: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

А.И. Ахматшина,

Л.Н. Попов

О совершенствовании системы управления воспитательным процессом в специальной общеобразовательной школе закрытого типа

Социально-психологическая служба является важной частью структуры «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124». Екатеринбурга. Ключевую роль в воспитании учеников этой школы – детей с девиантным поведением – играет социально-педагогическая (управленческая) деятельность в рамках этой службы, что находит своё отражение в цели, задачах и направлениях  её работы.

Цель работы службы – социальное сопровождение и ресоциализация воспитанника школы. Основные задачи:

·    организация и обеспечение социально-педагогического сопровождения;

·    реализация мер и контроль результатов социальной помощи и защиты воспитанников;

·    организация и координация всех мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников;

·    осуществление необходимых контактов со специалистами служб и учреждений по вопросам социально-педагогического сопровождения.

При реализации цели и основных задач, стоящих перед службой, специалисты и руководство службы реализуют следующие направления:

1. Работа в социуме.

Взаимодействие со службами и организациями, занимающимися работой с семьёй и подростком. Подготовка документации и представление интересов воспитанника в судах. Взаимодействие с родителями (законными представителями), другими родственниками, учреждениями постоянного пребывания подростков. Установление контакта с семьями: направление в адрес родителей первичной информации (письмо об условиях пребывания подростка в спецшколе, анкета для родителей, первое письмо ребёнка). Диагностика семьи воспитанников. Помощь в организации связи родителей с детьми через переписку, телефонные переговоры, свидания. Индивидуальное консультирование родителей. Информирование родителей об изменениях, связанных с пребыванием подростка в спецшколе. Организация участия родителей в проведении Дней открытых дверей.

2. Социальное сопровождение воспитанников и выпускников.

Оказание помощи воспитаннику по осуществлению связей с семьёй, а также в решении личных и семейных проблем. Участие в организации поездок, экскурсий. Проведение индивидуальных и групповых интерактивных занятий с воспитанниками «Профессиональное определение», «Права и обязанности школьника», «Пожарная безопасность» и др.

Оказание помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная защита и охрана их прав. Представление их интересов во всех учреждениях и организациях. Ведение личного дела данной категории детей, накопление документов юридического статуса, оформление сберегательных вкладов. Контроль состояния закреплённого жилья, своевременного зачисления на лицевые счёта назначенных к выплате пенсий и алиментов, обеспечения воспитанников необходимой одеждой и обувью.

Организация социально-психологической и правовой поддержки воспитанников после выпуска. Контроль сроков выпуска и согласование всех необходимых вопросов. Организация партнёрства с социальными службами, отделом опеки, с учреждением, откуда прибыл ребёнок, с детским домом, интернатом, с родителями. Организация отъезда выпускников к месту постоянного проживания. Сопровождение выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к новому месту учебы и проживания.

Отслеживание результатов воспитания и оказание своевременной помощи семье и подростку происходит посредством:

·        контроля своевременной подачи выпускниками документов в учебное заведение и продолжения образования;

·        выезда в семьи выпускников, учреждения воспитания и образования, центры социальной помощи семье и детям по конкретной проблеме;

·        телефонных переговоров, переписки с выпускниками, их семьями;

·        ежегодных контрольных запросов по месту жительства, взаимообмена информацией с территориальными комиссиями.

3. Работа по обеспечению социального сопровождения.

Взаимодействие с другими службами. Взаимодействие со всеми работниками школы в вопросах, касающихся обеспечения социально-правовой защиты воспитанников. Организация правового просвещения педагогов. Оказание консультативной помощи специалистам школы по вопросам, находящимся в компетенции социальных педагогов. Участие в работе школьной психолого-медико-педагогической комиссии. Ознакомление педагогов с информационно-аналитическим материалом, статистикой. Информация по выпускникам. Работа с документами и информацией. Ведение компьютерной базы данных по воспитанникам «Социальное сопровождение». Ведение текущей документации. Систематизация и оформление материалов о микросоциуме воспитанников и выпускников.

