|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. А.И. Ахматшина,
Л.Н. Попов О
совершенствовании системы управления воспитательным процессом в специальной общеобразовательной
школе закрытого типа Социально-психологическая
служба является важной частью структуры «Специальной общеобразовательной школы
закрытого типа № 124». Екатеринбурга. Ключевую роль в воспитании учеников этой
школы – детей с девиантным поведением – играет социально-педагогическая
(управленческая) деятельность в рамках этой службы, что находит своё отражение
в цели, задачах и направлениях её
работы. Цель работы службы –
социальное сопровождение и ресоциализация воспитанника
школы. Основные задачи: · организация и
обеспечение социально-педагогического сопровождения; · реализация мер и
контроль результатов социальной помощи и защиты воспитанников; · организация и
координация всех мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников; · осуществление
необходимых контактов со специалистами служб и учреждений по вопросам
социально-педагогического сопровождения. При реализации
цели и основных задач, стоящих перед службой, специалисты и руководство
службы реализуют следующие направления: 1. Работа в социуме. Взаимодействие со
службами и организациями, занимающимися работой с семьёй и подростком. Подготовка
документации и представление интересов воспитанника в судах. Взаимодействие с
родителями (законными представителями), другими родственниками, учреждениями
постоянного пребывания подростков. Установление контакта с семьями:
направление в адрес родителей первичной информации (письмо об условиях пребывания
подростка в спецшколе, анкета для родителей, первое письмо ребёнка).
Диагностика семьи воспитанников. Помощь в организации связи родителей с детьми
через переписку, телефонные переговоры, свидания. Индивидуальное
консультирование родителей. Информирование родителей об изменениях, связанных
с пребыванием подростка в спецшколе. Организация участия родителей в
проведении Дней открытых дверей. 2. Социальное
сопровождение воспитанников и выпускников. Оказание помощи
воспитаннику по осуществлению связей с семьёй, а также в решении личных и
семейных проблем. Участие в организации поездок, экскурсий. Проведение
индивидуальных и групповых интерактивных занятий с воспитанниками
«Профессиональное определение», «Права и обязанности школьника», «Пожарная
безопасность» и др. Оказание помощи
детям, нуждающимся в опеке и попечительстве. Учет детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; социальная защита и охрана их прав.
Представление их интересов во всех учреждениях и организациях. Ведение
личного дела данной категории детей, накопление документов юридического статуса,
оформление сберегательных вкладов. Контроль состояния закреплённого жилья,
своевременного зачисления на лицевые счёта назначенных к выплате пенсий и
алиментов, обеспечения воспитанников необходимой одеждой и обувью. Организация
социально-психологической и правовой поддержки воспитанников после выпуска.
Контроль сроков выпуска и согласование всех необходимых вопросов. Организация
партнёрства с социальными службами, отделом опеки, с учреждением, откуда
прибыл ребёнок, с детским домом, интернатом, с родителями. Организация
отъезда выпускников к месту постоянного проживания. Сопровождение выпускников
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к новому
месту учебы и проживания. Отслеживание
результатов воспитания и оказание своевременной помощи семье и подростку
происходит посредством: ·
контроля своевременной подачи выпускниками документов
в учебное заведение и продолжения образования; ·
выезда в семьи выпускников, учреждения воспитания и
образования, центры социальной помощи семье и детям по конкретной проблеме; ·
телефонных переговоров, переписки с выпускниками, их
семьями; ·
ежегодных контрольных запросов по месту жительства,
взаимообмена информацией с территориальными комиссиями. 3. Работа по
обеспечению социального сопровождения. Взаимодействие с
другими службами. Взаимодействие со всеми работниками школы в вопросах,
касающихся обеспечения социально-правовой защиты воспитанников. Организация
правового просвещения педагогов. Оказание консультативной помощи специалистам
школы по вопросам, находящимся в компетенции социальных педагогов. Участие в
работе школьной психолого-медико-педагогической
комиссии. Ознакомление педагогов с информационно-аналитическим материалом,
статистикой. Информация по выпускникам. Работа с документами и информацией. Ведение
компьютерной базы данных по воспитанникам «Социальное сопровождение». Ведение
текущей документации. Систематизация и оформление материалов о микросоциуме воспитанников и выпускников. Организация
работы службы. 1.
