|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. О.Б. Набокова, Н. П. Сулимова Социальное
здоровье субъектов образовательного процесса: Высшее учебное заведение, являясь
прежде всего социальной средой, оказывает существенное влияние на становление
и формирование социального здоровья студентов. Социально здоровому человеку легче
адаптироваться к новым социальным условиям, осуществлять самообразование и
самовоспитание, находить средства преодоления и решения различного рода
проблем, связанных с разными сферами деятельности. Современная
образовательная модель высшей школы делает акцент на медицинской стороне
здоровья, обращает внимание в основном на физическое и психическое здоровье
субъектов образовательного процесса. Другие аспекты здоровья – нравственный и социальный – затрагиваются в меньшей степени. Между тем
проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в высшем
учебном заведении. Эту проблему исследовали многие учёные.
Различные теоретико-методологические основания анализа
здоровья предлагаются в трудах Н. М. Амосова, Г. П. Апанасенко,
Р. П. Баевского, А. П. Берсенова,
И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера,
В. П. Казначеева, Л. А. Попова и др. Вопросам здорового образа жизни
посвящены работы Н. Г. Блинова, Ю. П. Лисицына, А.
Д. Степанова, И. В. Журавлевой, В. П. Казначеева, Н. В. Панкратова. В
трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ю. Р. Вишневского, Г. Е. Зборовского,
Л. Н. Когана, А. В. Меренкова, В. Я. Нечаева, Л. Я.
Рубиной, и др. содержатся общетеоретические и
социологические подходы к исследованию проблем образования в целом, его
ролевых и функциональных характеристик, значения в общественной жизни. Валеологическое образование в высшей школе рассматривали
С.Н. Горбушина и Н.З. Кайгородова. Здоровье в структуре интересов и стиля
жизни студентов освещалось в трудах И. М. Быховской, Е. В. Реутова, Г. Ю. Козиной. Здоровому образу жизни
студентов посвящены работы В. Д. Паначева. Проблему
здоровья педагогов рассматривали Т. М. Резер, Н. Н.
Малярчук и С. М. Шингаев. Анализ показывает, что
несмотря на повышенный интерес учёных к проблеме здоровья, недостаточное
внимание уделяется вопросам социального здоровья студентов и
профессорско-преподавательского состава. Социологический подход к социальному здоровью определяет,
что «здоровое общество» – это общество, где
минимален уровень «социальных болезней». Болезнь –
биологический феномен, и понятие «социальное здоровье» имеет, таким образом,
фигуральное значение. В рамках социологического подхода социальное здоровье
включает в себя 3 компонента: 1.Социальную
значимость тех или иных заболеваний в силу их распространённости, вызываемых
ими экономических потерь, тяжести. 2.Влияние
общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их
течения и исходы. 3.Оценку
биологического состояния определённой части или всей человеческой популяции
на основе интегрированных статистических показателей, составляющих так
называемую социальную статистику [3, с. 143]. Е. Н. Нестерова считает, что «социальное здоровье – это социальная активность, деятельное отношение
человека к миру» [1]. Р. В. Овчарова
определяет социальное здоровье как «определённый уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов
взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание,
регуляция); определённый уровень психического и личностного развития, позволяющий
успешно реализовывать это взаимодействие» [2, с. 131]. Антиподом социального
здоровья является состояние социальной запущенности. Таким образом, Р. В.
Овчарова выделяет следующие критерии социального
здоровья [2, с. 131]: ·
адаптация в референтных
общностях (семья, класс, группа); ·
овладение ведущими и другими видами
деятельности (игровой, учебной, учебно-профессиональной); ·
овладение нормативным, правилосообразным поведением; ·
выработка индивидуального стиля поведения
(деятельности); ·
наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств. На наш взгляд, с социально-педагогической
точки зрения, социальное здоровье – это социальная активность людей (в нашем
случае – субъектов образовательного процесса) и отсутствие социально значимых
заболеваний и зависимостей в обществе или в определённой группе людей (табакокурения, алкоголизма, наркозависимости,
вич-инфекции). Для улучшения социального здоровья субъектов
образовательного процесса необходимо учитывать комплекс
организационно-педагогических условий, т.е. систему формирования учебной и внеучебной работы, включающую в себя следующие
направления профилактического характера: ·
проведение мониторинга состояния здоровья студентов и
преподавателей с учётом факторов риска развития социальных заболеваний; ·
внедрение элементов профилактики зависимостей и
социально значимых заболеваний в учебные курсы и в образовательно-просветительские
программы для студенческого актива и кураторов учебных групп; ·
создание нормативно-правовой базы,
обеспечивающей эффективное решение задач профилактики вредных зависимостей; ·
организация участия студентов и преподавателей во внутривузовских, межвузовских и городских
спортивно-массовых мероприятиях; ·
привлечение к профилактике зависимостей широкого
круга специалистов; ·
проведение преподавателями лекций,
тренингов, бесед, круглых столов для студентов по профилактике зависимостей и
социально значимых заболеваний; ·
организация тематических научно-практических,
спортивных, досуговых и агитационных мероприятий: выставок студенческих
плакатов и газет профилактической направленности, информационно-справочного материала
«В помощь первокурснику», листовок, буклетов, плакатов о социально значимых
заболеваниях, оформление стендовой информации; ·
создание в вузе информационного профилактического центра; ·
выпуск редакционно-издательским отделом вуза брошюр,
плакатов, листовок профилактической направленности; ·
создание на базе вуза волонтёрского движения по профилактике
зависимостей и социально значимых заболеваний; ·
организация студентами и преподавателями акций по
профилактике социально значимых заболеваний, приуроченных к знаменательным
датам (17 ноября — Всемирный день борьбы с курением, 1 декабря –Международный день
борьбы со спидом и др.). ·
организация и проведение анонимных
консультаций психолога через студенческий портал веб-сайта университета; ·
сотрудничество с районными,
городскими и областными организациями и медицинскими учреждениями,
занимающимися профилактикой зависимостей и социально значимых заболеваний. Создание этих условий призвано способствовать: 1. Расширению знаний студентов и
преподавателей о пагубном воздействии наркотических, алкогольных, табачных
веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими. 1.
Формированию навыков противостояния вредным зависимостям. 2.
Умению находить средства такого противостояния. 3.
Снижению зависимости от вредных привычек. 4.
Формированию у студентов осознанного
негативного отношения к употреблению наркотических, алкогольных, табачных и
иных веществ. 5.
Созданию благоприятного климата взаимоотношений
преподавателей и студентов в совместной социально-значимой деятельности. При этом основным
организационно-педагогическим условием по укреплению социального здоровья
студентов и профессорско-преподавательского состава является обеспечение
единства учебной и внеучебной работы по
профилактике зависимостей и социально значимых заболеваний. Для координации профилактической
деятельности различных вузовских структур необходим единый центр, который мог
бы руководить последовательной реализацией мероприятий в данном направлении. Библиографический
список 1. Зайцев В. П. Состояние проблемы
«Учение о здоровье человека» [Текст]: теория и практика физической культуры /
В. П. Зайцев. 2002. № 4. [Электронный ресурс]: Режим доступа к журн.: http://lib.sportedu.ru. 2. Овчарова Р. В. Методология практической
деятельности психолога образования [Текст] / Р. В. Овчарова
// Образование и наука. 2002. № 1. С. 128-140. 3. Психология
здоровья [Текст]: учеб. для
вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. 607 с. |
|
||
|
|
|
|
|