: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

А. А. Мельникова

Направления деятельности социального педагога в контексте современности

Педагог. Каждый понимает это слово по-своему. У меня в связи с этим словом возникает в памяти образ учителя начальной школы, потому что именно он произвёл на меня первые, самые яркие впечатления о школе. Моя первая учительница обладала всеми качествами, которые должны быть у настоящего педагога. Это любовь к детям, к своей работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура, профессиональное мастерство, а также умение общаться, артистичность, весёлый нрав и хороший вкус.

Социальный педагог также должен обладать этими качествами, хотя он выполняет несколько иные функции в образовательном учреждении. Он объединяет в своей деятельности воспитательную работу с родителями, яв-

ляется организатором внеучебного времени школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; периодически информирует педагогов школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; руководит планированием социально-педагогической работы в школе. Функциональных обязанностей у социального педагога очень много, но я остановлюсь на его работе с педагогическим коллективом по организации развивающей деятельности школьников.

Сегодняшние родители хотят, чтобы их дети, получая разнообразные знания, росли здоровыми, развивались творчески, находили занятия для души, учились общаться с другими и т.д. Исходя из этого, они ориентируются на коллективы с физкультурно-оздоровительной и развивающе-творческой направленностью. Между тем многие педагоги понимают свои задачи несколько односторонне: дать больше знаний по своему предмету не заботясь, например, об эмоциональном и психическом развитии ребёнка, расширении его способности к коммуникации, к саморазвитию и т.д. Деятельность педагогов бывает формализованной, узко дисциплинарной.

Задачи социального педагога в работе с преподавательским составом школы должны быть направлены на преодоление этой формализованности. Он должен настроить педагогов на широкую социально-педагогическую работу с учащимися, которая обеспечивала бы личностно-деятельностный характер образовательного процесса, многообразие видов деятельности, удовлетворяющих различные интересы, широкую профориентацию, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования. Сегодня это главные приоритеты при подготовке разностороннего развития ребёнка в школе, и реализуя их, социальный педагог должен выполнять по отношению к педагогическому коллективу прежде всего управленческие функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную.

На основе разностороннего анализа и диагностики необходимо научить педагогов видеть потенциальные возможности школьников и соотносить их с реальным содержанием педагогической деятельности. Какое дополнительное образование мы строим? Какая образовательная система сегодня востребована? Все ли ресурсы используются педагогами, школой для разностороннего развития личности?

Педагогов нужно учить разработке комплексных образовательных программ, предусматривающих различные виды творческой деятельности учащихся. В то же время социальный педагог должен обучить их использованию разных форм социально-педагогической деятельности по организации внеучебного времени школьников, по работе с их родителями, с детьми группы риска и т.д. Такая учёба может осуществляться через методические объединения, педагогические советы, тренинги, через самоанализ и рефлексию собственной деятельности.

Новых подходов от социального педагога требует сегодня работа с родителями и родительской общественностью. Она может строиться не только через родительские собрания, но и через попечительские и родительские советы, родительские школы и университеты, через организацию школьных мероприятий, в которых родителям будет отводиться ведущая роль. В рамках социально-педагогической деятельности может осуществляться обмен опытом семейного воспитания, шефство представителей родительского комитета или попечительского совета над проблемными семьями или отдельными детьми группы риска.

И если говорить о работе социального педагога в контексте современности, то она должна носить управленческий характер, а сам социальный педагог – это социально-педагогический менеджер, главной миссией которого является руководство всеми социально-педагогическими процессами, происходящими в образовательном учреждении.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению