: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

Н. В. Евсеева,

 Л. Н. Попов

О некоторых приоритетах формирования имиджа социального педагога

Социальный педагог в школе выполняет большой объём работы, он много общается и взаимодействует с разными людьми. Социальному педагогу по роду своей деятельности приходится работать с учениками и их родителями, с учителями, администрацией школы, а также с руководителями и работниками организаций и учреждений, от которых зависит решение того или иного вопроса. От того, как окружающие люди будут воспринимать социального педагога, от их отношения к нему как к профессионалу и личности будет зависеть успех его деятельности. Требования, предъявляемые к профессиональным качествам социального педагога, многообразны. Это естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность, коммуникабельность, непосредственность и т.д., и эти качества должны находить воплощение в целенаправленной работе социального педагога над своим имиджем. Такую работу необходимо начинать со студенческой скамьи.

Тема имиджа в настоящее время актуальна, и определения имиджа весьма неоднозначны. Так, В. М. Шепель трактует имидж как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо» [6, с. 24]. Большая Российская Энциклопедия даёт следующее определение: «Имидж (англ. image, от лат. imago – образ, вид) – целенаправленно формируемый образ (к.-л. лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.» [5, с. 206].

 Имидж – некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создавать оптимистичное настроение, поэтому эффективная деятельность социального педагога невозможна без его доброжелательного облика. Удачно созданный имидж является одним из важных факторов успеха. Имидж содержит в себе две группы функций.

1. Ценностные функции:

- личностно возвышающая. Благодаря созданию ореола привлекательности, личность становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств;

- комфортизация межличностных отношений.  Её cуть заключается в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому и нравственную меру терпимости, такта;

- психотерапевтическая. Благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, личность обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

2. Технологические функции:

- межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу, можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения;

- высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты;

- затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, прически и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которые имеются у человека;

- организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, и поэтому они психологически легче располагаются к тому, что говорит или демонстрирует человек;

- преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

Имидж социального педагога включает в себя несколько составляющих (по Р.В. Овчаровой):

- визуальное восприятие человека степень физической привлекательности, выразительности манер; одежда и аксессуары как отражение личной элегантности;

интеллектуальное восприятие впечатляющие личностные характеристики; качества, отражающие профессиональный портрет специалиста;

- статусное восприятие – оценка положения в обществе; профессия, должность;

- социальный фон – личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги; принадлежность к социальной группе, степень престижа этой группы;

влияние интерьера – качество, стиль; цветовое оформление; пространственные характеристики.

Приоритетными характеристиками имиджа социального педагога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, интерес к людям, желание помочь в решении их проблем, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и смелость.

Психолог С. Б. Ребрик выделяет основные компоненты первого впечатления, формирующегося через 3 канала: визуальный (движения, взгляды, одежда, выражение лица, манера поведения) – 60%, вербальный (значение слов) – 10%, вокальный (тембр, мелодика, ритм и т.п. голоса) – 30% [2, c. 32].

Необходимо отметить, что в создании имиджа социального педагога важную роль играют одежда и аксессуары. Лучший вариант одежды – классический строгий костюм.

Выбор цвета (в одежде и окружении) может повлиять на физическое и психическое самочувствие человека, а также на восприятие одного человека другим, являясь одним из существенных факторов формирования благоприятного или негативного персонального имиджа. По утверждению специалистов по цветотерапии, наиболее благоприятное влияние на орган зрения оказывают малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые) – так называемые оптимальные.

Однако русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». По мнению современных психологов, первые 20 секунд окружающие внимательно нас оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают наше умение говорить и слушать, затем определяют нашу коммуникабельность и следят за нашими жестами.

Владение грамотной устной и письменной речью – обязательная составляющая имиджа социального педагога. Педагог, не владеющий нормами литературного языка, объективно является носителем низкого типа речевой культуры – просторечия. Русский филолог В. Д. Бондалетов писал: «Не заметить просторечия нельзя. Две-три фразы, включающие в себя просторечные элементы, маркируют речь говорящего и сигнализируют о его социальном и культурно-речевом статусе» [1, с. 54].

Звучание голоса – такой же важный компонент имиджа социального педагога. Известный специалист в сфере управления А. А. Романов пишет: «Если внешность со временем прощается, нивелируется, то к звучанию голоса собеседника мы более критичны, не всегда даже осознавая это. Недостатки голосового оформления каждый раз «режут ухо» [3, с. 200]. Общепринятые орфоэпические нормы зафиксированы в специальных словарях и учебных пособиях по постановке речевого голоса.

Таким образом, основой формирования имиджа социального педагога является подчёркнутая «культурность» как внешнего облика, интеллекта (речи), что особенно важно для начинающего социального педагога, так и его статуса, социального фона и внешнего окружения.

 

Библиографический список

1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика [Текст] / В. Д. Бондалетов. М.: Просвещение, 1987. 160 с.

2. Ребрик С. Б. Тренинг профессиональных продаж [Текст]/ С. Б. Ребрик. М. : Эксмо, 2002. 232 с.

3. Романов А. А. Грамматика деловых бесед [Текст] / А. А. Романов. Тверь, 1995. 240 с.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 480 с.

5. Российский Энциклопедический Словарь: в 2 кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Рос. Энц., 2001. Кн. 1. 443 с.

6. Шепель В. М. Имиджеология. Как нравиться людям [Текст] / В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. 500 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению