|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Н. П. Сулимова, А. С. Верхотурова Адаптация
студентов-первокурсников к педагогическому вузу На жизненном и
профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие
определения дальнейшего направления его развития. Основным видом
психологической помощи в выборе трудовой деятельности является
профессиональная ориентация – система мероприятий по ознакомлению с миром
профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и
интересам человека, с учётом его способностей и возможности работать в
избранной профессии. Профориентация – это научно-обоснованное управление
процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их
личных и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов.
Профессиональное самоопределение – это выбор профессии на основании анализа,
оценки внутренних ресурсов субъекта выбора, соотнесения их с требованиями
профессии и последующее формирование его как профессионала. Процесс
профессионального самоопределения состоит из следующих стадий: 1. Возникновение
и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в
различных сферах труда. 2. Профессиональное
обучение как освоение выбранной профессии. 3. Профессиональная
адаптация – формирование индивидуального стиля деятельности и включение в
систему производственных и социальных отношений. 4. Самореализация
в труде – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с
профессиональным трудом. Интерес к
проблеме первокурсника вызван тем, что на первом курсе закладывается
фундамент формирования личности будущего специалиста. Приобщение бывших
школьников к условиям вуза – очень сложный и многозначный процесс. Его
сложность заключается в том, что новые условия предъявляют к человеку иные
требования, связанные с ломкой выработанных годами привычек и установок. В то
же время многие школьники оказываются социально и психологически недостаточно
подготовленными к самостоятельной жизни и учебной деятельности в вузе.
Трудности, которые испытывают первокурсники, и отношение к ним указывают на
определённые разногласия личности со средой. Преодоление этих трудностей
происходит в процессе активного познания среды, её требований, их личностного
принятия, результатом чего является адаптация личности. Адаптация
студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в
систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса
требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих в большей
степени соответствовать новому статусу. Такой процесс приспособления может
проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека
перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях,
вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только
выработать новые способы поведения, но и выполнять новые для него виды
деятельности. Специфика
процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его
организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный
отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достаёт
различных умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения
программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего
возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе
и вузе. Выделяют две
стороны социальной адаптации студентов: - профессиональную
адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию,
условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности
в учебной и научной работе; - социально-психологическую
адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней,
выработка собственного стиля поведения. Социально-профессиональную
адаптацию принято рассматривать в трёх аспектах: - медико-биологический
аспект (результат приспособления организма и психики к условиям
профессиональной деятельности и общения); - психолого-педагогический
аспект (процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса); - социологический
аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени
с окончанием обучения в системе народного образования и началом
профессиональной деятельности). Для успешной
адаптации необходимо проявление активной позиции в совместной деятельности
преподавателя и студента. Студент должен сам находить и выбирать для себя
способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель
– создавать для этого условия. Именно на первом
курсе формируется отношение молодого человека к учёбе, к будущей
профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже
отлично закончившие среднюю школу на первом курсе не сразу обретают
уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию,
утрате перспективы, отчуждению, пассивности. Сегодня проблема
адаптации студентов на начальном этапе профессионально-педагогической подготовки
занимает важное место в педагогической науке и практике. Она обусловлена тем,
что мотивы выбора профессии педагога у будущих студентов часто отнюдь не
педагогические. Результаты различных исследований говорят о том, что уровень
представлений студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем его
отношения к учёбе: чем меньше студент знает о профессии, тем хуже его
отношение к учёбе. Недостаточная
информированность студентов о содержании их будущей профессии связана с тем,
что, во-первых, слабо освещается необходимость общества в работниках
педагогической сферы, во-вторых, низкий социальный уровень (статус)
педагогов; в-третьих, невысокий престиж самой профессии в современных
социально-экономических условиях. |
|
||
|
|
|
|
|