Организация работы службы.

1.     Организация деятельности службы осуществляется на основании общешкольного плана.

2.     План работы создаётся коллегиально на основе анализа работы за предыдущий период.

3.     Все вопросы нормативно-правового, организационного и другого характера обсуждаются на еженедельных оперативных совещаниях.

Трудности работы с подростками, направленными в «Специальную общеобразовательную школу закрытого типа», связаны с длительным пребыванием несовершеннолетних в неблагоприятных условиях, где ими усваиваются отрицательные стереотипы поведения. Большая часть воспитанников имеет умственные и психические отклонения. Поэтому воспитательный процесс необходимо выстраивать с учётом этих трёх основных трудностей, а именно, формировать новую воспитательную среду, организовывать общественно полезную деятельность и участие в ней воспитанников, формировать коллективистские отношения.

В течение длительного периода работы в 7 классе школы № 124 в качестве социального педагога нами были сформулированы следующие педагогические принципы:

1. Выявлять в воспитанниках хорошие качества и развивать их.

2. Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом.

3. Быть всегда честным по отношению к воспитанникам.

Важнейшей задачей стало изучение подростков, ориентация на индивидуальный подход в процессе воспитания. Решить данную задачу можно только в том случае, когда социальный педагог хорошо знает воспитанника, особенности его поведения и характера, возможности, положительные стороны, склонности, интересы, переживания, взаимоотношения в коллективе сверстников и с семьёй, причины конфликтных состояний и т.д.

Принципы социально-педагогической работы реализуются следующим образом: С начала нового учебного года воспитанникам предоставляется возможность проявить себя с положительной стороны. Формируется правильное отношение к комфорту. Воспитывается бережное отношение к окружающей действительности. Свободное время воспитанников заполняется полезными и интересными для них делами. Ведется работа по убеждению подростков в том, что неисправимых недостатков не бывает, оказывается помощь в осознании и исправлении отрицательных качеств. Подросток учится считаться с мнением коллектива и окружающих людей.

Данная работа осуществляется нами совместно с классным руководителем, учителем труда, педагогом-психологом, воспитателем.

В ходе работы с воспитанниками приходится сталкиваться с проявлением грубости, себялюбия, хвастовства, замкнутости, неумением управлять своими эмоциями, упрямством, курением, нецензурной бранью. Чтобы предотвратить данные явления, нами еженедельно проводятся беседы с подростками на различные темы: «Разговор о дружбе», «Курить – здоровью вредить», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» и т.д.

Целью индивидуальной работы является формирование критериев оценки подростками своих положительных и отрицательных качеств, побуждение их к самоконтролю. Особое внимание при этом уделяется воспитанию навыков коллективизма. В данном ключе ведется работа по формированию привычки жить, рассуждать, трудиться, действовать сообща, отвечать за себя и товарищей.

Развитие творческих способностей воспитанников также является актуальной задачей работы с коллективом. Творческие задатки и способности развиваются при участии в общественно-полезном труде. Так, к Новому году 7 класс украсил спортивный зал, столовую, большой коридор для проведения праздничных мероприятий.

Физический труд – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Наряду с занятиями на уроках технологии, подростки трудятся и для своего жизнеобеспечения. Это работа на территории школы, уборка снега, дежурство в столовой, игровой и т.д.

Процессу социального воспитания подростков с девиантным поведением помогает их приобщение к прекрасному. Поэтому мы часто организуем поездки воспитанников в Цирк, во Дворец молодёжи, экскурсии по городу, в театры и музеи, которые мотивируют подростков к переменам поведения. Таким образом, на сегодняшний день коллектив находится на достаточном уровне развития, воспитанники живут по правилу «один за всех, все за одного», по прилежанию и поведению получают хорошие оценки.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению