: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 7-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 8 апреля 2010 г.

 

 

М. П. Кашина

Социально-педагогическая деятельность по формированию
культуры педагогических отношений

В современном российском обществе проявляются тенденции к снижению общего культурного уровня населения, к утрате стремления у подавляющего большинства населения развиваться духовно, повышать свой культурный уровень. К сожалению, с этим явлением мы сталкиваемся и в педагогической среде.

Педагог, который должен быть образцом, эталоном поведения, не всегда выглядит достойно в глазах учеников, позволяя себе грубость и унижение подопечных вплоть до применения физического воздействия. Помочь педагогам строить отношения в школьном коллективе на высоком культурном уровне – одна из главных задач социального педагога.

Термин «педагогическая культура» впервые появился в публикациях Л. Е. Раскина в 1940 г. В 50-60-е гг. он активно используется в работах В. А. Сухомлинского, а в 70-80-е гг. прочно входит в научный обиход.

По определению Е. В. Бондаревской, «педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности» [2, с. 48]. Сущность педагогической культуры состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности [2, c. 48] .

Как отмечает Е. В. Бондаревская, основное поле деятельности воспитателя заключается в создании культурной среды развития личности ребёнка и оказании ему помощи в нахождении своего места в культуре – выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней. Для осуществления этой задачи необходимо воспитание нового типа педагога, способного ввести ребёнка в культуру, научить его видеть, чувствовать, думать, обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адаптироваться к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределения.

К сожалению, в условиях современной действительности педагоги, особенно молодые, часто не способны помочь ребёнку развивать и совершенствовать его культурный уровень. Выпускник педагогического вуза, имеющий определённый багаж специальных знаний и умений, зачастую обладает довольно низкой базовой культурой.

Высокая педагогическая культура рассматривается как основополагающая характеристика личности педагога. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов деятельности и личных достижений учителя в создании образцов педагогической практики. Е. В. Бондаревская предлагает следующие показатели педагогической культуры:

- гуманистическая педагогическая позиция учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения [2, с. 52].

Развитость всех компонентов индивидуальной педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение учителя, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только по показателям его соответствия профессиональной этике, но и по показателям концептуальности, индивидуального стиля и креативности.

В. А. Никитин определяет несколько путей формирования педагогической культуры специалиста социальной сферы.

Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она олицетворяет личность и способствует наиболее полному проявлению его педагогической культуры.

В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:

- повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в использовании их в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;

- усвоение педагогических технологий, методов и методик, средств и приёмов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;

- развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности: овладение и развитие навыков самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи [4, с. 280].

Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой специалиста социальной сферы принадлежит, как отмечает Г. М. Коджаспирова, «культуре профессионального самообразования педагога». Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование [3, с. 71]. Культура самообразования должна сформироваться у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она должна получить дальнейшее развитие у специалиста после выпуска в период его адаптации как молодого специалиста в должности, в процессе последующей его профессиональной деятельности.

Ни одно из изложенных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересованной роли самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его педагогической культуры.

 

Библиографический список

1. Бенин Е. Л. Педагогическая культура [Текст]: философско-социологический анализ / Е. Л. Бенин. Уфа: Изд-во Башкирского гос. пед. ин-та, 1997. 165 с.

2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности [Текст]: основные положения концепции воспитания в изменяющихся социально-экономических условиях / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1991. 80 с.

3. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст]: учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова. М.: Изд-во: Всеросс. науч.- практ. центра профориентации и психол. поддержки населения, 1994. 150 с.

4. Никитин В. А. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. А. Никитин. М.: Изд-во: МГСУ "Союз", 1998. 326 с.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению