|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 8
апреля 2010 г. Раздел 3 ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. Г. Санникова, И. А. Вершинина Управленческая
культура в теории и практике А. С. Макаренко Термин
«культура» (от лат. cultura) буквально означает
воспитание, образование и развитие. Это специфический способ организации
человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и
духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных
ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим
себе. В культуре отражается специфика сознания, поведения и деятельности
людей в конкретных сферах жизни. «Управленческая
культура» является частью общей культуры. В широком смысле это понятие
употребляется для характеристики организационно-технических условий и
традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя.
В узком значении культура управления может трактоваться как служебная этика
руководителя, способность представлять власть и умение пользоваться ею. Эта
способность предполагает высокий уровень знания руководителем своих прав и
обязанностей, умение пользоваться властью, т.е. применять в управленческой
практике методы и приёмы, эффективно воздействующие на объект управления. При
анализе произведений А. С. Макаренко обращает на себя внимание
прежде всего высокий уровень управленческой культуры педагога-руководителя.
Он проявляется разносторонне и многогранно во всей системе отношений, которая
складывается у него с воспитанниками и коллегами по работе. Культура
управления А. С. Макаренко начинается с его общей культуры и личностных,
субъективно-психологических качеств. По воспоминаниям современников он
предстает перед нами исключительно требовательным к себе человеком,
обладающим врожденным чувством такта по отношению к окружающим. Именно эти
качества являются основополагающими для него как для руководителя.
Требовательность к себе проявляется у Макаренко во всем: в манере одеваться,
в поведении, в характере общения с воспитанниками и коллегами, в культуре
речи, в умении держаться в любых ситуациях соответственно своему руководящему
и педагогическому статусу. «Я должен быть эстетически выразителен, поэтому я
ни разу не вышел с неочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь
какой-то блеск, по силе и возможности, конечно. Я тоже должен быть таким же
радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальную физиономию,
грустное лицо. Даже если у меня были неприятности, если я болен, я должен
уметь не выкладывать всего этого перед детьми», – говорит он о себе [2, с.
364]. Человек
твёрдой воли, строгий, даже суровый, настойчивый и бескомпромиссный,
считающий возможным применить к своим требованиям слово «диктаторские», он
вводит в колонии военные порядки, сажает под арест своих воспитанников и даже
воспитателей. Дети, чуткие ко всякому злу и несправедливости, наверное,
должны были взбунтоваться, но они почему-то безоговорочно принимают
авторитарность своего воспитателя. Почему? Ответ на этот вопрос мы находим в
воспоминаниях о Макаренко бывших воспитанников
колонии, в которых, с одной стороны, проявляется понимание строгости и
непреклонности его требований, с другой, – искренняя и благодарная любовь к
нему, как к человеку, заменившему им отца. «Наш Антон стал для всех примером,
– пишет Семён Калабалин. – Нам хотелось хотя
чем-нибудь быть похожими на него: голосом, почерком, походкой, отношением к
труду, шуткой. Любили мы его настолько ревниво, что не допускали даже его
права, допустим, на женитьбу. Мы готовы были считать это изменой. Каждый из
нас имел право на сыновьи чувства к нему, ждал отцовской заботы,
требовательной любви от него и изумительно умно ими одаривался» [1, c. 34]. Воспитанники
откликались на «требовательную любовь» Макаренко стремлением стать такими,
какими их видел педагог. Они уважали, понимали и добровольно принимали его
требовательность, потому что она начиналась с его повышенной требовательности
к самому себе. А с другой стороны, нельзя забывать о том, что воспитательные
учреждения А.С. Макаренко отличались специфическим составом детского
контингента. В этих условиях требовательные действия были оправданными, так
как они «срабатывали» на пользу детям и в основе своей содержали не
диктаторское, а глубоко гуманистическое начало. Высшим
показателем его управленческой культуры является знание человеческой
психологии и умение воплотить их в своих принципах управления. Это принципы
проявления как можно большего требования к человеку и как можно большего
уважения к нему, доверия, веры в положительный потенциал ребёнка, «забвения»
негативов из его прошлой, часто преступной жизни, справедливости,
ответственности, порядка и дисциплины. Они безоговорочно принимались воспитанниками
как руководство к собственным действиям. Причём педагогу удавалось добиваться
того, что воспитанники считали себя «зачинателями» этих принципов, потому что он влиял на их сознание не нотациями и
нравоучениями, а как бы исподволь. По его правилам, «воспитатель должен
знать, что воспитанники очень не любят подвергаться специальным
педагогическим процедурам, не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе
воспитания. Поэтому сущность педагогической позиции воспитателя должна быть
скрыта от воспитанников, и не выступать не передний план» [4, с. 100]. В
арсенале А. С. Макаренко множество методов управления коллективной и
индивидуальной деятельностью воспитанников. Среди них не последнее место
занимают: обязательное предписание, указание, распоряжение, приказ, без которых невозможно никакое руководство. Однако по мере
развития детского коллектива преобладают такие демократические формы, как
беседа, совет, товарищеская просьба, пожелание, личное участие в организации
общих дел и т.д. Но при этом важнейшим показателем управленческой культуры у
Макаренко является трансформация психолого-педагогических и управленческих
методов в принципы жизни коллектива. В учреждениях А. С. Макаренко это
порядок, точность, дисциплина, коллективный характер решений по всем важным
вопросам жизни коллектива и отдельных воспитанников. Управленческая
культура у А. С. Макаренко проявляется не только в его личностных и
субъективно-психологических характеристиках, но и во всех особенностях стиля
взаимоотношений с воспитанниками и коллегами, важнейшей составляющей которого
является тон делового общения с ними. В статье «Стиль работы с коллективом»
он говорит об этом так: «Нормальный тон не должен иметь характера
приподнятой, истерической напряженности, постоянной бурливости, которая неприятно
бьет в глаза. Нормальный тон – это прежде всего
спокойный искренний вид, это проявление внутреннего, уверенного спокойствия,
уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и в своём будущем» [3, c. 212]. Макаренко
много размышлял о роли директора детского учреждения. И в качестве одного из
важнейших управленческих принципов им был выделен принцип централизации,
основанный на авторитете руководителя. Следующим важным для руководителя
принципом он считал принцип коллегиальности, т.е. управления деятельностью
учреждения через коллектив и с помощью коллектива, в соответствии с которым
ни одно важное управленческое решение не может быть принято руководителем в
одиночку. Коллегиальность в теории и практике Макаренко связана с
привлечением к управлению как можно большего числа участников, когда
«мастерство руководителя проявляется не в простом администрировании, а в том,
чтобы, сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор
общественным силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу,
школьной печати, инициативе отдельных лиц и развёрнутой системе школьного
самоуправления» [2, с. 572]. Таким
образом, каждый воспитанник Макаренко, наделяясь различными полномочиями и
ответственностью, проходил хорошую школу управления. «Благодаря такой системе
большинство колонистов участвовало не только в рабочей функции, но и в
функции организаторской, – пишет он. – Благодаря именно этому наша колония
отличалась в 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и
перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой
задачи всегда находились с избытком кадры способных и инициативных
организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться» [3,
с. 202]. Огромное
место в культуре управления играют традиции. Так, и в теории А. С. Макаренко
большое внимание уделено культурным традициям, а в его управленческой
практике они занимали едва ли не центральное место. Он считал, что «школа, в
которой нет традиций… не может быть хорошей школой»
[2, c. 268]. Среди
сотен макаренковских традиций были традиции повседневные и праздничные,
традиции дисциплины и порядка, дежурства и организации самоуправления,
традиции игры, дружбы, красоты, трудовые традиции и т.д. Все дисциплинарные
нюансы приобретали в колонии форму традиций, которые устанавливались в
большинстве своём самими коммунарами. Например: с лучших
спрашивать больше и поручать им самую трудную работу; на собраниях говорить
по песочным часам только одну минуту; коммунар не должен держаться за перила
лестницы, не должен прислоняться к стене, он всегда должен надеяться на свою
талию, которая крепко стянута ремнем. Такие традиции безумно нравились
мальчикам и помогали в воспитании. «Совершенно изменился облик колониста: он
стал стройнее и тоньше, перестал валиться на стол и на стену, мог свободно и
спокойно держаться без подпорок. Уже новенький колонист стал заметно
отличаться от старого. И походка ребят сделалась увереннее и пружиннее, и голову они стали носить выше, забыли
привычку засовывать руки в карманы, – отмечал А. С. Макаренко» [3, с. 183]. «Стиль
поведения воспитанников в кабинете руководителя и совета командиров должен
быть по традиции обязательно сдержанным, вежливым, деловым. Какая бы то ни
было фамильярность недопустима в такой же мере, как и излишняя сухость,
официальность или раздражительность» [2, с. 192]. Педагоги вписывались в
общий стиль отношений, вырабатывая свои традиции. Так, в колонии считалось
совершенно недопустимым, чтобы педагоги и руководство в присутствии
воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми.
Так же точно, как и воспитанники, «педагогический персонал должен говорить
тогда, когда нужно, и столько, сколько нужно, не должен валиться на стены и
столы, не разваливаться на диванах, не плевать, не бросать окурков, не
стряхивать на пол пепел, не ходить в помещениях в шапках и пальто» [2, с.
228]. «Традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята
чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся
им и стараются его улучшать. Без таких традиций я считаю невозможным
правильное воспитание, – говорил Макаренко» [2, с. 270]. Управленческая
культура А. С. Макаренко представляет огромный интерес для современных
менеджеров образования и нуждается в углублённом изучении для улучшения их
педагогической подготовки. Библиографический список 1. Кроль
Т. Г. А. С. Макаренко [Текст]: биография / Т. Г. Кроль. М.; Л., 1964. 72
с. 2. Макаренко
А.С. О коммунистическом воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. М.: АПН
РСФСР, 1952. 534 с. 3. Макаренко
А. С. Педагогическая поэма [Текст]: в 7 т. / А. С. Макаренко. Т. 1. М.:
АПН РСФСР, 1959. 783 с. 4. Макаренко
А. С. Работа воспитателей [Текст]: пед. соч.: в 7 т. / А. С. Макаренко.
Т. 5. М.: АПН РСФСР, 1958. С. 92-104. |
|
||
|
|
|
|
|