Организация деятельности службы осуществляется на
основании общешкольного плана. 2.
План работы создаётся коллегиально на основе анализа
работы за предыдущий период. 3.
Все вопросы нормативно-правового, организационного и
другого характера обсуждаются на еженедельных оперативных совещаниях. Трудности работы
с подростками, направленными в «Специальную общеобразовательную школу
закрытого типа», связаны с длительным пребыванием несовершеннолетних в неблагоприятных
условиях, где ими усваиваются отрицательные стереотипы поведения. Большая
часть воспитанников имеет умственные и психические отклонения. Поэтому
воспитательный процесс необходимо выстраивать с учётом этих трёх основных трудностей,
а именно, формировать новую воспитательную среду, организовывать общественно
полезную деятельность и участие в ней воспитанников, формировать
коллективистские отношения. В течение
длительного периода работы в 7 классе школы № 124 в качестве социального
педагога нами были сформулированы следующие педагогические принципы: 1. Выявлять в воспитанниках хорошие качества и развивать
их. 2. Следить за
тем, чтобы слова не расходились с делом. 3. Быть всегда честным
по отношению к воспитанникам. Важнейшей задачей
стало изучение подростков, ориентация на индивидуальный подход в процессе
воспитания. Решить данную задачу можно только в том случае, когда социальный
педагог хорошо знает воспитанника, особенности его поведения и характера,
возможности, положительные стороны, склонности, интересы, переживания,
взаимоотношения в коллективе сверстников и с семьёй, причины конфликтных
состояний и т.д. Принципы
социально-педагогической работы реализуются следующим образом: С начала
нового учебного года воспитанникам предоставляется возможность проявить себя
с положительной стороны. Формируется правильное отношение к комфорту.
Воспитывается бережное отношение к окружающей действительности. Свободное
время воспитанников заполняется полезными и интересными для них делами. Ведется
работа по убеждению подростков в том, что неисправимых недостатков не бывает,
оказывается помощь в осознании и исправлении отрицательных качеств. Подросток
учится считаться с мнением коллектива и окружающих людей. Данная работа
осуществляется нами совместно с классным руководителем, учителем труда,
педагогом-психологом, воспитателем. В ходе работы с
воспитанниками приходится сталкиваться с проявлением грубости, себялюбия,
хвастовства, замкнутости, неумением управлять своими эмоциями, упрямством,
курением, нецензурной бранью. Чтобы предотвратить данные явления, нами
еженедельно проводятся беседы с подростками на различные темы: «Разговор о дружбе», «Курить – здоровью вредить», «Слово не
воробей – вылетит, не поймаешь» и т.д. Целью
индивидуальной работы является формирование критериев оценки подростками
своих положительных и отрицательных качеств, побуждение их к самоконтролю.
Особое внимание при этом уделяется воспитанию навыков коллективизма. В данном
ключе ведется работа по формированию привычки жить, рассуждать, трудиться,
действовать сообща, отвечать за себя и товарищей. Развитие
творческих способностей воспитанников также является актуальной задачей
работы с коллективом. Творческие задатки и способности развиваются при участии
в общественно-полезном труде. Так, к Новому году 7 класс украсил спортивный
зал, столовую, большой коридор для проведения праздничных мероприятий. Физический труд –
неотъемлемая часть воспитательного процесса. Наряду с занятиями на уроках
технологии, подростки трудятся и для своего жизнеобеспечения. Это работа на
территории школы, уборка снега, дежурство в столовой, игровой и т.д. Процессу социального воспитания подростков с девиантным
поведением помогает их приобщение к прекрасному. Поэтому
мы часто организуем поездки воспитанников в Цирк, во Дворец молодёжи,
экскурсии по городу, в театры и музеи, которые мотивируют подростков к переменам
поведения. Таким образом, на сегодняшний день коллектив находится на достаточном
уровне развития, воспитанники живут по правилу «один за всех, все за одного»,
по прилежанию и поведению получают хорошие оценки. |
|
||
|
|
|
|
|