: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

О.Б. Набокова,

Н. П. Сулимова

Социальное здоровье субъектов образовательного процесса:
организационно-педагогические условия

Высшее учебное заведение, являясь прежде всего социальной средой, оказывает существенное влияние на становление и формирование социального здоровья студентов. Социально здоровому человеку легче адаптироваться к новым социальным условиям, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и решения различного рода проблем, связанных с разными сферами деятельности.

Современная образовательная модель высшей школы делает акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на физическое и психическое здоровье субъектов образовательного процесса. Другие аспекты здоровья нравственный и социальный затрагиваются в меньшей степени. Между тем проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в высшем учебном заведении.

Эту проблему исследовали многие учёные. Различные теоретико-методологические основания анализа здоровья предлагаются в трудах Н. М. Амосова, Г. П. Апанасенко, Р. П. Баевского, А. П. Берсенова, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, В. П. Казначеева, Л. А. Попова и др. Вопросам здорового образа жизни посвящены работы Н. Г. Блинова, Ю. П. Лисицына, А. Д. Степанова, И. В. Журавлевой, В. П. Казначеева, Н. В. Панкратова. В трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ю. Р. Вишневского, Г. Е. Зборовского, Л. Н. Когана, А. В. Меренкова, В. Я. Нечаева, Л. Я. Рубиной, и др. содержатся общетеоретические и социологические подходы к исследованию проблем образования в целом, его ролевых и функциональных характеристик, значения в общественной жизни. Валеологическое образование в высшей школе рассматривали С.Н. Горбушина и Н.З. Кайгородова. Здоровье в структуре интересов и стиля жизни студентов освещалось в трудах И. М. Быховской, Е. В. Реутова, Г. Ю. Козиной. Здоровому образу жизни студентов посвящены работы В. Д. Паначева. Проблему здоровья педагогов рассматривали Т. М. Резер, Н. Н. Малярчук и С. М. Шингаев.

Анализ показывает, что несмотря на повышенный интерес учёных к проблеме здоровья, недостаточное внимание уделяется вопросам социального здоровья студентов и профессорско-преподавательского состава.

Социологический подход к социальному здоровью определяет, что «здоровое общество» это общество, где минимален уровень «социальных болезней». Болезнь биологический феномен, и понятие «социальное здоровье» имеет, таким образом, фигуральное значение. В рамках социологического подхода социальное здоровье включает в себя 3 компонента:

1.Социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространённости, вызываемых ими экономических потерь, тяжести.

2.Влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы.

3.Оценку биологического состояния определённой части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих так называемую социальную статистику [3, с. 143].

Е. Н. Нестерова считает, что «социальное здоровье это социальная активность, деятельное отношение человека к миру» [1]. Р. В. Овчарова определяет социальное здоровье как «определённый уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определённый уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие» [2, с. 131]. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Таким образом, Р. В. Овчарова выделяет следующие критерии социального здоровья [2, с. 131]:

·        адаптация в референтных общностях (семья, класс, группа);

·        овладение ведущими и другими видами деятельности (игровой, учебной, учебно-профессиональной);

·        овладение нормативным, правилосообразным поведением;

·        выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

·        наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств.

На наш взгляд, с социально-педагогической точки зрения, социальное здоровье – это социальная активность людей (в нашем случае – субъектов образовательного процесса) и отсутствие социально значимых заболеваний и зависимостей в обществе или в определённой группе людей (табакокурения, алкоголизма, наркозависимости, вич-инфекции).

Для улучшения социального здоровья субъектов образовательного процесса необходимо учитывать комплекс организационно-педагогических условий, т.е. систему формирования учебной и внеучебной работы, включающую в себя следующие направления профилактического характера:

·        проведение мониторинга состояния здоровья студентов и преподавателей с учётом факторов риска развития социальных заболеваний;

·        внедрение элементов профилактики зависимостей и социально значимых заболеваний в учебные курсы и в образовательно-просветительские программы для студенческого актива и кураторов учебных групп;

·        создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение задач профилактики вредных зависимостей;

·        организация участия студентов и преподавателей во внутривузовских, межвузовских и городских спортивно-массовых мероприятиях;

·        привлечение к профилактике зависимостей широкого круга специалистов;

·        проведение преподавателями лекций, тренингов, бесед, круглых столов для студентов по профилактике зависимостей и социально значимых заболеваний;

·        организация тематических научно-практических, спортивных, досуговых и агитационных мероприятий: выставок студенческих плакатов и газет профилактической направленности, информационно-справочного материала «В помощь первокурснику», листовок, буклетов, плакатов о социально значимых заболеваниях, оформление стендовой информации;

·        создание в вузе информационного профилактического центра;

·        выпуск редакционно-издательским отделом вуза брошюр, плакатов, листовок профилактической направленности;

·        создание на базе вуза волонтёрского движения по профилактике зависимостей и социально значимых заболеваний;

·        организация студентами и преподавателями акций по профилактике социально значимых заболеваний, приуроченных к знаменательным датам (17 ноября — Всемирный день борьбы с курением, 1 декабря Международный день борьбы со спидом и др.).

·        организация и проведение анонимных консультаций психолога через студенческий портал веб-сайта университета;

·        сотрудничество с районными, городскими и областными организациями и медицинскими учреждениями, занимающимися профилактикой зависимостей и социально значимых заболеваний.

Создание этих условий призвано способствовать:

1. Расширению знаний студентов и преподавателей о пагубном воздействии наркотических, алкогольных, табачных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими.

1.     Формированию навыков противостояния вредным зависимостям.

2.     Умению находить средства такого противостояния.

3.     Снижению зависимости от вредных привычек.

4.     Формированию у студентов осознанного негативного отношения к употреблению наркотических, алкогольных, табачных и иных веществ.

5.     Созданию благоприятного климата взаимоотношений преподавателей и студентов в совместной социально-значимой деятельности.

При этом основным организационно-педагогическим условием по укреплению социального здоровья студентов и профессорско-преподавательского состава является обеспечение единства учебной и внеучебной работы по профилактике зависимостей и социально значимых заболеваний. Для координации профилактической деятельности различных вузовских структур необходим единый центр, который мог бы руководить последовательной реализацией мероприятий в данном направлении.

 

Библиографический список

1. Зайцев В. П. Состояние проблемы «Учение о здоровье человека» [Текст]: теория и практика физической культуры / В. П. Зайцев. 2002. № 4. [Электронный ресурс]: Режим доступа к журн.: http://lib.sportedu.ru.

2. Овчарова Р. В. Методология практической деятельности психолога образования [Текст] / Р. В. Овчарова // Образование и наука. 2002. № 1. С. 128-140.

3. Психология здоровья [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. 607 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению