: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Н. П. Сулимова,

А. С. Верхотурова

Адаптация студентов-первокурсников к педагогическому вузу

На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления его развития.

Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация – система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, с учётом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профориентация – это научно-обоснованное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов. Профессиональное самоопределение – это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора, соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как профессионала.

Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация – формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Интерес к проблеме первокурсника вызван тем, что на первом курсе закладывается фундамент формирования личности будущего специалиста.

Приобщение бывших школьников к условиям вуза – очень сложный и многозначный процесс. Его сложность заключается в том, что новые условия предъявляют к человеку иные требования, связанные с ломкой выработанных годами привычек и установок. В то же время многие школьники оказываются социально и психологически недостаточно подготовленными к самостоятельной жизни и учебной деятельности в вузе. Трудности, которые испытывают первокурсники, и отношение к ним указывают на определённые разногласия личности со средой. Преодоление этих трудностей происходит в процессе активного познания среды, её требований, их личностного принятия, результатом чего является адаптация личности.

Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих в большей степени соответствовать новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнять новые для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достаёт различных умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.

Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:

- профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

- социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Социально-профессиональную адаптацию принято рассматривать в трёх аспектах:

- медико-биологический аспект (результат приспособления организма и психики к условиям профессиональной деятельности и общения);

- психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса);

- социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной деятельности).

Для успешной адаптации необходимо проявление активной позиции в совместной деятельности преподавателя и студента. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель – создавать для этого условия.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учёбе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично закончившие среднюю школу на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.

Сегодня проблема адаптации студентов на начальном этапе профессионально-педагогической подготовки занимает важное место в педагогической науке и практике. Она обусловлена тем, что мотивы выбора профессии педагога у будущих студентов часто отнюдь не педагогические. Результаты различных исследований говорят о том, что уровень представлений студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учёбе: чем меньше студент знает о профессии, тем хуже его отношение к учёбе.

Недостаточная информированность студентов о содержании их будущей профессии связана с тем, что, во-первых, слабо освещается необходимость общества в работниках педагогической сферы, во-вторых, низкий социальный уровень (статус) педагогов; в-третьих, невысокий престиж самой профессии в современных социально-экономических условиях.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению