессиональной среды при условии постоянного совершенствования системы
управления образовательным учреждением и научно-методической работы с педагогами.
В образовательных
учреждениях, работающих в режиме педагогической инновации, научно-методическая
работа стала занимать в последние годы все больший объём. Участвуя в
разработке и апробации новых учебных программ, подготовке и издании
учебно-методических пособий, дидактических и диагностических материалов, педагогический
коллектив оказывается вовлеченным в научно-методический процесс [1, с. 8-9]. В связи с этим на
протяжении ряда лет (2005-2010 гг.) в Свердловском областном педагогическом
колледже нами отрабатываются условия, обеспечивающие формирование
научно-методической компетентности педагогов. Для этого они включаются в
деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают и
реализуют программы саморазвития, проводят исследования в рамках своей дисциплины.
Творческие группы
организуют и направляют научно-исследовательскую работу преподавателей и
студентов, курируют их учебно-исследовательскую деятельность.
Научно-практические семинары «Я-Профи»,
психологические тренинги с использованием метода интерактивного обучения,
индивидуальные и групповые консультации педагогов позволяют включить их в
процесс саморазвития. Педагог из исполнителя постепенно превращается в
исследователя. В колледже создаются
условия для предъявления педагогического опыта на конкурсах
научно-методической продукции, педагогического мастерства, научно-методических
идей, информационных технологий «Путь к успеху», на педагогических и научно-практических
конференциях, творческих дискуссиях. Они позволяют обеспечивать развитие научно-методической
компетентности педагогов колледжа и будущих учителей. В качестве ведущих
показателей научно-методической компетентности педагога мы выделяем
следующие: ·
знание теоретических и практических основ
исследовательской деятельности; ·
знание способов работы в команде и в инновационном
режиме; ·
знание путей повышения профессионального мастерства; ·
готовность к исследовательской деятельности; ·
умение выбирать актуальное направление научного
исследования, отличающееся теоретической новизной и практической значимостью;
·
умение обосновывать актуальность избранной темы
научного исследования, формулировать его цель, задачи, объект, предмет, гипотезу
и предполагаемый практический результат, отбирать и использовать методы
исследования; ·
умение вести библиографический поиск, работать с
научной литературой, анализировать, обобщать и делать самостоятельные выводы;
·
умение правильно интерпретировать теоретические
положения и пользоваться научно-методической терминологией; ·
умение разрабатывать на основе теории практические
учебные материалы и пособия; ·
умение использовать на практике результаты новейших
экспериментально-педагогических исследований; ·
умение профессионально излагать и защищать основные
теоретические и методические положения своего научного исследования, грамотно
представлять его результаты; ·
умение проектировать собственную профессиональную
деятельность; ·
умение организовывать учебно-исследовательскую
деятельность студентов. Компетентность должна
отрабатываться и при подготовке социальных педагогов. Поэтому мы и выносим
данную проблему на обсуждение. Библиографический
список 1. Гладик Н. В. Внутришкольное
управление научно-методической работой [Текст] / Н. В. Гладик.
М.: 2008. 202 с. 2. Кузьмина Н. В.
Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения
[Текст] / Н. В. Кузьмина. М., 1990.
с. 90. |
|
||
|
|
|
|
|